Студопедия — Глава 4. От ар деко до аэростиля
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 4. От ар деко до аэростиля






От ар деко до аэростиля

От кубизма - к функционализму

Стиль 1930-х гг. в европейском дизайне и архитектуре иногда опреде­ляют словом «точность», имея в виду соединение простоты, изящест­ва формы и технически совершенного исполнения1. Действительно, в произведениях дизайна этого периода — рафинированной и утон­ченной по формам фарфоровой посуде Эббе Салолин, зданиях Ша-роуна или кресле «Барселона» Мис ван дер Роэ, фотографиях моды Джорджа Хойнингена-Хюне для журнала «Vogue» — доминируют чи­стые линии, стремление к максимальной законченности, своеобраз­ный классицизм. Такое же ощущение совершенства красоты есть и в бездекоративных столовых приборах из металла, и в корпусах авто­мобилей, и в форме самолетов. Этот элитный стиль дизайна был ча­стью общего стилистического направления, получившего название «ар деко».

Строго говоря, ар деко не обладает таким же явным своеобразием, как, например, модерн, конструктивизм или функционализм. В этом явлении сплелись две противоположные тенденции. С одной стороны, связанный с геометрической абстракцией опыт кубизма, коммерчес­кое использование модернистских экспериментов начала XX в., впе­чатления от дягилевских «Русских сезонов» и археологических нахо­док в Египте, стилистика «Баухауза». С другой стороны, термин стал обозначать стиль фешенебельных салонов, роскошных дорогих инте­рьеров, созданных французскими дизайнерами в середине 1920-х гг.

1 См.: Sembach K.-J. Into the Thirties. Style and Design 1927—1934. London, 1974.


Развитию стиля способствовала сильная французская традиция декоративного искусства, а известность принесла Международная выставка декоративных искусств и художественной промышленности 1925 г. в Париже.

Ар деко — это одновременно и стиль, и выражение образа жизни, атмосферы 1920-х гг. Творения ар деко тесно связаны с именами лич­ностей того времени — актрисой и певицей Жозефиной Бейкер, по­этом Жаном Кокто, постановщиком и антрепренером Сергеем Дяги­левым, художником Франциском Пикабия, модельерами Полем Пуаре и Коко Шанель, киноактрисами Марлен Дитрих и Гретой Гар­бо, архитекторами Робером Малле-Стевеном и Пьером Шаро.

Это время Чаплина, время джаза и фокстрота, время черных эбо­нитовых грампластинок и патефонов, время первых радиол и массо­вой фотографии.

На выставке 1925 г. была представлена самая консервативная часть ар деко как продолжение наиболее близкого по характеру стиля Луи Филиппа. Для демонстрации роскошной мебели работы Жака Эмиля Рульмана, лидера ар деко в этой области, был выстроен даже отдель­ный павильон. В рецензии на выставку, опубликованной в журнале «L'Art vivant», критик Вольдемар Георг писал, что кроме проекта не­большой квартиры, представленного студией «Primavera», среди экс­понатов невозможно было отыскать ни одного проекта квартиры для рабочих или хотя бы для человека, занятого интеллектуальным тру­дом. Во всем доминировала фальшивая роскошь1.

Единичные примеры выбивались из этой массы. Например, пави­льон Ле Корбюзье «Эспри нуво» (L'Esprit Nouveau), средства на стро­ительство которого дал автомобильный магнат Габриэль Вуазен. Это небольшое двухэтажное здание внутри имело двухъярусный интерьер. Белые стены, картины самого Корбюзье в стиле посткубизма, или «пуризма», кресла Тонет, удачно вписавшиеся в это пространство (рис. 46).

Сам павильон «Эспри нуво» и его чертежи, разработанные Ле Кор­бюзье и Амедеем Озанфаном, были впервые опубликованы в 1920 г. в манифесте под тем же названием.

В тексте говорилось о том, что во всем мире чувствуется новый дух времени — дух конструкции. Чистота мысли определяет суть совре-

1 См.: NobletJ., de. France: Modernism and Postmodernism in the French Manner//The Dominion of Design. History of Industrial Design. 1919—1990. Milan, 1991. P. 107.

12-4651


178 Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна..


Глава 4. От ар деко до аэростиля



 


       
 
   
 

Рис. 46

Ле Корбюзье.

