ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. КСЕНОФОНТ И ПЛАТОН
Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями в этой области являлись известные древнегреческие мыслители Ксенофонт, Платон и Аристотель. Все они были сторонникам натурального хозяйства и рабовладельческого общества, которое называли классическим, или античным. Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) одним из первых начал изучать проблемы разделения труда, он — сторонник коллективного рабовладения и потребления. Его основной труд назывался «Ойкономия», что было переведено как «Домострой», («наука о доме» или " искусство управления домом»), трактат " О домашнем хозяйстве". Однако это греческое слово переводится и как «экономика» или «экономия». В трактате “О домашнем хозяйстве” дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Важнейшие идеи трактата “О домашнем хозяйстве” сводятся к следующему: · естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей - на свободных и рабов; · любой товар обладает полезными свойствами {потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость). Согласно Ксенофонту, хороший хозяин дома тот, кто умело ведет сельское хозяйство, держит запасы на целый год, мелет хлеб на ручных мельницах, заставляет печь дома хлеб, при участии хозяйки прясть шерсть, ткать пряжу, изготовлять одежду для господ и рабов. Покупки на рынке не играют важной роли. Всю работу в домашнем хозяйстве и в поле исполняют только рабы. В работе Ксенофонта содержались советы о том, как вести хозяйство, о наилучших методах эксплуатации рабов (включая элементы социальной демагогии и применения материальных стимулов). Большой заслугой Ксенофонта явилось то, что он обратил внимание на наличие у любого товара двух сторон (полезных свойств): удовлетворять определенную потребность человека, (т.е. быть потребительной стоимостью) и способности к обмену (делающей товар меновой стоимостью). Ксенофонт, как отмечалось выше, был сторонником натурального хозяйства, а также противником ростовщичества. Но при этом он признавал полезность денег, указывал на наличие у них функций средств обращения и средств платежа. Другой античный мыслитель — Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик Сократа, создал теорию идеального общественного устройства. Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное(аффектное) состояние и представляющую их равновесие. Платон проект идеального государства разработал в работах " Политика" (или " Государство") 380-370 гг. до н.э. и " Законы" (366-347 гг.до н.э.). Проект предусматривал сословную дифференциацию общества. Общество должно было иметь следующую структуру: 1. философы, которые управляют государством; Во главе общества должны стоять философы как наиболее здравомыслящие, способные к познанию мира и к управлению людьми. Они должны действовать от имени и на благо всего общества, отрекаясь от личных пристрастий, поэтому они не должны иметь частной собственности. 2. воины, функцией которых является защита государства от внешних и внутренних врагов. Они находятся в таком же положении по отношению к собственности. Для них устанавливаются лагерные порядки, общий стол по Спартанскому образцу. " Стражи не должны ослаблять свои силы взаимными ссорами из за золота, жен", поэтому нужно сделать женщин общим достоянием, а золото - предметом презрения. Осуждение обогащения военной касты - за это ее будет ненавидеть народ. 3. работники (крестьяне и ремесленники), которые поддерживают государство материально. Обязанностью их является материальное производство необходимых всему обществу благ, они не могут обходится без личной заинтересованности в результатах своего труда и им разрешено иметь частную собственность. Рабов Платон не относил к какому-либо сословию, так как они являются собственностью свободных граждан. Он проповедовал уничтожение частной собственности. Все граждане, согласно Платону, в идеальном государстве могут получить дом и земельный надел без права распоряжения им, т.е. его нельзя будет продавать или покупать. Представляет интерес и такое правило, характеризующее идеальное общество Платона, — не должно быть слишком большой имущественной дифференциации граждан; имущество граждан не должно отличаться по объему более чем в четыре раза. Граждане не должны иметь золота и серебра, не должны заниматься ростовщичеством. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.
|