Детские народные песни
Детские песенки отличаются разнообразным по содержанию, по композиции, по музыкальному строю и характеру исполнения. Поются песни соло, хором, просто так и в припляс. Все детские песенки М.Н.Мельников делит на четыре основные группы: 1) песни диалогические, 2) песни кумулятивные, 3) песни с припевом, 4) песни-перегудки. Диалогические песни построены в форме вопросов и ответов или взаимных реплик, поочередно произносимых: — Коза, коза, — Лубяные глаза, — Где ты была? — Коней стерегла. -А где кони? — Они в лес ушли — А где лес? — Огнем сгорел... и т.д. Популярность диалогических песен объясняется тем, что детям, имеющим ограниченный словарный запас, ближе и понятнее лаконичная прямая речь, тем, что диалогический стих динамичен, действие в них развивается стремительно:
Иван, Иван, Что ты делаешь? Да-ли, гой-да! Косы треплю Да-ли, гой-да! На что тебе косы? Да-ли, гой - да Сено косить... и т.д. Кумулятивные песни — это незамысловатые сказки в стихах, или, по определению Можаровского, сказочные песенки. Основным признаком этих песен является постепенное, даже замедленное развитие сюжета по мере накопления новых образов и многократного их повторения: Было у вдовушки Восемь дочерей. Стала их вдовушка Замуж отдавать: Дает первой дочери Быка да козла, Доморощенные.
Повторяются пять первых стихов, и появляется очередное наращивание: ... Дает другой дочери Два быка, Два козла, Доморощенные Произведения этой группы имеют стройную композицию. Некоторые из них достигают внушительных размеров. Песня «Пошел козел за лыками» из сборника П.А.Бессонова, например, имеет 130 стихов. Они, как правило, заимствованы из материнских прибауток или скомороший. Детские нововведения не подвергли эти произведения существенному изменению. Переделка шла по пути замены непонятных слов, сложных предложений. Дети любят подражать крику (пению) птиц, животных, насекомых, звучанию музыкальных инструментов (рожок, балалайка), дают своеобразную звуковую трактовку многим предметам и явлениям. Но у детей нет еще в запасе слов для обозначения этого звукового многообразия, отсюда стремление к повторам, к звукоподражаниям («ай-дуду-дуду», «туру-туру и пр.). Песни с припевом — неоднородны. Иногда припев посмыслу связан с текстом песни: Я поставлю кисель, Дурен, дурен мой кисель, На вчерашней, на воде: Дурен, дурен, не хорош.
Во всем тексте без труда улавливается логически-смысловая связь припева с текстом, т.е. припев является лейтмотивом песни. Но нередко дети, перенимая от взрослых ту или иную песню, привносили в нее индифферентный по отношению к смыслу припев. Образец песни с таким припевом публикует А.Н.Соболев: Посадил дед редьку Дулась, дулась, перевернулась, Ни часту, ни редьку. Перевернулась передом: У Анюты плохой дом. Выросла редька, Ни часта, ни редька... Припев, и т.д. Здесь поэтический каламбур, совершенно не связанный с текстом песни, имеющий другой размер, иную мелодию, используется детьми в качестве припева. Распространен был припев, дающий звучную музыкально-словесную орнаментовку повторением последнего слова строфы целиком и частями: Рубить, казнить комара, Комара, мара, мара... Рубить, казнить комара, Комара, Комара. Песенки — перегудки — имеют стройный сюжет или дают образные, картинные описания. В них наиболее полно проступают сатирические и юмористические элементы. Четкость ритма, звучность рифмы, богатство аллитераций присущи почти всем перегудкам: Ти- та-та, ти-та-та, Пожалуйте, решета. Мучки насейте — Пирожки затейте, Пирожки на дрожжах, Не удержишь на вожжах Положили гущи, Они еще пуще, Поставили на чело— Не осталось ничего.
Большинство перегудок заимствовано из фольклора взрослых. Дети насытили песенки-перегудки звучными, близкими художественному детскому вкусу словосочетаниями. Детские песни записывались П.А.Бессоновым,
П.В.Шейном, А.Можаровским, Х.Лопоревым, А.Марковым, И.Нечаевым и другими собирателями.
|