Студопедия — Глава 3. Народные музыкальные инструменты
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 3. Народные музыкальные инструменты






 

Русские народные музыкальные инструменты являются важной составной частью и достоянием национальной куль­туры. История их возникновения и развития неразрывно свя­зана с этапами формирования духовного общественного соз­нания. Анализ исторического пути государства Российского дает ключ к пониманию сложных процессов формирования народной музыкальной культуры и всего инструментария в частности.

Арсенал музыкальных инструментов весьма велик и разнообразен. Почти каждый регион России представлен са­мобытными инструментами, которые во многом олицетворя­ют специфику и формы существования фольклора. Ярким подтверждением этому служит видовой спектр гармоник, на­звание которых соответствуют месту их бытования («бологоевская», «елецкая», «касимовская», «ливенская» и др.). Вме­сте с тем, в исполнительской практике утвердился большой унифицированный ряд народных инструментов, которые ис­пользую повсеместно как в любительской, так и в профес­сиональной сферах. К нему можно отнести жалейку, баян, домру, балалайку, гитару, бубен и др. Поэтому инструмента­рий народной музыкальной культуры имеет многоуровневую и разветвленную структуру. Его углубленному изучению по­священы различные исследования.

Существуют различные подходы к классификации на­родных инструментов. В современном инструментоведении получила признание, в качестве основы, классификационная система, в которой определяющими являются два признака: источник звука и способ или механизм его извлечения. Исхо­дя из данной системы, музыкальные народные инструменты систематизируются по следующей схеме:

I. ДУХОВЫЕ.

1. Флейтовые - свирель, сопель, кувиклы или кувички;

2. Язычковые - жалейка, брелка, волынка;

3. Мундштучные - рог, рожок;

II. СТРУННЫЕ.

1. Щипковые - гусли, домра, балалайка, бандурка, 7-струнная гитара;

2. Смычковые - гудок;

3. Фрикционные - лира колесная.

 

III. КЛАВИШНО-ДУХОВЫЕ, ЯЗЫЧКОВЫЕ.

1. Гармонь.

2. Баян.

4. Аккордеон.

 

IV. УДАРНЫЕ.

1. Мембранные - бубен, барабан, набат, накры, ту­лумбас.

2. Самозвучащие - ложки, трещотки, рубель, косточ­ки, ухваты, коса, рогач, колокол, барабанка (пастуший бара­бан).

Одни из первых упоминаний о народных инструментах относятся к эпохе Киевской Руси. Дошедшие до нас материа­лы свидетельствуют о том, что инструменты использовались в княжеских дружинах на пирах, народных праздниках.

Ратная служба предполагала применение большого ко­личества всевозможных духовых инструментов: различные виды труб, рог, сурна, свирель и др. Сигнальные функции в войсковых соединениях выполняло множество ударных ин­струментов. Среди них: било (деревянная или металлическая доска, по которой ударяли молотком), колокол, варган (инст­румент, близкий по конструкции к металлофону), всевозмож­ные ратные бубны, накры, набат и др.

Широкое распространение народный инструментарий получил в среде скоморохов - первых русских музыкантов -профессионалов. С их творчеством связаны как первые шаги,

 

так и последующий путь развития народного музыкального искусства. На ярмарках, всевозможных гуляниях, в пастуше­ской среде, в быту, в повседневной жизни наряду с духовыми и ударными инструментами (рожком, жалейкой, сопелью, свирелью, волынкой, бубном, колокольчиками, трещотками, ложками и др.) использовались и разнообразные струнные инструменты. К ним можно отнести прежде всего гусли (пер­вое упоминание о которых датировано 591 г.), домру, гудок.

Значительно позже получили распространение бала­лайка, лира, а также бандурка и 7-струнная гитара. Появление этих инструментов ориентировочно можно отнести соответ­ственно к XVII-XIX вв.

Конец XIX в. ознаменован рождением целого ряда гармо­ник. Эти инструменты получили особую популярность в среде рабочего люда и оказали значительное влияние на развитие ин­струментального и вокального народного творчества.

Некоторые выше перечисленные инструменты не получи­ли широкого распространения и не дошли до нашего времени.

