ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕЙ ВАВИЛОНИИ. КОДЕКС ЦАРЯ ХАММУРАПИ
Вавилония - это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата. О зарождении и развитии экономической мысли в Древней Вавилонии, а также о действовавших в ней экономических порядках дают представление дошедшие до нас законы царя Эшнунны (XX в. до н.э.), законы Липит-Иштара (ХХ-Х1Х вв. до н.э.) и законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Законы Эшнунны[5] предусматривали установление государством цен (на ячмень, масло, шерсть, соль, медь и др.). Установленные твердые цены позволяли определять уровень арендной платы, размеры штрафов, норму процента, хранение и т.д. Законы регламентировали норму процента. В связи с тем, что в Вавилонии были достаточно высоко развиты товарно-денежные отношения, ставка процента оказалась более низкой, чем в Древнем Египте. Этими же законами предусматривалось регламентирование продажи недвижимости. Законы Эшнунны свидетельствуют о первом в истории человечества опыте государственного регулирования ценообразования. Законы Липит-Иштара (1934-1924 гг. до н.э.)[6] дошли до нас только в виде фрагментов. Однако известно, что на втором году правления «он установил справедливость в Шумере и Аккаде» (предположительно объявил недействительными сделки купли-продажи земли и долговые обязательства). Эти законы, по-видимому, оказали влияние на законы Хаммурапи. Попытка несколько ограничить развитие долгового рабства, не обостряя противоречий общества, была предпринята в Вавилонии. Появляется Кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.)[7]. На базальтовом столбе, найденном при раскопках в г. Сузи в Эламе был выбит в виде текстов свод законов, действующих в правлении царя Хаммурапи. Законы царя часто именуемые кодексом законов (кодекс законов создан около 1760 года до н.э.) являются памятником древневосточного рабовладельческого права и дают представление об экономических основах организации общества, состоянии экономической мысли того времени. Этот исторический документ отражает реальные случаи хозяйственной практики. Законы сгруппированы тематически: собственность, царская служба, брак и семья, свободный общинник, неполноправный общинник, находящийся на царской службе. Деление общества на рабовладельцев и рабов признавалось естественным; рабы приравнивались к материальным ценностям. В законах Хаммурапи нашла отражение забота об укреплении и охране частной собственности вавилонских граждан, об аренде, о ростовщичестве и найме. Покушение на частную собственность каралось смертной казнью, сдачей в рабство. Законы Хаммурапи запрещали продажу наделов вавилонских граждан, государственных служащих, воинов. Большая группа законов была направлена на регулирование ростовщичества; законы запрещали ростовщикам самим (без разрешения должника) забирать его урожай в счет уплаты долга. Предусматривалось наказание за плохое обращение с заложниками. Долговое рабство было ограничено тремя годами. Основная задача кодекса законов царя Хаммурапи - нейтрализовать социальные последствия долгового рабства. 1. Социальный статус долгового рабства был объявлен временным состоянием, через три года раб становился свободным, долги его аннулировались. 2. Существовал запрет на убийство неоплатных должников. 3. В случае неурожая арендаторы освобождались от арендной платы. 4. Были установлены нормы для арендной платы. 5. Была санкционирована частная собственность в разных видах и ей были даны широкие гарантии (в случае воровства, обмана). 6. Вопрос о натуральном и товарном хозяйстве решался в пользу последнего. Торговля трактовалась как нормальное явление. Ее регулированию посвящалось много статей, разрешался наем ремесленников, работорговля. С помощью рабства Хаммурапи предлагал даже укрепить семью: " Если жена вознамерится оставить своего мужа, станет его позорить, поступать расточительно, то она могла быть брошена в реку или должна жить в доме мужа как рабыня". Хаммурапи рекламировал свой кодекс как водворяющий справедливость и исключающий обиду слабого со стороны сильного. Основные цели: смягчить долговое рабство, сохранить военные поселения. Законы предусматривали деление населения на три категории: 1. полноправные свободные граждане - общинники; 2. неполноправные свободные граждане, находящиеся на царской службе; 3. рабы. Для граждан каждой из указанных категорий за одни и те же проступки предусматривались различные меры наказания. В кодексе законов царя Хаммурапи содержатся первые упоминания о первых ростовщиках. Царь Хаммурапи впервые ввел ограничения на процентную ставку - 20% годовых по денежным займам и 33 % - для займов, выдаваемых в виде зерна для посевов. Деление на товарный и денежный кредиты сохранится с той поры в практике и понаши дни. Тогда же впервые началась диверсификация кредитов. Например, в Уре во II - I вв. до н.э. было известно несколько видов кредитов, в том числе беспроцентные. Обычно они были не более 1 месяца и выдавались либо в рамках большого семейного хозяйства, либо в рамках профессиональной организации. Однако в случае невозврата должник должен был выплатить долг вдвойне в обмен на отсрочку платежа. Подобная практика была широко распространена в Месопотамии, впоследствии - на Ближнем Востоке. Например " долговая риба" [8] (в мусульманском праве) первоначально представляла собой обязательства должника помимо основной суммы долга выплатить процент в обмен на продление кредитором срока возврата кредита. Хаммурапи превратил всех ростовщиков в государственных служащих. Единственное эффективное средство борьбы с чрезмерностью ростовщичества были царские амнистии, которые прощали долги, и кредиторы не смели ограничивать их свободу. Подобные а мнистии были распространены в Вавилоне. Но амнистия распространялась только на зерновые долги, но не на серебро. Другой способ частичного ограничения влияния ростовщичества на общество был строго установленный срок долговой зависимости. Должник, попавший в подобную зависимость, вынужденный физическим трудом погашать свою задолженность, автоматически освобождался в соответствии с законом Хаммурапи, от своего долга по истечении трех лет. К тому же времени относится первое упоминание о залоге. Обеспечением возвратности займа моглослужить засеянное семенами поле кредитополучателя: в то время деньги, семена в рост могли давать как купцы, так и любые частные лица. Проблема возвратности кредитов в те далекие времена стояла достаточно остро. Исторические источники свидетельствуют отом, что сроки действия неко т орых закладных могли доходить до 200 лет, а кредитор в обмен на выдачу товарного кредита получал права на жен, детей должника, всю его собственность. К этому времени относятся и письменные свидетельства успешных попыток применения сделок кредитования в условиях установленных ограничений. В тех сообществах, где земля передавалась по наследству, должник в обеспечение возвратности кредита усыновлял в официальном порядке человека, выдавшего ссуду.Широкое распространение ростовщичества в условиях безграмотности большинства населения, приводило к катастрофическому расслоению общества на землеимущих и рабов.
|