ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. АВГУСТИН. ФОМА АКВИНСКИЙ
Августин Блаженный (353-430) — епископ Гиппона (Северная Африка), был выразителем экономической мысли раннего Средневековья, в период, когда хозяйство имело натуральный характер, феодальная система и классы феодального общества находились в стадии зарождения.Главные труды Блаженного Августина - “О граде Божием” и “Исповедь”. Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: “град Земной”, то есть государственность, которая основана “на любви к себе, доведенной до презрения к Богу”, и “град Божий” - духовная общность, которая основана “на любви к Богу, доведенной до презрения к себе”. Экономические воззрения Августина: а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны; б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами; в) “справедливая цена” есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство. Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма. Августин считал необходимым ориентировать хозяйственную деятельность на удовлетворение потребностей людей. Опираясь на Библию, он доказывал необходимость заниматься трудом, трудовой деятельностью. При этом физический труд, который в рабовладельческом обществе был в основном уделом рабов, Августин оценивает также высоко, как и умственный. Его учение служило интересам нарождающегося класса феодалов. Трудом, согласно учению Августина, надо создавать только необходимое; создание же излишнего богатства Августин осуждал: «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царство небесное»[12]. Крупная торговля и ростовщичество осуждались. В отрицательном отношении Августина к торговле, ростовщичеству отразились свойственные его эпохе неразвитость товарно-денежных отношений, преобладание натурального хозяйства. Итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1274) — крупный представитель экономической мысли Средневековья. В его время феодальная система отношений уже сложилась, и значительное развитие получили товарно-денежные отношения. Фома Аквинский был известным богословом, учение которого стало официальной философией Ватикана. Им был создан обширный труд «Сумма богословии», в котором изложены его экономические воззрения. В средние века католическая церковь, обладая колоссальным богатством и экономическим могуществом, оправдывала господство крепостничества и для его защиты использовала церковные правила (каноны). Фома Аквинский был завершителем теории канонистов. Фома Аквинский исходил в своем учении из того, что люди рождаются неравными, и что на этом основаны общественное разделение труда и деление общества на сословия. «Как у пчел, — писал он, — одни собирают мед, другие строят из воска ячейки, а королева совершенно не участвует в материальных трудах, так и у людей; одни должны возделывать землю, другие — строить дома, а часть людей, будучи свободна от мирских забот, должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных". Собственность — естественное и необходимое условие человеческой жизни. Частная собственность — основа хозяйства, экономической деятельности. Он враждебно относился к крупной торговле, хотя некоторые виды торговли считал «чистой» и полезной для общества (например, ввоз в страну предметов первой необходимости). Фома Аквинский в целом осуждал взимание процента. Справедливая цена — соответствующая трудовым затратам. Однако отступление от этой цены правомерно, если цена не гарантирует каждому участнику сделки приличное его социальному положению существование. В основе всей теории Фомы Аквинского лежало оправдание сословных привилегий феодалов и купцов. Именно на это была направлена его безоговорочная защита земельной ренты.
1.3.4. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ РУСИ. «РУССКАЯ ПРАВДА», ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ Главной особенностью формирования экономических идей и принципов экономической политики в нашей стране является наличие периода феодализма, который составил временной отрезок длинною почти в 1000 лет. В то же время процесс становления и развития отечественной экономической науки связан со спецификой социально-экономического развития и экономико-географического положения России. Экономическая мысль Русского государства, как и в других странах, развивалась вместе с развитием общества. Долгое время она существовала в тесной связи с религиозными воззрениями людей, их нравственными понятиями. Поэтому при изучении экономической мысли Древней Руси следует обратить внимание на летописи, договоры, грамоты князей, церковную литературу. В каждый период отечественной истории появлялись оригинальные документы, отражающие определенные экономические взгляды. Среди них: · законодательные установления Киевской Руси в «Русской Правде»; · нравоучительные послания и программы протопопа дворцового собора Ермолая-Еразма, предлагавшего земельные реформы, осуждавшего ростовщичество, «ибо расти может только животное и растение, а не серебро» (XVI в.). Эти документы отражали идеи справедливости, нормы хозяйственных отношений, принципы укрепления централизованной власти. Важное место среди них занимает " Русская правда" — первый в истории кодекс законов Русского государства. Содержание ее отражало существовавшие в Киевской Руси в XI-XIII вв. производственные отношения. «Русская Правда»— сборник установлений правды, закона. Это своего рода кодекс гражданского права, содержащий нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения «Правды», свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси. Сохранилось несколько вариантов «Русской Правды» — «краткой» и «пространной», первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. «Правда» складывалась с X по XII в. при Ярославе (978–1054) и его преемниках, детях, внуке – Владимире Мономахе (1053–1125). «Поучение» Мономаха – яркий литературный памятник, наставления и комментарий к Правде. Русская Правда не только памятник права, но и источник сведений о нормах хозяйственной жизни, экономических отношениях. Из нее мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполняющих роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В списках Правды есть таксы на постройку и починку мостов, изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежной ссуды, предоставленной в заем. Таким образом, «Русская Правда» — свод юридических норм, экономических понятий; документ, предписывающий правила поведения, установленные законом и обычаем, раскрывающий картину социально-экономических, хозяйственных отношений, экономических идей и представлений древнерусского народа. Экономическая мысль XII—XV вв. способствовала прогрессу Русского государства, умножению его экономической и политической силы. Но это еще фрагменты, предыстоки, а не система взглядов. Документы, уставы, трактаты содержат отдельные наблюдения, излагают правила ведения хозяйства, выдвигают поучения и советы, в основном, в сочетании и соответствии с религиозными нормами и правилами. Конец XV — начало XVI в. — один из важных этапов в истории русского народа. В этот период завершается процесс ликвидации раздробленности страны и образования Русского централизованного государства. Это способствовало экономическому прогрессу, развитию товарно-денежных отношений. Наряду с наследственной собственностью бояр начало расширяться поместье, дворянское землевладение как вознаграждение за службу. С образованием централизованного государства роль поместного дворянства значительно возросла. Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай — священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразма. Большая часть его произведений посвящена богословской и нравоучительной тематике, но и в них он освещал актуальные социальные вопросы. По своим политическим воззрениям Ермолай-Еразм — противник боярского своевластия. Значительное для своего времени произведение Ермолая-Еразма под названием «Правительница» представляет собой первый в России специальный экономико-политический трактат, написанный в 40-х или начале 50-х годов XVI в. В нем изложена система мер, направленная на решение актуальных задач того времени. Большое место в " Правительнице" занимает вопрос о положении крестьянских масс. Еразм отводил им первостепенное значение в жизни общества и обращал внимание на их тяжелое, бедственное положение. Стремясь облегчить положение крестьян, он считал необходимым освободить их от денежных уплат землевладельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал переложить на население городов. Повинности землевладельцам крестьяне, по его мнению, должны выполнять только в форме натурального оброка в размере пятой части добываемого ими продукта. Размер обеспечения землей и крестьянами Еразм ставил в зависимость от служебных достоинств и выполнения служебного долга. Нетрудовое богатство вельмож отвергалось им как несправедливое. В " Правительнице" рассматривался вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства. Такую основу Еразм видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им реформа в области землевладения — раздача земли крестьянам и служилым людям — отражала прежде всего интересы новой, прогрессивной для того времени части общества — служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства. В этом смысле она имела прогрессивное значение. Контрольные вопросы к разделу 1 1. Первоначальное толкование экономики. 2. Назовите особенности экономической мысли Древнего Мира 3. Какие проблем возникали перед обществом со времен древних цивилизаций, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор. 4. Какими аргументами поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными отношениями. 5.Что являетсмя основой экономики Древнего Востока. 6. Какие две возможности превращения человека в раба существовали в Древнем Востоке. 7. Какую роль в экономической истории играло государство с момента его появления. 8. Какие основные проблемы стояли перед ранней экономической мыслью ДревнегоВостока. 9. Характерные признаки азиатского способа производства. 10. Главная его идея произведения " Речение Ипувера" (Древний Египет, начало XVIII в. до н.э.). 11. Что предусматривали законы Эшнунны в Древней Вавилонии. 12. Что отражал кодекс законов царя Хаммурапи (Древняя Вавилония, 1792-1750 гг. до н.э.). Его основная задача. 13. Столкновение каких двух тенденций в социально-экономической жизни Древнего Китая определяли важнейшую проблематику экономической мысли этого государства. 14. Каковы экономические взгляды Конфуция (Кун Цзы) (551--479 до н.э.) в сборнике «Лунь юй»(«Беседы и суждения»)(6 в. до н.э.). 15. Как описал свой жизненный путь Конфуций. 16. Какую главную задачу выдвигали авторы трактата «Гуань-цзы»(Китай, 4 – 3 векам до н.э). 17. Какие Вы знаете выдающиеся памятником истории экономической мысли древней Индии. 18. О каких экономических проблемах писали в своих произведениях авторы Древнего Рима. 19. Чем природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий древневосточных стран. 20. Что стало основной производственной ячейкой в Древней Греции. 21. Сушествование каких трех основных классов предполагала социальная структура городов-полисов в Древней Греции. 22. Какие два основных хозяйственных типа греческих полисов можно выделить. Какие моменты характеризовали ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС. 23. Какие три основных этапа прошло рабовладение. 24. В каких условиях формировались экономические взгляды древнегреческих мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля. 25. Как называл основной труд Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.). Какие проблемы он в нем рассматривает. 26. Проект чего разработал Платон (428-347 гг. до н.э.) и в каких трудах. Какую структуру должно иметь общество в соответствии с проектом. 27. Сторонником чего был Аристотель и проект чего он разрабатывал. На какие пять классов он делил граждан Греции. 28. К чему относил Аристотель хозяйственную деятельность. Что такое экономика и хрематистика по Аристотелю. 29. Дайте характеристику экономической мысли средневековья. 30. Что следует считать важным научным достижением Ибн-Хальдуна(1332-1406). Какие три состояния согласно Ибн-Хальдуну прошло человечество. 31. Экономиические взгляды Августина Блаженный (353-430). На что считал Августин необходимым ориентировать хозяйственную деятельность. Опираясь на какое произведение он доказывал необходимость заниматься трудом, трудовой деятельностью. Интересам какого класса служило его учение. 32. Каковы экономические взгляды итальянского богослов Фома Аквинский. Что является основой хозяйства, экономической деятельности, отношение Фомы Аквинмкого к крупной торговле. Понятие " справедливая цена" и причины отступления от неё. 33. С чем связан процесс становления и развития отечественной экономической науки. Особенности возникновения и становления экономической мысли Древней Руси. 34. " Русская правда" — первый в истории кодекс законов Русского государства. Что отражало его содержание. 35. Конец XV — начало XVI в. — один из важных этапов в истории русского народа. Процесс чего завершается в этот период. 36. Экономические интересы кого выражал в XVI в. Ермолай - священник Московской дворцовой церкви, который позднее постригся в монахи под именем Еразм. 37. Под каким названием Ермолая-Еразма представил первый в России специальный экономико-политический трактат, написанный в 40-х или начале 50-х годов XVI в. Что в нем изложено. 38. В " Правительнице" рассматривался вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства. В чем такую основу видел Еразм, в области чего была предложенная им им реформа, чьи интересы отражала реформа и на что была направлена.
|