Остановимся на популярных инструментах, вошедших в основной спектр народного инструментария соответственно вышеприведенной классификации.

Свирель, брелка, жалейка, рожок - духовые инструмен­ты, дошедшие до нас сквозь глубь времен.

В конце XIX столетия возросший интерес русского об­щества к своей национальной истории и культуре способст­вовал появлению первых исследовательских работ по народ­ному инструментарию А.Фоминцына, Н.Привалова, Е.Линевой. По времени это совпало с деятельностью В.Андреева - музыкального просветителя, реформатора рус­ских народных инструментов, общественного деятеля и педа­гога, композитора и дирижера, испонителя-виртуоза на бала­лайке и гармонике, создателя и руководителя национального оркестра русского народа. Наряду с работами по реконструк­ции балалаек и домр, В.Андреевым предпринимались попыт­ки усовершенствовать духовые (брелка, свирель) и ударные народные инструменты.

В начале XX в. русский музыкант - самородок псков­ский крестьянин О.Смоленский сконструировал жалейки раз­ных размеров и создал квартет жалейщиков, выступавший на протяжении ряда лет в Петербурге. Тогда же М.Пятницкий ввел жалейку в свой хор.

Более сложно обстояло дело с внедрением в профес­сиональное музыкальное исполнительство на народных инст­рументах владимирских рожков.

В среде пастухов - рожечников еще несколько столетий тому назад было создано целое семейство инструментов раз­личной величины, на которых играли в так называемых «хо­рах» рожечников, сложились самобытная исполнительская традиция и репертуар. Широкой известностью в конце XIX в. пользовался «хор» рожечников под управлением потомст­венного владимирского пастуха Н.Кондратьева. Однако дол­гое время владимирские рожки в состав смешанных ансамб­лей и оркестров народных инструментов не вводились, что объясняется, прежде всего, сложностью их освоения.

Впервые владимирские рожки зазвучали в оркестре хо­ра им. Н.Пятницкого, немного позднее они вошли в состав оркестра им. Н.Осипова, где была создана целая оркестровая группа рожков.

Новая волна интереса к русским народным духовым инструментам возникла в 70-е годы, когда в Москве появи­лись два интересных исполнительских коллектива - оркестр народных инструментов «Русские узоры» под управлением Народного артиста РФ В.Зозули и инструментальный ан­самбль «Жалейка» под управлением Народного артиста РФ В.Назарова. Если в первом коллективе ведущими музыкаль­ными инструментами стали жалейки, брелки, свирели, на ко­торых играют все участники оркестра, то в состав второго наряду с жалейками были включены также владимирские рожки. За прошедшие годы в оркестре «Русские узоры» было создано целое семейство жалеек, брелок, свирелей, имеющих различный строй. В результате стало возможным использо­вание этих инструментов почти во всех тональностях и в ши-

 

роком диапазоне. На Московской экспериментальной фабри­ке музыкальных инструментов налажен их выпуск.

В настоящее время духовые инструменты нашли широ­кое применение в разнообразных ансамблевых формах ис­полнительства. Многие профессиональные и любительские коллективы с успехом используют различные духовые на­родные инструменты, оживляя тем самым тембральную па­литру звучания, сто позволяет в значительной степени рас­ширить репертуарные возможности и приобрести неповтори­мое самобытное творческое лицо.

Среди многочисленных профессиональных исполните­лей следует отметить М.Вахутинского - виртуоза, компози­тора, прекрасного аранжировщика и педагога. Его много­гранная исполнительская, просветительская и педагогическая деятельность, большое количество музыкального репертуара в огромной мере способствовали расширению современного бытования духовых народных инструментов.

Важной составляющей большого арсенала народного инструментария является группа струнных инструментов. Среди них получили наиболее широкое распространение гус­ли, домра, балалайка. А такие инструменты как лира, бандурка, да и в некоторой степени 7-струнная гитара, к сожалению, канули в глубине веков. Сегодня предпринимается попытка по возрождению русской 7-струнной гитары, столь популяр­ной в 30-х-40-х годах XIX столетия.

