Ислам утверждает право работника на получение заработной платы в полном размере и без задержки
Человек, который нанят на работу, обязан выполнять свои обязанности честно и с полной отдачей. Работник должен стремиться к профессиональному совершенству и высокой производительности труда. Он обязан быть надежным человеком и не разглашать коммерческих тайн, а также нести ответственность за выполненную работу. Пророк сказал, что если человек согласен выполнить работу, то Бог любит наблюдать за тем, как он выполняет ее и как приносит пользу. Когда работа завершена и добросовестно выполнена, рабочий имеет право на оплату своего труда. Отказ предпринимателя уплатить справедливую сумму или его попытки уменьшить ее является греховным поступком. Система оплаты труда не принимает в расчет только фактор рабочего времени, но и исходит из действительного объема производства. Абу Хурейра приводит слова Посланника Аллаха: «Отдайте работнику плату до того, как у него на лбу не высохнет пот». Пророк считал несправедливое отношение к работнику и неуплату положенного ему вознаграждения за работу одним из больших грехов. Он говорил: «Аллах сказал: «В день воскресения (из мертвых) Я буду противником троим: человеку, (пообещавшему) Моим (именем), а потом поступившему вероломно, и человеку, продавшему (в рабство) свободного человека и человеку, нанявшему работника, потребовавшему от него выполнения сполна, но не заплатившему ему того, что он заработал». Выводы в соответствии с этим хадисом таковы: • строгое соблюдение условий заключенного договора; • строгий запрет на торговлю людьми и взятие заложников; • обязательная оплата выполненной работы. История о трех людях, случайно оказавшихся в заваленной обломками скалы пещере, наглядно показывает, какое место уделяется защите прав работника. Один из трех людей в этой пещере сказал, что нанял нескольких человек для работы и уплатил им за труд, но один человек ушел, не взяв денег. Затем он вложил эти деньги в дело и получил большую прибыль. Через некоторое время пришел работник и потребовал оплаты своего труда, на что работодатель сказал, что стадо верблюдов, коров и овец принадлежит ему. Удивленный человек после объяснения забрал все стадо и ушел. Этот поступок третий человек совершил ради довольства своего Создателя. После этих слов выход открылся и люди вышли из заточения. Этот пример служит доказательством проявления уважения к работнику. Хотя в данном случае работодатель мог отдать только причитающуюся сумму заработанной платы и оставить себе остальную часть дохода, он оценил выше своей прибыли отношения с наемным работником. Работодателю надлежит заботиться не только о своевременной оплате труда, но также о привлечении сотрудников к участию в прибылях предприятия, чтобы повысить их заинтересованность в результате деятельности компании. Такое участие должно давать сотрудникам возможность вносить предложения, касающиеся их повседневной работы и повышения эффективности деятельности компании в целом. Заработную плату необходимо поставить в прямую зависимость от прибыльности предприятия. Все это должно найти отражение в коллективном договоре. Наличие подобной договоренности в интересах и предпринимателей, и работников. Руководители сами должны обладать мастерством и профессионализмом, мудростью и дальновидностью, не останавливаться на пути повышении знаний и квалификации. «Мусульманам, – утверждалось на страницах «Журнала Лиги исламского мира», – надлежит не жалеть трудов и энергии, чтобы овладеть административным мастерством, искусством управления производством, чтобы осваивать научно-технические достижения, вводить в действие весь человеческий потенциал и возможности. На это нацеливает Коран, где говорится: «И Мы испытываем вас, чтобы узнать среди вас усердствующих и терпеливых…» (Коран, 47: 31). Мусульманские теоретики углубляют ранее сформированные представления о разделении и специализации труда, о дифференсации предпринимательства.
|