РОБЕРТ ОУЭН
Роберт Оуэн (1771-1858). в отличие от вышеприведенных утопистов свои теоретические воззрения осуществлял на практике. Утопический социализм в Англии по сравнению с Францией имел некоторые особенности. Он развивался как более радикальное движение, отрицающее частную собственность в любом виде. Ему не были свойственны сен-симонистское преклонения перед обществом индустриалов и присущая Фурье переоценка роли капиталистической торговли. Английский утопический социализм был свободен от романтики и религиозной формы. Взгляды Оуэна изложены во многих работах в том числе: «Об образовании человеческого характера» (1813-1814), " Доклад графству Ленарк" (1820), " Замечания о влиянии промышленной системы" (1815), " Изложение рациональной системы общества" (1830), " Книга о новом нравственном мире" (1836-1844). Р. Оуэн выступал с критикой капитализма, характеризовал его как неразумную систему, как хаотический, разобщенный, противоречивый строй, который порождает бедных, невежество, распри и войны. Оуэн вскрывает антинародную сущность капитализма, враждебную интересам трудящихся. Основным врагом общества Р. Оуэн считал частную собственность. Худшими явлениями капитализма Оуэн считал " троицу зол": частную собственность, религию и брак на основе собственности, охраняемой религией. " Частная собственность, - писал Оуэн, - была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком... она причиняет неисчислимый вред низшим, средним и высшим классам" [17] Источником богатства Оуэн провозглашал физический труд. Он считал, что труд не индивидуальный, а труд вообще, взятый как средний труд, является мерилом стоимости. Оуэн, рассмотрев вопрос о капиталистическом применении машин, отмечал, что рабочие не получают должного вознаграждения за свой труд. А в будущем разумном обществе, по его мнению, машина станет величайшим благодеянием человечества. В своих прогнозах развития общества Оуэн предвидел, что социалистическая организация уничтожит нищету и устранит кризисы. Деньги при капитализме Оуэн характеризовал как орудие несправедливости и угнетения, как фетиш, которому все поклоняются. В деньгах Оуэн видел вещь, техническое средство, облегчающее меновой процесс, и считал, что первоначально они были полезными, а в буржуазном обществе превратились в величайшее зло, так как служат интересам невежественного эгоизма. Деньги предлагал заменить квитанциями, в которых указано количество труда, затраченного работником. По этому принципу он намеревался организовать рынок справедливого обмена. Целью будущего общества, считал Оуэн, является постоянное совершенствование мира и обеспечение всему человеческому роду счастливого будущего. В рационально устроенном будущем обществе на смену частной собственности, утверждал Оуэн, придет собственность общественная. По своему государственному устройству будущий строй Оуэн мыслил как общину, которая будет разделяться на несколько департаментов: сельского хозяйства, промышленности и механики, литературы, науки и просвещения, домашнего хозяйства, общей экономики, торговли. Источником всех материальных и духовных ценностей в будущем обществе Оуэн считал труд, который будет необходимой обязанностью каждого здорового человека. В этом обществе должен действовать принцип: от каждого - по способностям, каждому - по труду. Оуэн считал необходимым так организовать труд в общинах, чтобы занятия в земледелии и промышленности чередовались, а воспитание юношества должно было предполагать самую разностороннюю деятельность молодежи. Учение Р. Оуэна является одним из источников научного коммунизма. Роберт Оуэн в 1800 г., стал руководителем, совладельцем и управляющим прядильного предприятия в Нью-Ленарке (Шотландия), где и осуществил свои идеи на практике. Он постарался создать на этом предприятии так называемую идеальную промышленную общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли. Р. Оуэн приучал рабочих к организованности и порядку, сократил рабочий день до 10, 5 часов. улучшил жилищные условия работников, заботился об организации их разумного отдыха, боролся с алкоголизмом, занимался воспитанием детей своих работников. Под его руководством строились детские сады, культурный центр и т. д. Предприятие процветало и в условиях экономического кризиса 1815 — 1816 годов, но после ухода Р. Оуэна в 1829 г. его блестящий эксперимент потерпел крах. В 1824 г. он предпринял попытку реализовать свой план переустройства общества в США, основав там коммунистическую общину " Новая гармония", но потерпел неудачу и потерял большую часть своего состояния. Через восемь лет попытался организовать «Национальный базар для справедливого обмена» и опять потерпел неудачу. Неудачи не сломили Р. Оуэна, и он до конца жизни продолжал свою деятельность, пропаганду своих идей. Учение Р. Оуэна является одним из источников научного коммунизма.
|