Гусли - по праву считаются древнейшим струнным ин­струментом, которые своим непревзойденным звучанием по­коряют широкий круг любителей народной музыки. Их древ­нее бытование представлено тремя видами: шлемовидные (пслатыревидные), крыловидные (звончатые), прямоугольные (столообразные). До нашего времени дошли лишь звончатые и прямоугольные гусли. На рубеже XIX - XX вв. звончатые и прямоугольные гусли были подвергнуты усовершенствова­нию. Музыкант и просветитель Н.Привалов совместно с из­вестным гусляром О.Смоленским усовершенствовали конст­рукцию звончатых гуслей, что в значительной степени повы-

 

сило их акустическое качество, исполнительские возможно­сти в целом. Имя О.Смоленского - музыканта-самородка, ор­ганизатора и руководителя хора (ансамбля) гусляров, испол­нителя-виртуоза на гуслях звончатых и жалейке, создателя ансамблевых разновидностей гуслей и одного из первых пре­подавателей на них, солиста Великого оркестра В.Андреева -навечно занесено в историю развития русского музыкального народного творчества.

Среди современников О.Смоленского выделяется фи­гура Н.Голосова, организовавшего в 1910 г. в Санкт-Петербурге «хор» гусляров, в котором начинал свой творче­ский путь П.Шалимов, во многом предвосхитивший систему начального индивидуального обучения игре на гуслях.

П.Шалимов активным педагогическим творчеством повлияло на возрождение интереса к гуслям звончатым не только в Санкт-Петербурге, но и через своих учеников во многих других регионах России. Среди его учеников такие известные музыканты и педагоги как В.Белявский, Д.Локшин, В.Тихов.

С исполнительством гусляра-виртуоза В.Тихова связа­на целая эпоха в развитии гусельного искусства 40-х-90-х го­дов XX века. Достоянием широкой музыкальной обществен­ности и любителей народной музыки стала его книга «Гусли звончатые Валерия Тихова. Жизнь. Творчество. Наследие мастера», обобщившая опыт многих поколений музыкантов, вобравшая в себя лучшие исполнительские традиции на ис­конно русском народном инструменте.

В настоящее время среди ведущих коллективов, ис­пользующих звончатые гусли, по праву можно выделить го­сударственный академический ансамбль гусляров (худ. руко­водитель - Народный артист РФ, профессор Ю.Евтушенко), ансамбль гусляров (худ. руководитель - лауреат междуна­родных конкурсов Л.Жук), Академический национальный оркестр им. Н.Осипова (худ. руководитель - Народный ар­тист РФ, профессор Н Калинин), академический оркестр Все­российской государственной телерадиокомпании (худ. руко-

водитель - Народный артист СССР, профессор Н.Некрасов) и многие другие коллективы.

Гусли прямоугольные (столообразные) - прямой пото­мок гуслей шлемовидных, наивысший этап развития древне­русской гусельной культуры.

В начале XX столетия этот вид гуслей был усовершен­ствован. В 1914 г. музыкант, просветитель Н.Фомин приспо­собил для прямоугольных гуслей простую, остроумно скон­струированную и надежную в работе клавишную механику. Благодаря этому изобретению при наборе левой рукой на клавишах нужного аккорда освобождаются соответствующие струны во всех октавах. Проводя по струнам плектром (спе­циальный медиатор) извлекают звук. Для лучшей устойчиво­сти строя этих гуслей, получивших название клавишных, применяется металлическая рама, подобная фортепианной. Поскольку клавишные гусли Н.Фомина - гармонический ин­струмент, его используют в оркестрах в паре с мелодико-гармоническими прямоугольными гуслями хроматического строя. Клавишные гусли сегодня стали неотъемлемой частью инструментария практически всех народных оркестров Рос­сии. Неоценимый вклад в развитие клавишных гуслей внесла солистка Академического национального оркестра им. Н.Осипова, Народная артистка РФ, композитор В.Городовская.

XX век раскрыл неисчерпаемые потенциальные воз­можности гуслей в качестве ансамблевого и оркестрового инструмента. Именно в коллективном исполнительстве гусли обрели свой «ренессанс».

