Тема: Тема произведения. Характеризация и контртема. Идея
Характеризация темы: Тема - особая часть структуры, помогающая выстроить развитие главных Значит, задача темы - установить прямой контакт между вашими идеями и эмоциональным миром аудитории. Это разговор автора со зрителем напрямую сквозь произведение. Тема - это важная интеллектуальная ценность, которую вы хотите донести до зрителей, вырастив в их душах эмоции. Подтема – это побочные темы в произведении, которые помогают развитию темы, но никогда не выходит на первый план, т.е. выше темы. Тема и контртема: У аудитории должна быть причина, по которой она хочет смотреть фильм. Эта причина должна содержаться в самой истории, которую рассказывает произведение. Эта причина и есть тема. Тему зритель усваивает, собирая в воображении все, что показывает произведение. Задача - превратить все идеи произведения в эмоции. Пьеса всеми своими событиями выявляет тему. Все, что не на тему, бесполезно или вредит. Каждая ценность в драме получается через конфликт. Тема в драме - это две вещи: тема и контртема. Тема и контртема постоянно борются от начала до конца. Победитель - это тема. Побежденный - это контртема. Станиславский первый догадался, что борьба темы и контртемы должна быть найдена в любом произведении. Все задачи подчиняются единой сверхзадаче. Все сверхзадачи объединены темой. Противоборствуя в конфликте, тема и контртема помогают активизировать зрительский интерес. Например: 1.кт - преступник совершил задуманное - ограбил банк. Зритель – Стоит сделать что-либо подобное! (контртема). 2. т - детектив ловит преступника. Зритель - Преступление не оправдывает себя! (тема) 3. кт - преступник бежит из тюрьмы. Теперь он с деньгами и на свободе. Зритель – Все-таки преступление стоит того (контртема). 4. т - но детектив снова ловит преступника. Зритель - Нет, преступление не стоит этого! (тема). 5. кт - гангстеры освобождают преступника. Снова он на свободе. Зритель - Все-таки преступление стоит того (контртема). Сцена за сценой борются две идеи: 1. Преступление стоит того.(кт) 2. Преступление не стоит того. (т) Управляющая идея - та часть темы, которая победит в финале. Вторая часть управляющей идеи - контртема, которая будет разбита. Но в самом конце. А перед этим кажется непобедимой. Когда контртема до самого конца кажется сильнее, чем тема, зритель следит за историей с наибольшим интересом. Поэтому зло должно быть выражено в живом антагонизме, а не в абстрактном символе, явлении природы или обобщенном зле. Борьба двух живых персонажей всегда выглядит ярче, непредсказуемой. Управляющая идея: В истории всегда должны работать две идеи. Тема как управляющее противоречие: сквозное действие и сквозное противодействие. Все персонажи объединяются в две группы. За борьбой этих двух групп следит зритель. Например: < < Гамлет> > добивается справедливости в мире зла. Его тема - справедливость должна торжествовать над злом. Но зло - король, королева, придворные, друзья-предатели борются с Гамлетом. Их больше, они торжествуют. Они сильнее. До тех пор, пока Г. не ставит на карту все и, отбросив сомнения, берет в руки меч мщения. Тема: справедливости в этом мире можно добиться только ценой жизни. Пережил быть или не быть, помудрствовал над черепом, убедился в виновности короля, отстрадал смерть любимой девушки. Теперь настал момент истины Надо быть! И быть до конца! Тема и контртема всегда создают в истории цепь драматических перипетий, именно они превращают идеи в эмоции, а мы знаем, что это активизирует интерес аудитории. < < Вишневый сад> > 1. т - Раневская вернулась в поместье. Она счастлива, но мы узнаем, что она обнищала и у нее нет шанса спастись. Все погибнет, если имение будет продано за долги. 2. кт - Лопахин предлагает план спасения - вырубить вишневый сад. Спасение есть! Выруби свое прошлое, уничтожь свои корни. 3. т - нет, Раневская отвергает этот путь. Все погибнет? Ничуть. Гаев предлагает другой путь спасения. Аня в него верит, она счастлива, кажется можно спастись. 4. кт - День продажи имения приближается. Лопахин напоминает, уговаривает принять его план спасения. Но никто не хочет прислушаться к его советам. 5. т - Назревает несчастье. Раневская полна иных забот, она не хочет ничего решать, не хочет ничего рушить, пусть все идет само собой. 6. кт - В разгар бессмысленного веселья в поместье появляется пьяный Лопахин. Он торжествует победу и рыдает от горя. Он купил вишневый сад - контртема в ее мрачном триумфе. 7. т - Наступает безрадостное осеннее утро. Персонажи как живые мертвецы покидают вишневый сад. На их глазах идет его убийство – деревья рубят. 8. кт - И победитель Лопахин такой же мертвый, как побежденные им бывшие хозяева. Он убил не только сад, он убил то единственное, что светилось в его душе, - любовь к Раневской, ее семье и саду своего детства. Смерть воцарилась в вырублином саду. Тема и сквозное действие: Сквозное действие объединяет все простые действия персонажей – раскрывающих тему. С ним постоянно борется сквозное противодействие - раскрывающее контртему. Исходя из темы, вы определяете, что актеры должны делать каждую минуту. Сложные, труднодоступные понятия проникают в душу зрителей, как личный опыт переживания. Драма - это искусство эмоций. Все, что мы делаем в драме, - это путь превращения идей в эмоции. Это и есть цель рассказывания историй - упаковывать идеи в эмоции, которые неторопливо и неуклонно растут в душе зрителя все полтора часа. Цель - раскрыть тему как непрерывную борьбу темы с контртемой. Например: < < Ромео и Джэульетта> > 1. тема - Р полюбил Д, не думая о том, что она из семьи врагов. 2. кт - Тибальд обнаружил врага семьи Р на балу. Р угрожает опасность - это кт. 3. т - Но Р пренебрегая опасностью, пробирается в сад к Д и слышит ее признания в любви к нему. Влюбленные счастливы - это т. 4. кт - Утром Р теряет друга Меркуцио и убивает в поединке брата Д Тибальда - это кт. 5. т - Р в отчаянии. Д тоже. Но монах Лоренцо помогает им и тайно венчает их. Они счастливы - это т. 6. кт – Утром Ромео покидает город. А Дж ожидает новый удар - она будет отдана в жены графу Парису, таков обычай и закон. Эта кт угрожает героине. 7. т - Монах Лоренцо снова спасает Дж - он дает ей ложный яд, который на сутки превратит ее в подобие трупа, но когда Дж придет в себя, она будет счастлива с Р. Р не знает об этом. Он убивает себя на трупе Дж. А очнувшаяся от сна Дж, увидев труп мужа, кончает с собой - это тема. Над трупами любящих два клана примиряются - эта т победила кт.
|