Интерьер павильона

«L'Esprit Nouveau» на

Международной

выставке в Париже.

менности. Без конструктивности ни один гений творить не в состоя­нии, поскольку не сможет реализовать ни одно из своих вдохновений. Необходимо стремиться к синтезу разнообразных форм деятельности, установить тесный контакт между миром искусств, литературы, с од­ной стороны, и миром науки и индустрии (прикладными науками) — с другой.

В молодости, в 20-летнем возрасте, Ле Корбюзье (его настоящее имя Шарль Эдуар Жаннере) начинал проектировать в архитектурном бюро Огюста Перре в Париже, успел побывать в Вене и познакомить­ся с Йозефом Хофманом, поработать в берлинском бюро Петера Бе-ренса, где изучал современные методы строительства. Тогда же сло­жились две его принципиальные идеи относительно архитектуры будущего: города на опорах, оторванные от поверхности земли, и дом как комбинация ячеек, как каркасная несущая система.

В своей книге «Декоративное искусство сегодня» Ле Корбюзье приводит много примеров анонимного дизайна начала XX в., демон­стрируя на остроумно сконструированных вещах желанный для него «дух современности»: шкаф-градероб для путешественника, в кото­ром есть не только отделение для висячей одежды, но и специальные выдвижные ящики для хранения мелочей, стальной комод «Ормо», металлическая конторская мебель, складные стулья1. В своем журна­ле «L'Esprit Nouveau» он помещал фотографии домашней утвари, че-

1 См.: Le Corbusier. L'Art decoratifd'auhourd'hui. Paris, 1925.


моданов и чехлов, фрагменты конструкции самолетов, как их видит пассажир со своего места, эволюцию форм автомобильных кузовов. Корбюзье интересовало не столько состояние дел в авиационной или автомобильной промышленности, сколько возможности современ­ных техники и технологии, которые он желал бы использовать в стро­ительстве.

«Невозможно дожидаться медленного сотрудничества землекопа, каменщика, плотника, монтажника, отделочника, водопроводчика... дома должны возводиться как единое целое, изготавливаться на стан­ках на заводе, собираться так, как Форд собирает автомобили на дви­жущемся конвейере...»'

Архитектура становится в ряд с объектами дизайна, здание проек­тируется как законченная дизайнерская вещь. В этом оригинальность и сила Корбюзье, но одновременно — и уязвимость его концепции, его построек; они работают как машины именно для того, для чего предназначены; они полностью регламентируют такую сложную, из­менчивую сферу, как быт.

Для обстановки спроектированных им вилл и зданий Ле Корбю­зье нуждался в образцах столь же геометризованной, минималист­ской по форме мебели. Он разрабатывает серию кресел на трубчатом каркасе, конструкция которых обнаруживает влияние мебели Тонета. Самое известное из них — регулируемый шезлонг. Эта своеобразная «машина для отдыха» (перефразируя лозунг Корбюзье: «Дом — ма­шина для жилья»), кажется, предельно воплощает идею рационализ­ма в мебели.

«И качалка Тонета, и шезлонг Ле Корбюзье идеально сливаются с телом сидящего в них человека, но если вариант венского прототипа, как всякий старый предмет домашней мебели, создает ощущение по­коя и уюта, шезлонг с регулированием заключает в себе " научную" су­ровость» [Фуско, с. 38].

Стиль ар деко нашел воплощение в графике, в плакате, в оформле­нии интерьеров кинотеатров, универмагов, кафе, в упаковке парфю­мерии, сигарет, в кожаных изделиях, а также в модных аксессуарах и моде.

1 L'Esprit Nouveau. 1920. № 2. Статья посвяшена зданию «Вуазен», спроектирован­ному и построенному на основе авиационной техники и технологии — из легких мате­риалов, с растяжками и несущими стойками вместо привычной стоечно-балочной си­стемы. Цит по: Colomina В. Modernism versus Mass Culture // Ottagono. 1989. № 92. P. 54.



Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...


Глава 4. От ар деко до аэростиля



 


       
   
 
 

В 1920-х гг. художница и дизайнер по текс­тилю Соня Делоне смело вводит геометричес­кий яркий цветной орнамент в одежду и даже роспись автомобиля. Симультанизм в живопи­си воплощал идею одновременности восприя­тия форм, цвета, пространства, текста. Си­мультанизм в моде стал воплощением идеи це­лостности.