Домра - по праву занимает одно из ведущих мест сре­ди струнных инструментов. Из исследователей - историогра­фов А.Фоминцын первым определил домру в качестве струн­ного (щипкового) инструмента. Сохранившиеся материалы по Государственной потешной палате, сведения о домрах, «струнах домерных», домрачеях (исполнителях на домре) в записях дворцовых расходов XVII в. подтверждают это. Дом­ра просуществовала на Руси в качестве профессионального

инструмента примерно около двух столетий (XVI — конца XVII вв,), после чего вышла из употребления, не оставив о себе в народе памяти. В русском фольклоре — былинах, пес­нях, сказках - домра совершенно не упоминается.

В 1895 г. один из участников Андреевского кружка ба­лалаечников А.Мартынов вывез из Вятской губернии 3-х-струнный музыкальный инструмент с резонаторным корпу­сом полусферической формы. Он представлял собой один из типов народной балалайки, но был ошибочно принят за обра­зец древнерусской домры и подвергнут усовершенствованию. В результате этого появилось семейство оркестровых разно­видностей, получивших название «домра». Оркестровые дом­ры так называемого «андреевского» образца имеют корпус в виде полушария, короткую шейку с закрепленными ладами, расположенными в хроматической последовательности. Игра по струнам производится с помощью медиатора. В оркестре употребляются домры «пикколо», «прима», «альт», «тенор», «бас» и «контрабас», каждая из которых имеет свои настрой­ку струн. В свою очередь, домра малая, альтовая и басовая получили распространение в сольной исполнительской прак­тике. Вместе с тем, их активно применяют и в ансамблевом исполнительстве.

С момента реконструкции домры и ее введения в Вели­корусский оркестр В.Андреева в конце XIX столетия до на­стоящего времени домра зарекомендовала себя как совер­шенный инструмент, которому подвластно звучание всех тонких струн широкой русской души. Неповторимость ее тембра, виртуозность исполнения, проникновенность звука до сих пор вызывают восторг у слушателей как в России, так и за рубежом. Подлинным продолжателем лучших исполни­тельских традиций на этом инструменте по праву считается музыкант-виртуоз Народный артист РФ, композитор А.Цыганков.

К инструментам струнной (щипковой) группы, дошед­ших до наших времен, и получивших широкое распростране­ние и популярность, относится балалайка. Первые образцы народной (не модернизированной) балалайки конца XIX —

 

начала XX столетий представляют собой 3-х-струнный щипко­вый инструмент, преимущественно с треугольным, усеченным внизу корпусом и сравнительно недлинной шейкой, заканчи­вающейся головкой в виде прямоугольника или завитка.

Важно отметить, что балалайка - один из наиболее «молодых» музыкальных инструментов русского народа, возникший не ранее второй половины XVII века. Впервые о ней упоминается в Петровском «Реестре» 1714 г., а через семь лет игру на ней русской девушки-драгунке отметил в дневнике Ф.Берхгольц

В середине 80-х годов XIX в. петербургским скрипич­ным мастером В.Ивановым по заказу В.Андреева была сде­лана балалайка улучшенного качества, все усовершенствова­ние свелось к замене подвижных ладовых перевязей тверды­ми порожками, врезанными в гриф. Через несколько лет пе­тербургским мастером Ф.Пасербским по указанию В.Андреева и на основе балалайки работы В.Иванова была сконструирована балалайка с хроматическим звукорядом, а вслед за тем построено целое оркестровое семейство балала­ек: «пикколо», «дискант», «прима», «альт», «тенор», «бас» и «контрабас». В дальнейшем «пикколо», «дискант» и «тенор» были упразднены, но появилась балалайка «секунда». Окон­чательный состав оркестровых балалаек установился в сле­дующем виде: «пикколо», «прима», «секунда», «альт», «бас» и «контрабас», Кроме «пикколо» перечисленный оркестро­вый балалаечный ряд применяется в настоящее время в ис­полнительской практике коллективов. Основным сольным инструментов является балалайка «прима». Некоторое количество сочинений написано специально для балалайки «бас» и «контрабас» (соло).

