Исламская доктрина рассматривает труд важнейшим фактором производства и основным источником дохода
Коран и сунна Пророка призывают человека работать, зарабатывая законным путем средства, обеспечивая себя и тех, кто находится на его попечении. Причем здесь должно быть найдено разумное сочетание духовной религиозной практики и активной трудовой деятельности. Духовное начало должно лечь в основу деловой этики ведения бизнеса либо трудовой культуры отдельного работника, но ни в коем случае не должно стать основным занятием, поглощающим основную часть рабочего времени. В Коране сказано: «А когда кончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, – может быть, вы будете счастливы!» (Коран, 62: 10). Коран учит, что человек должен направлять свои усилия на добывание пропитания, которое произрастает на земле: «Он Тот, Который подчинил вам землю, ходите же по ее просторам и питайтесь от Его удела…» (Коран, 67: 15). Однако пропитание и другие источники богатства, которые Всевышний создал для существования людей на земле, могут стать доступны в результате упорного труда и приложенных усилий. Земля не даст урожая без обработки, подкормки, орошения, а полезные ископаемые не могут быть использованы без извлечения их на поверхность и последующей обработки. Следовательно, труженик в результате своего труда преобразует природное богатство и создает полезный обществу продукт либо, используя свои способности и навыки, предоставляет услугу обществу. Труд и наилучшее выполнение своего дела является обязанностью для каждого члена общества, что подтверждается многими изречениями Пророка: «Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, на которую он заработал своим трудом, ведь поистине, и пророк Дауд, мир ему, питался тем, на что он зарабатывал своими руками, и если человек встретит ночь утомленным после напряженного труда в течение дня, его грехи будут прощены». При этом не отдается предпочтения какому-либо отдельному виду деятельности. Если работа не выходит за рамки шариата, то любой род занятия высоко ценится: от рабочих профессий до высокоинтеллектуальных сфер, включая также ведение домашнего хозяйства женщинами. Здесь интересно отметить, что женщина имеет право нанять домашнюю работницу либо получить оплату за свой домашний труд, так как данную работу она выполняет добровольно, и это не входит в ее обязанности перед супругом. Естественно, в семейной жизни требование женой оплаты домашней работы является нонсенсом, но данный тезис показывает внимание шариата к положению женщины и ее труду, который незаметен окружающим. Ислам рассматривает труд как естественное средство достижения человеком материальных благ, так как посредством труда происходит распределение созданного богатства в обществе. Это дает право на владение частной собственностью, которое строго охраняется законом от посягательств со стороны. Шариат считает обязанностью мусульманского государства обеспечить население источником средств для поддержания уровня благосостояния и гарантировать удовлетворение основных потребностей общества Если человек способен трудиться, государство обязано создать условия для занятости, если же он нетрудоспособен, то его основные потребности должны быть покрыты за счет государственного бюджета. Государство несет ответственность перед своими гражданами за исполнение основной обязанности – заботу об обществе и каждом его члене. В сборниках высказываний Пророка приводится множество примеров, подтверждающих обязанность государства создавать условия труда каждому дееспособному человеку. Когда к Пророку пришел один бедный человек, Пророк спросил его: «У тебя есть что-нибудь в доме?» Тот ответил: «Да, у нас есть подстилка, которой мы иногда прикрываемся, а иногда расстилаем на полу. И еще у нас есть кувшин, из которого мы пьем воду». Пророк попросил принести эти вещи. Когда тот принес, Пророк взял их в руки и спросил, кто хочет купить их. Кто-то сказал, что купит их за один дирхем. Посланник Аллаха спросил, может ли кто-нибудь дать за них больше. Он повторил свой вопрос два или три раза, прежде чем кто-то ответил, что даст два дирхема. Пророк отдал ему эти вещи, взяв за них два дирхема. Затем он отдал деньги ансару со словами: «На один дирхем купи еды для своей семьи, а на второй купи топор и принеси мне». Человек принес ему топор, и Пророк своими руками насадил его на деревянную рукоять, а затем сказал: «Иди, заготовь дрова и продавай их. Придешь ко мне через две недели». Тот сделал, как ему было сказано и заработал десять дирхемов. Пророк сказал ему: «Это лучше для тебя, чем предстать в Судный день с печатью попрошайничества на лице. Просить о помощи разрешено только трем людям: очень бедному человеку, тому, кто должен большую сумму, и тому, кто должен заплатить выкуп за кровь наследникам убитого». Пророк показал пример, предоставив возможность человеку зарабатывать средства к существованию, и одновременно осудил безделье и нищенство. Что бы ни делал человек, каким бы законным путем он ни зарабатывал на жизнь, это считается его личным делом. В ответ на его право личного выбора он обязан только выполнять определенные обязательства перед обществом и платить установленные государством налоги. Когда это обязательство выполнено, он имеет право на защиту государства, а его свобода предпринимательства гарантируется и обеспечивается.
|