Рис. 47 Флакон духов «Шанель №5». 1923

Революцию в моде того периода совершила Габриэль (Коко) Шанель. Речь идет не только о знаменитом предельно лаконичном, откровен­ном графическом решении флакона духов «Шанель № 5» (рис. 47) или о самих духах, в ко­торых впервые была использована смесь хими­ческих веществ для передачи естественных ароматов (1922), но о вне­дрении в повседневный стиль женской одежды из трикотажа. Этот материал считался пригодным лишь для спортивного костюма. Ша­нель перевела его в разряд элегантных. Точно так же стало символом элегантности ее простое «маленькое черное платье» для коктейля. Вместе с простотой кроя Шанель ввела в женскую одежду свободу движений.

Промышленный дизайн

Во Франции 1920-х гг. общественный транспорт быстро воспринял все инновации дизайна. Как только инженер Рауль Дотри возглавил управление государственными железными дорогами, он тут же зака­зал архитектору Анри Пакону разработку проекта нового подвижно­го состава. После создания обтекаемого локомотива 241-101 Etat Па-кон спроектировал новые вагоны и типы железнодорожных станций. Дотри и Пакон старались создать целостную систему железнодорож­ных услуг и пригласили для разработки визуальных коммуникаций известного плакатиста Кассандра (Адольфа Мурона). Внедрение этой системы было приостановлено в связи с началом Второй миро­вой войны.

Престиж любой индустриальной державы во многом определяется состоянием ее морского флота. Французская трансатлантическая компания закладывает новый лайнер «Нормандия». Главным конст-


руктором этого судна был русский инженер, эмигрант Владимир Юр-кевич. Одна из новаций заключалась в использовании в носовой час­ти каплеобразного пузыря, улучшающего обтекаемость судна. Позже, в 1937 г., «Нормандию» оснастили специальными четырехлопастны-ми винтами, форма которых позволяла противостоять кавитации, уменьшить вибрацию и сохранять максимальную скорость при пере­сечении океана. Интерьеры судна (как и во всех лайнерах тех лет, на­поминавшие фешенебельные гостиницы) были выполнены в более старомодном стиле ар деко.

В Германии, несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию, журналы публикуют материалы о новейших дизайнерских тенденциях в быту. На фотографиях интерьеров преобладают рацио­нальная металлическая мебель на трубчатом каркасе, рациональные светильники, лишенные декоративных элементов кухонные шкафы, где все продумано и предусмотрено для хранения и быстрого доступа к продуктам и посуде. Такая нейтральная стилистика давала повод кри­тикам в СССР самым негативным образом отзываться о современных тенденциях в оформлении быта в буржуазной Европе.

Между 1918 и 1922 гг. Италия, так же как и другие страны Европы, прошла через период конверсии экономики военного времени. Во время войны возросло производство металла, быстро развивалась но­вая отрасль — аэронавтика.

Принцип работы компаний, производивших самолеты, автомоби­ли, мотоциклы, оставался почти кустарным, по типу «индивидуально­го пошива» в модном ателье. В результате дизайн эволюционировал не в силу требований рынка или запросов массового потребителя, а скорее исходя из индивидуальных представлений о том, какой долж­на быть вещь сама по себе. В эту коллекцию элегантных находок мож­но включить шасси автомобиля «Лянчия Лямбда» (1922), гидросамо­лет, мотоцикл «Мото-Гуцци» и кофейную машинку «Биалетти» (1930), коммерческий успех к которой пришел много позже.

Одним из участников молодого движения «Новеченто итальяно» (в котором преломлялись классические традиции) был Джованни Понти, архитектор, создатель и бессменный редактор до конца жизни журнала «Домус» (1928). Его можно считать классическим примером Дизайнера, сочетающего проектную, художественную и популяриза­торскую активность. С 1923 по 1930 г. он занимал должность арт-ди-ректора компании «Richard-Ginori». В круг ее объектов входили же­лезнодорожные вагоны, кабины самолетов, роскошные виллы, а


182 Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...

также фарфоровая посуда (впрочем, не имевшая коммерческого успе­ха). В 1933—1936 гг. Понти совместно с Джузеппе Пагано проектиро­вал обтекаемую электричку «Бреда», новаторство которой состояло не только в аэродинамичной форме, но и в решении салона на основе складывавшихся в то время тенденций в авиастроении.

