ДРЕВНИЙ РИМ
Обоснование древнеримской формы рабовладения изложены в сочинении " Землевладение" Катоном Старшим, являющимся крупным землевладельцем. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости, в зависимости от прилежания, рационально эксплуатировать их труд. Он считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в повиновении. Предусматривая возможные выступления рабов, Катон советовал поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты, несогласие между ними. Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н.э. продолжил Варрон в трактате " О сельском хозяйстве". Автор ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности. Его работы связаны не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства. Кризис рабовладения отразил в своём сочинении " О сельском хозяйстве" Колумелла. Он писал о низкой производительности рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред, плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев. В поисках выхода из кризиса ученый отдает предпочтение более производительному труду свободных производителей, ставит вопрос об отказе от рабского труда, использовании колонов. 1.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ. 1.2.1 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ 1. Рабство как основа производства, рабы-иноземцы. 2. Торговля, превращение в международный торговый центр. 3. Колонизация как возможность избавиться от " излишнего" населения и получить дополнительные ресурсы. 4. Подкармливание свободного гражданства за счет рабов, военной добычи, аграрной периферии. 5. Демократия как форма государственного устройства. Экономическая мысль периода расцвета рабовладельческого полиса может быть названа скорее описательной. Перикл (около 500 г. до н.э.), который правил Афинами в течение 15 лет воспевал их как рай земной. Кризис рабовладельческого строя породил теории, направленные на поиск выхода из кризиса. Рабовладение прошло три основных этапа: I. Зарождение рабовладельческого строя (противоречия между общиной и рабовладением; противоречия в экономической мысли). Раннее рабовладельческое общество (VIII, преимущественно VII-VI вв. до н.э.). В начале первого этапа в истории экономической мысли античной Греции нужно выделить период формирования рабовладельческого строя. Экономический подъем городов и образование полисов обостряли экономические противоречия Греции. Общинный строй разлагался, крестьянское хозяйство оказалось под угрозой, самому крестьянину угрожало порабощение. Экономические воззрения находили свое отражение лишь в произведениях и материалах, мало связанных с экономикой. Это относится к греческому эпосу, в частности представленного в " Илиаде" и " Одиссее". Своеобразный культ войны, защита натурального хозяйства (торговля еще развита слабо, и не затрагивает основ экономики). Более зрелый этап (VII-VI вв. до н.э.). Гесиод " Труды и дни". Оно полно воспоминаний о тех временах, когда земля была плодородней, свобод было больше. Гесиод рекомендует " систему двух детей" для ограничения дробления земельных наделов. На первом плане - постройка дома, покупка вола. Защищая крестьянские идеалы, Геосид считает покупку рабыни в качестве погонщицы волов - обычным правомерным делом. Большие надежды возлагаются на труд, как источник богатства (земледельческий). Гесиод выступает против увеличения дохода торговлей и судоходством, предпочтение отдается более спокойным доходам сельскохозяйственного происхождения. II. Расцвет рабовладения (в экономической мысли никаких сомнений). III. Кризис (возврат к натуральному хозяйству, натуральному способу производства, попытка смягчить противоречия, поиск путей выхода из кризиса). В IV в. до н.э. экономическая мысль Греции развивается в новых условиях.Начинается кризис рабовладения, который характеризуется следующими положениями: 1. Считалось, что рабство - это социальная опасность. 2. Происходила пауперизация свободного населения (из-за торгово-промышленного направления экономики). 3. Существовала неустойчивость экономической системы. Под влиянием этих факторов формируются вопросы: не вернуться ли к земледелию и натуральному хозяйству? Ликвидация рабства невозможна, но как смягчить его противоречия? Как увеличить эффективность рабского труда? Наблюдается рецидив натурально-хозяйственной концепции. в VI веке до н.э в Греции при храмах появились первые банки. Возможностью заработать на кредитовании пользовалась практически вся знать. Плутарх писал о том, что в Аггипе весь простой народ был в долгу у богатых, многие брали деньгив долг под залог самих себя, заимодавцы имели право обратить их в рабов или продать за границу. Процент по ссудам не регулировался и мог достигать 100%годовых. Экономические взгляды Ксенофонта, Платона и Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, между демократической Афиной и олигархической Спартой. Это, конечно, сильно отражалось в работах древнегреческих философов. Мир Ксенофонта, Платона и Аристотеля - это мир крушения системы греческих городов-полисов и возникновения империи Александра Македонского.
|