СЕН-СИМОН
Клод Анри Рубруа де Сен-Симон (1760-1825) - французский социалист-утопист, принадлежал к французской знати. Он участвовал в войне английских колоний в Северной Америке за независимость. Во время Французской революции примкнул к якобинцам, но потом отказался от политической борьбы и, скопив состояние с помощью удачных спекуляций, целиком посвятил себя литературной деятельности. Он написал множество работ, в том числе: " Письма Женевского обитателя к современникам" (1803), «Промышленность или политические, моральные и философские рассуждения» (1817-1818), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823-1824), «Новое христианство» (1825). Взглядам Сен-Симона присущ историзм, который однако имел идеалистический характер, ибо смену исторических стадий он ставил в зависимость от человеческого знания. Движущей силой развития общества Сен-Симон считал научное и нравственное просвещение людей. Но в отличие от просветителей ХУ111 века Сен-Симон уделял значительное внимание экономическим факторам: деятельности людей в производстве, формам собственности и др.. Сен-Симон рассматривал общество как постоянно развивающуюся систему, в которой капитализм закономерно приходит на смену феодализма. Основой общественного устройства он считал собственность. Особое место в трудах Сен-Симона занимает критика капитализма, главными недостатками которого Сен-Симон считал анархию производства и распределения, конкуренцию, обнищание народных масс, бедственное положение рабочих, продажность чиновников, подкупы на выборах, антидемократический характер парламентской системы. Подобно физиократам, Сен-Симон включал в один класс рабочих, капиталистов и торговцев, назвав их индустриалами. Классы, господствовавшие в феодальном обществе, - дворянство, духовенство, а также чиновников - он считал бесполезными и назвал их " бесплодными" Будущее общество (его Сен-Симон называл «промышленной системой») должно обеспечить физическое и моральное благополучие народа. В таком обществе производство будет вестись по плану, и его целью станет удовлетворение потребностей народа. В будущем обществе все будут трудиться, а управление людьми будет заменено управлением вещами. Важнейшей целью будущего общества Сен-Симон считал производство вещей, необходимых и полезных. Он надеялся, что развитие производства обеспечит благополучие всех людей, что позволит им подняться до больших высот в своем умственном развитии. Но для полного счастья людей, для более полного удовлетворения как физических, так и духовных их потребностей необходимо, считал Сен-Симон, " воцарение взаимной благожелательности между людьми". Будущий строй Сен-Симон представлял как промышленно-научную систему, в которой на смену конкуренции придет организация производства и сознательный труд всех на благо всех. К индустриалам в новом обществе он относил тех, кто занимался полезной для общества работой и в сфере производства, и в сфере обращения и распределения, независимо от того, умственным или физическим трудом они заняты. Будущее общество представлялось Сен-Симону в виде громадной сложной мастерской, где развитие производства, а также земледелия и коммерческой деятельности позволят обществу достичь поставленных целей. Этому будет способствовать и тот факт, что человечество перестанет тратить силы на управление друг другом, на содержание войска и полиции. Всю энергию общество направит на развитие промышленности, науки, искусства. А охрана порядка станет общественной функцией. Он считал, что наиболее способны управлять производством фабриканты, купцы и банкиры. Сен-Симон допускал существование в будущем обществе частной собственности, которая, по его мнению, должна быть усовершенствована и отвечать интересам всего народа. Промышленный класс, считал Сен-Симон, должен свободно распоряжаться своей собственностью, так как это стимулирует его к рациональной организации производства. К. А. Сен-Симон видел смысл истории в постепенном переходе от одной формации к другой (от рабовладельческой к феодальной, а от последней к промышленной) под воздействием роста знаний и развития экономики. Считал, что будущее принадлежит крупному индустриальному производству и промышленному классу (предприниматели, рабочие, ученые). Отстаивал организованный труд, в основе которого лежит принцип: от каждого по способности, каждому по его делам. Для создания общества будущего, с точки зрения К. А. Сен-Симона, необходимо перестроить не только материальные условия жизни, но и развивать духовные качества людей.
|