Начиная с 1927 г. постоянно проводилась биеннале декоративного искусства в Монце, в 1930-м трансформировавшаяся в Миланскую триеннале.

В Италии эти годы — время двух различных стратегий дизайна массовой продукции. В автомобильной промышленности развива­лась кооперация между двигательными и кузовными отделами. Авиа­ционная, железнодорожная и военная промышленности обменива­лись информацией и технологией. Примером такого сотрудничества стал автомобиль «Фиат Тополино». Его двигатель был разработан в конструкторском бюро авиационных двигателей, а конструкцию и аэродинамический кузов создал дизайнер Джузеппе Джакоза.

Другой принцип использовал Адриано Оливетти — с 1929 г. вла­делец фирмы «Оливетти». Как и многие промышленники, он бывал в США, где знакомился с принципами рационализации производства. Оливетти считал, что в производстве должны участвовать представи­тели совершенно другой культуры — не технической. В 1940 г. он при­гласил живописца Марчелло Ниццоли для разработки совместно с от­делом компании новой счетной машинки.

Пионеры обтекаемых форм

В 1930-е гг. резко меняется стилистика автомобильных кузовов. Обте­каемость становится основным признаком современности.

Во Франции, например, на автосалоне 1935 г. демонстрировался обтекаемый «Пежо 402», спроектированный в тех же традициях, что и «Крайслер Эйрфлоу» в США.

Андре Ситроен представил переднеприводный автомобиль, обво­ды которого были нарисованы итальянским автодизайнером Флами-нио Бертоне.

Первое упоминание о том, что аэродинамика будет влиять на фор­мы автомобильных кузовов, встречается в ежегоднике немецкого «Веркбунда» в 1914 г. Дизайнер Эрнст Ньюмен писал, что конструкто­ру приходится принимать во внимание фактор сопротивления возду-


 

 

Глава 4. От ар деко до аэростиля

ха, которое на больших скоростях забирает до трети мощности двига­теля. «Меньшее сопротивление предполагает мягкие и гладкие фор­мы. Отсюда возникает форма Торпедо»1. Далее он доказывает необхо­димость создания каплеобразной формы автомобильных кузовов. Если воздух раздвигается по сторонам, он должен потом сомкнуться в одной точке. Чем естественнее проходит этот процесс, тем меньше препятствий встречает подобная форма на своем пути.

В этой связи любопытна эволюция образа обтекаемости в начале XX в.

Рекорд скорости для электромобиля был поставлен в 1899 г. не­обычным экипажем, напоминавшим огромный пушечный снаряд на колесах. Передняя и задняя части корпуса имели острие, как у ракеты. Каплеобразный кузов создал инженер Рикотти для «Альфа Ромео» в 1913 г. Не менее оригинальным был автомобиль конструкции англи­чанина Румплера 1928 г. Небольшой капот закруглен, как у лодки, в нишах спрятаны фары, плоское лобовое стекло сильно наклонено, задняя часть спадает к хвосту и постепенно утоньшается. Передние колеса выступали из корпуса и были закрыты плотно прилегающими щитками, подножки отсутствовали. Однако каплеобразные автомо­бильные кузова в то время не привились. В промышленности приме­нялась традиционная угловатая форма.

В 1920—1930-х гг. инженеры совместно с дизайнерами продолжают эксперименты по созданию новых средств транспорта. На юге Герма­нии, во Фридрихсхафене, строятся дирижабли конструкции Ферди­нанда Цеппелина. Наибольшую известность получили «Граф Цеппе­лин» (1928) и гигантский «Гинденбург» (первый полет в 1936 г.). Дирижабль «Граф Цеппелин» произвел 590 вылетов, 144 раза пересекал Атлантику до своего списания в 1937 г. Это была первая коммерческая пассажирская воздушная трансатлантическая линия. «Гинденбург» за 10 регулярных рейсов между Германией и США перевез 1 тыс. пассажи­ров. 6 мая 1937 г. во время посадки у причальной мачты в Нью-Джерси дирижабль сгорел в считанные мгновения. И хотя дирижабли слишком уж зависели от порывов ветра, в 1930-х гг. их строили и в России, и в Италии, и во Франции. На дизайн интерьеров кабин и салонов повли­яла авиационная стилистика, мебель из гнутых металлических трубок, кожаная обивка, как в креслах Марселя Брейера из «Баухауза».