Флагманами балалаечного исполнительского искусства в настоящее время по праву являются Народный артист РФ, солист Академического национального оркестра им. Н.Осипова М Рожков, Народный артист А.Тихонов, участник и солист Академического национального оркестра им. Н Осипова, Народный артист РФ, профессор В.Болдырев и другие.

Балалайка широко используется в различных ансамблях народных инструментов. В них она приобретает «классиче­ское», «фольклорное» и «эстрадно-джазовое» лицо, но все же остается самобытным русским народным инструментом.

Клавишно-духовые язычковые инструменты (гармо­ники) в середине XIX века во многих странах, прежде всего в европейских, получили большое распространение. Эти инст­рументы в различных регионах развивались с учетом нацио­нальной музыкальной специфики. В Англии этот инструмент называли концертино, в Австралии - аккордеон, в Германии - банданеон, в России - баян. Все разновидности отличаются друг от друга формой, размерами, клавиатурой, диапазоном, конструкцией, но, тем не менее, их объединяет общий родо­вой признак: они относятся к так называемым клавишно-духовым язычковым инструментам, все они - гармоники.

Первые образцы ручных и губных гармоник в России появились в ЗО-е-40-е годы XIX столетия, и буквально в те­чение нескольких лет проникли почти во все уголки страны. Инструмент пришелся по вкусу широким массам благодаря небольшим размерам, сильному звуку, относительной легко­сти овладения. Главным преимуществом перед другими на­родными инструментами была возможность одновременного исполнения и мелодии, и аккомпанемента.

К концу XIX века начинает преобладать так называемая «городская песня». Простота строения напева, четкая ритми­ка принципиально отличали этот вид песни от старинных об­разцов: в его основе был гомофонно-гармонический склад. И такой портативный и недорогой инструмент, как гармоника, пригодный для аккордового сопровождения, пришелся по вкусу. Этим, в частности, объясняется популярность гармо­ники и ее быстрое распространение, особенно среди населе­ния городских окраин России.

На рубеже XIX-XX вв. в России бытовало огромное ко­личество самых разнообразных видов гармоники, которые несли в себе особенности инструментально-песенной культу­ры той или иной местности. Этот калейдоскоп представляли:

«азиатские», «бологоевские», «елецкие рояльные», «кабар­динские», «касимовские», «ливенские», «московские рояль­ные», «невские», «татарские», «тульские», «черепашки» и др.

Первые образцы русских гармоник отличались ориги­нальностью и хорошим качеством, внешне они были привле­кательны, но имели существенный изъян - в них отсутство­вал хроматический строй, и это, естественно, ограничивало их музыкально-художественные возможности. Создание гар­моник с хроматическим строем явилось первым и важным шагом на пути совершенствования инструмента.

Русский город Тула - родина хроматической гармоники - был одним из промышленных центров страны, который яв­лялся основным поставщиком гармоник. Их производство было сконцентрировано в Чулковской слободе. Создателем первой в России хроматической гармоники принято считать Н.Белобородова, который в 1875 г. организовал первый в России «Оркестр гармонистов». Оркестровый ряд гармоник выглядел следующим образом: «прима», «секунда», «флейта-пикколо», «альт», «виолончель», «бас», «контрабас». Впо­следствии оркестры гармоник получили широкое распро­странение во многих регионах России.

В начале XX столетия (1907 г.) петербургский гармо­нист, мастер П.Стерлигов в содружестве с известным гармо­нистом Я.Орландским - Титаренко сконструировали хрома­тическую гармонику, которая была названа именем древне­русского поэта-певца Баяна. Вскоре баяны начали изготавли­вать гармонные мастера и других городов России. Действуя совместно с исполнителями они вносили дальнейшие улуч­шения, создав, в конце концов, хотя и сложный, но вполне совершенный инструмент. Гармоника в сфере совершенство­вания своей конструкции по многим параметрам обогнала своих сородичей по народно-инструментальному цеху. И, действительно, современный баян представляет собой и «хор», и «оркестр», заключает в себе широкий спектр много­гранной тембральной палитры, которой подвластны различ­ные стили и жанры классической, народной и современной музыки. Определенным итогом в совершенствовании конст-

 

рукции инструмента явилось появление многотембрового, готово-выборного баяна, который в значительной степени повлиял на расширение репертуарного диапазона всего на­родно-инструментального искусства.

Впервые в России в Московском государственном уни­верситете культуры и искусств в 1997 г. был открыт класс гармоники, первым выпускником которого стал лауреат Все­российских и Международных конкурсов, ныне Заслуженный артист РФ Г.Калмыков.

Среди современных виртуозов-исполнителей на раз­личных видах гармоник следует отметить лауреата Всерос­сийских и Международных конкурсов, Заслуженного деятеля искусств РФ, педагога, члена Союза композиторов РФ Е.Дербенко, лауреатов Всероссийских конкурсов С.Сметанина и С.Привалова. Баянное исполнительское ис­кусство прославили такие выдающиеся мастера как Народ­ный артист СССР Ю.Казаков, Народный артист СССР, про­фессор А.Полетаев, лауреат Всероссийских и Международ­ных конкурсов, Народный артист РФ, профессор Ф.Липс, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, Заслу­женный артист РФ Ю.Вострелов и многие другие.

Всё множество ударных инструментов русской фольклорной традиции можно разграничить на следующие группы:

1. Инструменты, созданные как музыкальные, но

имеющие чисто прикладное значение и использующиеся в качестве шумового орудия или сигнального приспособления (в ратном деле, на охоте, в пастушестве, в быту).

2. Собственно музыкальные ритмизирующие со­провождение пения или танца).

3. Предметы быта, используемые в качестве му­зыкальных ударных

инструментов.

По принципу звукообразования ударные инструменты можно отнести либо к группе мембранных - бубны, барабаны

 

и другие, либо к группе сомозвучащих - било, трещотки, ложки, рубель, колокола и др.

Первые сведения об ударном инструменте (бряцало) относится к XI веку (Минея сентябрьская). По историческим памятникам с XII века известен самозвучащий инструмент под названием - било.

Бытовало две его разновидности - великое било и ма­лое било.

Великое било - толстая доска длиною до 8 метров, подвешенная на двух цепях. По ней бьют равномерно специ­альной колотушкой.

Малое било (клепало) - двухметровая доска шириной 10 см. Имеет форму двухлопастного пропеллера с выемкой посередине для держания инструмента. Ударяют в малое би­ло деревянной колотушкой.

Било использовалось в качестве сигнального инстру­мента. В этой функции оно просуществовало, например, в раскольничьих скитах вплоть до нашего столетия. Исследова­тель Смоленский С.В. утверждает, что клепание в било - это «первичная форма колокольного звона».

Колокол - родственник древнерусского била. Первое упоминание о нём находится в летописи о взятии неприятелем Нов­города и о снятии колоколов с Софийского собора в 1066 го­ду. В XV веке западноевропейские путешественники пишут о русских звонах, как о характерном национальном явлении. Кроме церковно-ритуальной, колокола выполняли политиче­скую, гражданскую, военную функцию. Об этом говорят на­звания колоколов: «осадный», «всполошный», «вечевой». Колокола различаются по весу: Малые зазвонные (4 - 80 кг) и большие зазвонные (130 - 400 кг). Большие колокола: повсе­дневный (1600 - 8000 кг), полиелейный (8-11 т), воскресный (до 16 т), праздничный (16 т и более).

Льют колокола из колокольной бронзы. В русском ко­локоле, в отличие от западноевропейского, подвижной ча­стью является язык, а не сам корпус. От языка колокола идут

верёвки, как в руки звонарю (от малых колоколов), так и пе­рекладинам колокольни (от средних) и к ножным педалям. Стоя на одной ноге, опытный звонарь попеременно нажимал другой ногой педали, а локтями и запястьем приводил в движение языки больших и малых зазвонных колоколов.

Бубен ратный - металлический котёл с натянутой ко­жаной мембраной. Удар по мембране производился с помо­щью вощяги - колотушки в виде кнута с плетёным шаром на конце. Использовались разновидности ратных бубнов - тулумпас и набат, перевозили их на лошадях. Применялись бубны для звуковой связи и подачи команд в древнем рус­ском войске, для устрашения врага.

