Основные виды мифов
Мифология, как мы уже выяснили, есть собрание мифов. Многие мифологические сюжеты дошли до нашего времени в литературно обработанном виде Обилие мифов, различных версий одного и того же мифологического сюжета, множество богов и божеств, духов, мифологических персонажей — вес это потребовало их классификации. Мифология в другом смысле этого слова - это наука о мифах и мифологических системах. Перед мифологией как наукой, изучающей систему бытования, развития и распространении мифов, стояла задача систематизировать их. Поскольку все народы прошли этап мифотворчества, то в мифах разных народах встречаются похожие сюжеты, герои, одинаково объясняется происхождение вещей, явлений, принципов мироустройства, и в то же время, историческое своеобразие каждого народа, его географическое положение, климат, самобытность мифологического мышления отличают их друг от друга Исходя из этого мифы различаются по своей принадлежности к тому или иному народу (этносу)
Самые древние мифы - архаические — повествуют о наиболее ранних представлениях людей о происхождении человека и животных. В них например, можно найти подтверждение тому, что человек верил в свое происхождение от животного. Такая группа архаических мифов названа зооантропоморфными (гр. zoon — животное + anthropos- человек) Зооморфные мифы отражают представления древних людей о происхождении и жизни животных Этиологические мифы (rp aitia причина +...логия), то есть «причинные», указывают на причины тех или иных событий, связанных прежде всего с сотворением мира природы и людей. Этнологические функции присущи и другим категориям мифов. Но особенностью этиологических мифов является то, что, повествуя о происшедшем в глубокой древности, они не вскрывают причину, не объясняют, откуда произошли, предположим, горы, морс, светила, а рассказывают о том, что были боги, герои и они создали все окружающее. Как особая разновидность этой категории выделяются культовые мифы, которые объясняют происхождение обряда или культового действия. Благодаря этой разновидности мифов человечество в какой-то степени смогло имен, представление о сакральных действах наших предков. Космогонические мифы — центральная группа мифов, которые повествуют о происхождении космоса и его частей, связанных в единую систему. Для мифологии вообще очень характерны сюжеты сотворения мира, а превращение хаоса в космос — центральный сюжет многих мифологических картин мира. Такие мифы по-своему отвечают на вопросы о происхождении солнца и луны, земли и звезд. Космогонические мифы передают древние представления о строении Вселенной, борьбе хаоса с космосом, структуре космоса. Наиболее распространенным было представление о трехчастном вертикальном и четырехчастном горизонтальном построении мирового пространства. Вселенная могла быть представлена как вегетативная (растительная), зооморфная или антропоморфная модель. Многие космогонические мифы повествовали об
отделении неба от земли, о появлении земной тверди, о зарождении на ней растительной и животной жизни В систему космогонических мифов включены повествования о разъединении стихий: огня, воды, земли, воздуха. Издревле человек стремился к гармонии с Космосом, и это отражено в космогонических мифах. Объясняя происхождение мира как деяния богов, древний человек учился сотворчеству. Сам он не мог создать горы, реки леса и землю, небесные светила, значит, и таких мифах отразилась вера в сверхъестественные силы, которые участвовали в создании Вселенной. Началом всего сущего мог быть первоэлемент, например, мировое яйцо или антропоморфный великан, а также воля богов или их магическое слово. Могущественные создатели мира не могли быть полностью похожи на человека Поэтому для многих мифологий характерны: гигантизм, многоголовость, многорукость, многоглазость. Самостоятельной частью космогонических мифов являются антропогонические (с греческого anthropos + genos человек + рождение) мифы — повествования о происхождении самого первого человека, который стал первопредком всех существующих людей Как правило, человек появляется чудесным образом: из земли, глины, животного, дерева. Например, из головы