1 Moos S., von. Notes for a history of Swiss Design // The Dominion of Design. History of Industrial Design. 1919-1990. Milan, 1991. P. 203.



Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...


Глава 4. От ар деко до аэростиля



 


Создавая каплеобразные кузова, инженеры исходили из того, что достаточно просто поставить на колеса обтекаемую, каплеобразную форму (наподобие дирижабля) — и автомобиль приобретет аэродина­мические свойства. И Норман Белл Геддес, и Бакминстер Фуллер в США твердо полагали, что этот принцип и составляет суть проекти­рования аэродинамического корпуса для автомобиля.

Первые серьезные исследования аэродинамических форм в авто­
мобильном дизайне были проведены в 1920-х гг. в Швейцарии Полем
jtXAt Яраем, инженером, конструкто-

" " •*" * ром дирижаблей, работавшим у

Рис. 48 П. Ярай. Чертежи обтекаемого автомобиля для патента. 1922

Цеппелина. Предложенные им формы стали классическими. Проводя эксперименты в аэроди­намической трубе, Ярай обнару­жил, что наиболее благоприятной с точки зрения аэродинамики яв­ляется каплеобразная форма, но разрезанная пополам, с плоским днищем и небольшими закругле­ниями к верхней части. Ярай по­шел дальше и разработал форму, соответствующую условиям дви­жения четырехколесного экипа­жа по шоссе. Как писали экспер­ты по аэродинамике в те годы, Ярай фактически совместил ку­сок самолетного крыла, располо­женный горизонтально, с обтека­емостью по бокам, наподобие корпуса дирижабля (рис. 48). На­верху этой «полукапли» располагался объем кабины, который соот­ветствовал форме самолетного крыла, но поставленного вертикально. Революционным, чисто дизайнерским шагом было и решение убрать колеса внутрь обтекаемого объема кузова, без каких бы то ни было на­меков на подножки. За счет этого увеличивался объем внутреннего пространства.

Однако форма кузова получилась слегка наивной. При габаритах обычного среднего лимузина автомобиль производил впечатление увеличенной игрушки, казался слишком узким, напоминая скорее


подводную лодку. Позднее на основе патента Ярая был создан солид­ный обтекаемый лимузин «Майбах SW-38». Время аэродинамики пришло позже. По той же схеме — в нижней части кузова секция са­молетного крыла, на нем, как на площадке, обтекаемый выступ каби­ны — уже в 1940—1950-х гг. строились гоночные автомобили.

Хотя проекты Ярая не были использованы в серийном производст­ве, они повлияли на развитие транспортных средств. Среди них: вагон электрички, дизельный поезд «Летучий гамбуржец» и аэровагон Ганса Крюкенберга 1930 г. (обтекаемый вагон с толкающим воздушным винтом, достигавший скорости 160 км/ч).

Во многих европейских странах в 1930-х гг. пересматриваются тра­диционные компоновки автомобилей. В Италии строится прототип нового такси вагонного типа, в Чехословакии Ганс Ледвинка создает обтекаемый автомобиль «Татра» с задним расположением двигателя. Фердинанд Порше проектирует обтекаемый народный автомобиль «Фольксваген». Продувка новых серийных моделей автомобилей в аэродинамической трубе превращается в обычную процедуру. Вместо угловатых, прямоугольных форм середины 1920-х гг. дизайнеры предлагают аэродинамичные, стремительные очертания.

Вопросы и задания

1. Назовите художественно-стилистические мотивы ар деко.

2. В чем проявилось взаимодействие функционально-конструктивных и
художественно-декоративных тенденций стиля ар деко?

3. Что можно считать символом стиля 1920—1930-х гг. в европейской моде?

4. С чем связана мода на обтекаемость в дизайне 1930-х гг.?

5. Почему, определяя характер форм европейского дизайна 1930-х гг., ис­
торики иногда употребляют слово «точность»?

Литература

Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет. М., 1989. Соловьев Н.К. История современного интерьера 1850—1910. М., 2004. Фуско Р., де. Ле Корбюзье — дизайнер. Мебель, 1929. М., 1986. Хиляер Б. Стиль XX века. М., 2004. Гл. «1920—1940».


Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.



 


Глава 5







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1818. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия