Общие моменты экономической системы
Система производственных отношений выступает как базис, над которым вырастает надстройка, представляющая собой совокупность политических, правовых, идеологических, национальных, семейных и прочих общественных отношений и институтов. Способ производства в единстве и взаимодействии надстройкой составляет общественно-экономическую формацию. Естественно – исторический ход развития человечества представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Основные положения формационной теории сводятся к следующим: · Естественно-исторический прогресс развивается в виде последовательной смены общественно-исторических формаций; · Примат материальной жизни над духовной; · Производственные отношения являются базисом общества, надстройка имеет производный характер от базиса; · Классы являются основной единицей общества и субъектом истории, а классовая борьба – главная форма взаимодействия классов. Формационная теория явилась большим вкладом в философское осмысление действительности. С ее помощью человеческая история предстала не как хаотичная совокупность событий, а в виде логической системы с ее внутренними законами развития. Вместе с тем эта теория не может быть признана в качестве универсальной теории общественного развития в силу ряда недостатков. Это, в частности, относится к утверждению об обязательности прохождения в своем развитии всех стран и народов через пять формаций, а также чрезмерному акценту на антагонистический характер отношений между собственниками и несобственниками средств производства. Формационный подход ведет к упрощению и искажению понимания исторического развития, представляя его в виде однозначно заданного линейного развития, прохождения общества по ступеням от низших к высшим. Каждая общественно-экономическая формация представляется более высокой ступенью качественного развития по сравнению с предшествующей. Поэтому коммунистическая формация у К. Маркса – высшая ступень развития общества. Цивилизационный подход руководствуется в выделении различных периодов общественного развития не производственно-экономическими факторами, а всей совокупностью элементов материальной и духовной культур. Поэтому для него характерен акцент на развитие человека, а не на общественное богатство. В истории же развития человеческого общества выделяются периоды определенных состояний общества (цивилизаций), а не последовательные исторические ступени. Следовательно, цивилизационный подход показывает непрерывность исторического процесса, его движение во взаимосвязи и преемственности, накопление духовного и материального богатства. Он означает формирование общечеловеческих ценностей, показывает их роль в развитии общества. Цивилизационный подход к периодизации истории впервые разработан шотландским философом Адамом Фюргюсоном (1723-1816гг.). В книге “Опыт истории гражданского общества”, изданной в 1768 году, он разделил всю историю человечества на три периода: дикость, варворство и цивилизация. В основе предложенной А. Фюргюсоном периодизации лежали материалистические признаки: развитие форм хозяйственной деятельности и собственности. Дикость А. Фюргюсон характеризовал как этап охотничьего хозяйства, как период, для которого типично отсутствие частной собственности; варварство – как скотоводческое хозяйство, при котором появление частной собственности еще не закреплен законом; цивилизацию – как эпоху земледельческого хозяйства с господством частной собственности. Это деление использовал в своей работе Льюис Генри Морган (1818-1881гг.), однако он его уточнил, разделив каждую из эпох на ступени (низшую, среднюю и высшую), и конкретизировал критерии развития первобытного общества. В классификации Л. Г. Моргана в качестве показателей прогресса, отмечающих начало последовательных этнических периодов, взяты отдельные явления материальной и духовной культуры (умение пользоваться огнем, изобретение лука и стрелы, введение гончарного производства и т.д.). Современный подход рассматривает цивилизацию как общественную систему, которая характеризуется своеобразным способом воспроизводства жизни общества, исторически возникающим единством внутренних (экономических) и внешних (неэкономических) факторов. Неэкономическими факторами могут выступать социокультурные (национальные, религиозные, этические и т.д.), социально-политические (ценности демократии, гражданского общества, правового государства и т.д.), а также природно-климатические, географические, геополитические и другие факторы. Таким образом, особенностью цивилизационого подхода к исследованию экономических систем является многомерность анализа, множественность критериев, их несводимость к узкоэкономическим измерениям. Можно выделить несколько классификаций цивилизационных систем: Первая классификация совпадает с классификацией по степени индустриального развития общества. Она получает вид: доиндустриальная (традиционная) цивилизация, индустриальная (экономическая) цивилизация, постиндустриальная (постэкономическая) цивилизация. Таблица 3.2 Ступени общества
|