древнегреческого бога Зевса рождается его дочь Афина Паллада Первый человек во многих мифах трактуется и как первый смертный, ибо боги и духи бессмертны. К космогоническим мифам примыкают мифы астральные (с латинского astralis- звездный), которые рассказывают о происхождении звезд и планет. В них созвездия и отдельные звезды предстают обычно в виде животных (например, медведицы). В астральных мифах небесные животные могут легко перемешаться с неба на землю, превращаясь в обычных животных или людей, потом могли вновь возвращаться на небо. С развитием мифологии и расширением человеческих представлений о мире возникали картины движения небесных светил. В более поздних мифах каждая звезда «прикрепляется» к определенному богу и отождествляется с ним. В развитых мифологиях имеются боги Солнца, Луны и пр. (на-
пример, солнечный бог древних славян - Дажьбог). Кроме того, считалось, что звезды влияют на судьбу человека, на событии в мире, на исход войн и пр. Мифы солярные (с латинского sol — солнце) и лунарные являются разновидностью астральных. Солярные и лунарные мифы описывают происхождение Солнца и Луны, картины их жизни В этой группе мифов Солнце и Луна выступают родственной парой — мужа и жены, брата и сестры, реже — родителя и ребенка Солнце и Луна — типично дуалистические (с латинского ilualis — двойственный) персонажи. Солнце изображается, как правило, главным, царствующим, всевидящим божеством Луна (Месяц) большей частью маркируется отрицательно. Солнце ассоциируется с днем, Луна — с ночью. Солнце — мужское начало, а Луна — женское. Хотя а архаических лунарных мифах Месяц представал мужским началом и лишь потом трансформировался в женское. Мифы близнечные связаны с чудесными существами, чаще всего это близнецы. Они выступают в качестве родоначальников племени или культовых героев. Близнецы могли выступать в качестве соперников или в качестве союзников В некоторых дуалистических мифах братья-близнецы выступают как антагонистические начала. Мифы тотемические составляют непременную часть веровании в родство чудесное, сверхъестественное, фантастическое родство между людьми и тотемами (животными и растениями). В таких мифах люди и тотемы имеют общие свойства, т.е. люди наделяются чертами животных и растений и наоборот. Календарные мифы тесно связаны с хозяйственной деятельностью людей. Смена времен года породила мифы о плодоносящей силе земли, об ее умирании и воскрешении. У всех народов существовали календарные циклы обрядов, связанные с аграрной магией. Распространен календарный миф об умирающем и воскресающем боге, об уходящем и возвращающемся герое. Часто в мифологии используется сюжет борьбы героя с демоном или другим мифологическим суще-
ством. При этом герой погибает (или ему наносится физический урон), но затем его мать (жена, сестра, сын) ищет героя, находит, воскрешает и тот побеждает своего противника. Структура календарных мифов у некоторых народов мира связана с обрядом инициации (посвящения). Мифологическая смена дня и ночи, зимы и лета в календарных мифах, как считают исследователи, повлияла на многочисленные сюжеты героических и эсхатологических мифов, рассказывающих о сменах мировых эпох. Героические мифы живописуют о важнейших моментах жизненного цикла. В них рассказывается о судьбе героя. раскрывается его биография, в них может включаться его чудесное рождение. Героические мифы связаны с формированием личности. Жизненные перипетии: поиски жены и брачные испытания борьба с чудовищем, смерть героя как бы призваны распространить порядок, космос на формирование человека. Пройдя все жизненные испытания, герой способен собственными силами поддерживать установившиеся отношения в мире и противостоять их краху. Именно героические мифы легли в основу эпоса, а впоследствии — сказки. Эсхатонические (с греческого eschatos+locos — последний + учение) мифы повествуют о конце мира. В них поднимаются темы катастроф и возмездия богов. Эта категория мифов возникла сравнительно поздно. Попрание и нарушение человеком норм морали, закона, а также преступления и распри людей приводят их гибели. Мир погибает в огне, космических катаклизмах, от голода и земных катастроф.
|