ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Средневековая европейская мысль испытывала сильное влияние античности. Особенностью средневековых учений стало участие в их создании католической церкви, ставшей крупным феодалом, обладающим землями и крестьянами. Вопросы эффективного управления землей, получение дохода стали для церкви также важны, как и для любого другого хозяйствующего субъекта. В поисках ответа на экономические вопросы стали принимать участие монахи - каноники (канонисты), церковные юристы, одни из самых образованных людей своего времени. Характеристика экономической мысли средневековья [10]: 1. Экономическая мысль прикрывалась богословскими текстами замысловатого характер 2. Экономическая мысль была отражением борьбы между крестьянской общиной и феодальным поместьем (колонат, латифундия, вилла). Феодальные поместья добились только подчинения общины, а не ее устранения. Сохранились общинные луга, леса, болота, пастбища - их сохранение - одно из требований крестьянских восстаний. Это основа конфликта между общинной собственностью и частной собственностью. 3. Крупное производство, благодаря концентрации крестьян (техника ручная и примитивная). 4. Города с их торговлей, промышленностью. 5. Экономическая политика феодального поместья - особенное место в развитии экономической мысли. Раб работает под принуждением, крестьянин же полусамостоятельный работник. Он работает хорошо на своем участке, но на хозяйском дворе так же уклоняется от работы, как и раб античности. Отсюда возникают общие экономические проблемы: как заставить трудиться раба и крестьянина на господской вилле, латифундии. 6. Оброк и барщина, противоречия между ними. Оброк - более прогрессивен. Барщина - тот же рабский труд. Оброк ослаблял зависимость между крестьянином и феодалом. 7. Оправдание феодальной ренты. Рента - справедлива и достойна. Поиски экономического принуждения, поземельной зависимости, возвращение к барщине. 8. Противоречия между натуральным и товарным хозяйством, крестьянами и горожанами. В городах даже отменяется крепостничество. Феодализму крестьян присущи: - потребительские мотивы; - вотчинное ремесло; - всевозможные барщины и оброки; - накопление снеди " в запас". Феодализму в городах присущи: - борьба за редкие элементы производства (железо); - реализация избытков сельского хозяйства; - купцы и ростовщики разоряют даже аристократов, не говоря уже о крестьянстве. Известные " Правды": Салическая, Рипуарская, Вестюрская. Салическая правда - начало VI века. Королевство франков[11] дает перечень штрафов за различные преступления. 1. Не уделяет внимания городам и промышленности. Это аграрный кодекс. Сельское хозяйство - основное занятие франка. 2. Игнорирование вопросов торговли. 3. Социальное равенство - равный штраф за убийство любого франка. 4. Приоритет общинной собственности (но право королевской власти нарушать землевладение общины). 5. Родовая община, но уже тогда заменяется земельной или соседской. 6. Роль государства в лице короля. Он мог освобождать рабов. Основной принцип - " Нет земли без господина". Принципы экономической политики феодалов: 1. Монополия феодалов на землю. 2. У крестьян только землепользование. Надел мог быть конфискован по любому поводу. " Все должно быть подвластно сениору, вместе с землей." Уравнение земель крестьян. 3. Своевременно продаются излишки, нанимаются батраки, покупаются ремесленные изделия в городах. Часть оброков и штрафов взымаются в денежной форме. Источники экономической мысли Средневековья'. · в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Халдуна(1332-1406); · в Западной Европе: идеи Августина (354- 430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225- 1274); · в России: “Русская правда” (XII - XIII вв.) - свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.); М. Башкин (XVI в.). Изучение и толкование Корана — собрания проповедей, обрядовых и юридических установлении, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине —положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти “столпов веры”, то есть правильного поведения, является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака).
|