Запрет обмана во всех его формах
При продаже нельзя давать клятвы, ложные обещания, расхваливать несуществующие качества товара. Если продавец сбывает свой товар с помощью ложных клятв, стремясь завысить цену, или же скрывает его недостатки, сделка, несмотря на получение от нее большой прибыли, будет лишена благословения Всевышнего. Это подтверждается словами посланника Аллаха: «Ложная клятва (продавца) способствует сбыту товара, но уничтожает благо сделки». Категорически запрещается преднамеренно обвешивать и обмеривать. Весы должны быть четко отрегулированы и точно указывать вес товара. Нельзя подмешивать что- либо или разбавлять товар для его утяжеления или увеличения объема. Не зря в Коране этой проблеме уделяется серьезное внимание, так как спустя четырнадцать веков она не перестала быть актуальной для современных рыночных отношений: «Со справедливой точностью блюдите вес и меру… И будьте верны в мере вы тогда, когда вам надлежит отмерить, и вес давайте на весах, которые не лгут. В конечном результате – это праведней и лучше» (Коран, 17: 35). Коран рассказывает о погубленном Богом народе пророка Шуайба. Прежде чем на них обрушилось наказание, Пророк призывал их соблюдать справедливость, не нарушать весы, не ущемлять права людей: «Вы ж соблюдайте меру верно, не будьте из числа недомеривающих, и взвешивайте верными весами, и не удерживайте от людей того, что им принадлежит по праву, и не ходите по земле, нечестие тюря» (Коран, 26: 181–183). Заключение договора с третьим лицом без доверенности Нельзя заключить договор на имя покупателя с третьим лицом без доверенности от покупателя. Например, продавец не может договориться о продаже товара с лицом, не представляющим интересы покупателя и не имеющим от него доверенности. Действия через доверенных лиц дозволены и законны, однако нельзя прикрывать свою деятельность чужим именем. 5. Запрет искусственно поднимать или сбивать цену. Согласно шариату, к числу наихудших видов торговли относятся попытки перебить торговлю другим продавцам нечестным способом, так же как и искусственно взвинчивать цену. Пророк так сказал об этом: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха!» Не одобряются ни неумеренное восхваление товара продавцом с целью поднять цену, ни умышленный наговор на товар со стороны покупателя в надежде сбить цену. Рекомендуется не проявлять желания купить что-либо раньше другого покупателя. Это не относится к аукциону. Продажа с аукциона не является запретной, поскольку все желающие приобрести выставленный на торгах товар находятся в равном положении, и торг происходит до заключения соглашения и принятия окончательного решения. Это соответствует сунне Пророка, который выставил товар на продажу и спросил: «Кто больше?» Ценообразование Продавец вправе сам рассчитывать и устанавливать цену, закладывая в нее себестоимость товара и свою прибыль. Ограничения может диктовать только спрос и предложение, то есть рыночная конъюнктура либо государство в случае неблагоприятных экономических ситуаций. Продавцу запрещается скупать товары крайней необходимости, чтобы затем, придержав их, продавать по более высокой цене. Посланник Аллаха сказал по этому поводу следующее: «Человек, старающийся повысить цены на что-нибудь необходимое для мусульман, заслуживает того, чтобы Всевышний Аллах в День воскресения вверг его в великое пламя». Существует правило продажи, согласно которому при повышении на рынке цены на товар его владелец может держать его не более трех дней, после чего должен пустить в продажу, а в случае падения цены на товар – удерживать не более сорока дней. Ведь Пророк сказал: «Не станет заниматься скупкой никто, кроме грешника». Этика покупателя В торговых сделках купли-продажи этика поведения со стороны покупателя имеет немаловажное значение в установлении дружественных и долгосрочных отношений. Покупатель вместе с требовательностью, предъявляемой к качеству товара, должен не скупиться, а наоборот, уметь легко договариваться о цене, не заставляя продавца отмеривать и отвешивать ему товара больше, чем полагается. Когда покупатель торгуется с продавцом или обсуждает каждую мелочь, чтобы добиться незначительной уступки, это рассматривается, согласно исламской морали, как признак отсутствия у него великодушия, особенно если покупатель со-стоятельный, а продавец бедный. Об одном из ярких примеров великодушия и благородства сообщается в рассказе, переданном посланником Аллаха, который поведал о двух чистых торговых сделках, в которых продавец проявил добросовестность, выразившуюся в исполнении обещания, а покупатель показал пример честности и богобоязненности. Пророк сказал: «Как-то раз один человек купил у другого поместье, а потом человек, купивший это поместье, нашел там кувшин с золотом и сказал продавцу: «Возьми у меня свое золото, ведь я покупал у тебя только землю и не покупал золота». Человек, которому принадлежала земля, сказал: «Я продал тебе землю со всем тем, что в ней было», – после чего они обратились на суд к одному человеку, который спросил: «Есть ли у вас дети?» Один из них сказал, что у него есть сын, а у другого была дочь. Тогда тот человек сказал: «Выдайте девушку замуж за юношу, израсходуйте деньги на них, остальное расходуйте на помощь неимущим».
|