ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ П.-Ж. ПРУДОНА
Пьер Жозеф Прудон (1809 - 1865) — французский мелкобуржуазный экономист и социолог. В период революции 1848 г. был депутатом Учредительного собрания. Прудон также как и Сисмонди, выражал интересы мелких производителей. Однако система взглядов Прудона- прудонизм - отличается от сисмондизма. Во-первых, Прудон защищал интересы мелких производителей во второй половине Х1Х века, когда сложились в своей основе капиталистические производственные отношения, определилась классовая структура капитализма, а мелкая буржуазия заняла промежуточное положение, когда жизнь уже доказала невозможность осуществления идеалов экономического романтизма, возврата от капитализма к патриархальщине. Буржуазная революция 1848 - 1849 года опровергла практическую программу и проекты Сисмонди. Во-вторых, если Сисмонди был завершателем классической политической экономии во Франции, то Прудон - один из родоначальников анархизма и реформизма. Прудонизм - это отражение двойственности, противоречивости мелких собственников. В-третьих, Прудон лишь хотел подправить, улучшить капитализм. Однако Прудон выражал интересы мелкой буржуазии в иной период времен, когда история показала несостоятельность мелкобуржуазных утопий. Первая работа Прудона, которая сделала его известным, называется " Что такое собственность" (1840). В ней Прудон бросил вызов буржуазии, сделал вывод, что " собственность - это кража". Мелкобуржуазная природа прудонизма в полной мере проявилась в его труде " Система экономических противоречий, или Философия нищеты" (1846). В этой работе отчетливо выступает реакционно-утопическая и реформистская сущность прудонизма. Глубокий и обобщенный анализ этой работы дан в произведении К. Маркса " Нищета философии". У Прудона есть и другие работы: " Решение социальной проблемы" (1848), " Исповедь революционера" (1849), " Теория налога" (1861) и др.. Прудон считал, что капиталист, обладая собственностью на средства производства, обкрадывает рабочего, так как оплачивает только индивидуальный труд наемного работника, присваивая себе то, что является результатом соединения и гармонии рабочих, совместно участвующих в производстве, дружного и одновременного приложения их усилий. Однако Прудон не отрицал полностью частной собственности на средства производства, а хотел ликвидировать ее свойство быть орудием присвоения результатов чужого труда. Прудон сделал попытку диалектически изложить категории политической экономии. Однако в основе его метода лежал идеализм, субъективизм. Экономические категории трактовались им как самопроизвольные мысли, оторванные от производственных отношений. Игнорируя в экономических категориях их объективное содержание, Прудон полагал, что нет необходимости изменять основы экономических явлений. Для Прудона диалектическое движение состоит лишь в догматическом различии хорошего и дурного, а категория - это механическое соединение противоречивых свойств - дурного и хорошего. Поэтому задача сводится к тому, чтобы сохранить хорошую сторону и устранить дурную Прудон пытался доказать, что устраняя отрицательные (дурные) стороны и сохраняя хорошие, возможно " улучшить", " очистить" капитализм. Такая чисто реформистская и реакционно-утопическая в своей сущности трактовка экономических категорий выступает при анализе вопросов о разделении труда, собственности, стоимости и т.д.. Разделение труда имеет две стороны: хорошую, ибо оно способствует росту богатства, и дурную (ведет к росту бедности, нищеты, безработицы). Задача состоит в том, чтобы устранить дурную сторону и " улучшить" капиталистическое товарное производство. Прудон отмечал, что частная собственность имеет хорошую (обеспечивает независимость, самостоятельность, свободу) и отрицательную (нарушает равенство) стороны. В данном случае Прудон рекомендует устранить крупную собственность, но сохранить мелкую. Прудон совершенно не понимает диалектики мелкого товарного производства, что простое товарное производство является исходным пунктом возникновения крупной капиталистической собственности. Теоретической базой предлагаемых Прудоном реформ стала теория " конституированной" стоимости. Эту категорию он называл " краеугольным камнем" своей системы. Стоимость, по мнению Прудона, включает две противоположные идеи: идею потребительной стоимости и идею меновой стоимости. Потребительная и меновая стоимость противоположны друг другу, они выражают две противоположные тенденции - изобилие и редкость. Такое надуманное противоречие может быть устранено путем установления эквивалентного обмена, т.е. " конституированной " стоимости. Для этого он предлагает производить столько товаров, сколько требуется, создавать такое положение, чтобы все товары реализовались., т.е. превращались в " конституированную" стоимость." Конституированная" или " синтетическая" стоимость - это стоимость, которая создается в обмене, санкционируется рынком. Прудон пытался сочетать меновую концепцию стоимости с теорией трудовой стоимости. Источником стоимости он считал обмен и труд. Экономическая программа Прудона. Прудон не понял сущности денег, противоречия между товарами и деньгами. Он предлагал реорганизовать обмен, выдвинув утопический проект безденежного товарного хозяйства. Прудон идеализировал мелкое товарное хозяйство, однако выступал против денег, против " дурной стороны" товарного хозяйства. Проект организации товарного хозяйства без денег - это утопия. Прудон выдвинул идею обменного (народного) банка, который принимал бы от товаропроизводителей товары, выдавая взамен удостоверения - трудовые талоны, указывающие количество труда, затраченного на производство того или иного товара (" рабочие деньги"). По этим обменным талонам обменный банк должен был отпускать товары. Путем устранения денег Прудон предлагал уничтожить капитал, нетрудовые доходы, эксплуатацию и обеспечить равенство. Однако это была утопическая мечта. Прудон мечтал увековечить мелкую частную собственность. Прудон отвергал коммунизм и считал, что после реализации выдвигаемых им идей реорганизации общества отпадает необходимость в государстве.
|