Пастуший барабан - цельная деревянная доска со слегка скошенными или закруглёнными верхними углами. Материалом для изготовления служит ель, сосна. Размеры инструмента достаточно свободны: длина - 50-100 см, шири­на - 25- 40 см, толщина - 1, 5-6 см. Инструмент подвешен на шее при помощи ремешка или верёвки и располагается гори­зонтально на уровне пояса. Играют на барабане двумя дере­вянными колотушками длиной 20- 35 см. Звуками барабана пастух извещал людей о том или ином моменте процесса па­стьбы стада. Нередко инструмент сопровождал пляску и пе­ние. Распространён в средней полосе России. В разных об­ластях имеет различные названия - пастушка, постухалка, барабанка и др.

Трещотка — ударный инструмент, имитирующий хлопки в ладоши. Вероятно был создан специально как музы­кальный инструмент. Представляет собой набор деревянных пластин, в количестве от 14 до 22 штук, нанизанных на две веревки. Пластины изготавливаются из твёрдых древесных пород: дуба, клёна, ореха. Длина пластины - 14 — 17 см, ши­рина - 5 - 9 см, толщина - 0, 5 - 0, 6 см.

Первое упоминание о трещотке в письменных источни­ках встречается в 1714 году. Районы бытования инструмента — преимущественно южные области. Курская, Орловская,

 

Калужская, Тульская. Не случайно порой трещотку называют «курской». Приемы игры на ней весьма разнообразны.

Существует круговая трещотка (Raganella) — широко используемая в симфонической музыке. Эпизодически при­меняют её и в народных оркестрах и ансамблях. Существует предположение, что на Руси она использовалась как шумовое приспособление.

Бубен скомороший - само название инструмента гово­рит о среде его бытования. Бубен представляет собой неши­рокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одной стороне кожаной мембраной и подвешенными с внут­ренней стороны колокольчиками. Скоморохи и медвежьи по­водыри при игре на бубне при меняли различные приёмы и фокусы: подбрасывая и схватывая его на лету, били бубном то по своим коленкам, то по голове, ударяли по мембране ли­бо обечайке кистью руки, локтем, пальцами, делали тремоло и «вой», проводя по мембране большим пальцем правой руки.

Часто вместо бубна в руках скомороха оказывался дву­сторонний барабан, что нашло отражение в миниатюре XVI века «Игрище славян вятичей» (Радзивиловская летопись).

К третьей группе инструментов следует отнести пред­меты домашнего обихода, при определённых условиях стано­вящиеся ударными музыкальными инструментами. Это лож­ки, тазы, сковороды, рубель, ухваты, коса и др. Практически любой предмет домашней утвари на праздничном гулянии мог стать музыкальным инструментом, однако только неко­торые из них получили своё второе рождение и стали изго­тавливаться в чисто музыкальных целях.

Ложки - для музыкальных целей их изготавливают из твердых пород дерева(дуб, ясень, клён, бук). Музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки, иногда вдоль рукоятки привешивают бубенцы. Игровой комплект состоит из 2 - 4 ложек. Приёмы игры достаточно разнообразны. В русских печатных изданиях XVIII века появляются первые сведения о них.

Рубель - изогнутая доска длиной около полуметра с ручкой. На выпуклой стороне нарезано множество попереч-

 

ных ребринок. В быту рубель использовали для разглажива­ния белья. Одной рукой держат инструмент за ручку, другой рукой — ложку либо деревянную полочку, которой быстро проводят по ребристой стороне. Возможны отдельные удары по различным местам инструмента. Применяемый и изготав­ливаемый в настоящее время музыкальный инструмент отли­чается от своего прообраза - он не имеет изгиба, для улучше­ния акустических характеристик в одном из торцов по длине вырезается резонаторная щель.

Ухват - приспособление, при помощи которого стави­ли и вытаскивали из русской печи чугуны и горшки. Торцами ухватов отбивать об пол плясовые ритмы. На верхнем конце каждого древка приспосабливают по две тарелочки от бубна. Сочетание глухих ударов об пол с позвякиванием напомина­ют танец в сапогах со шпорами. Отсюда второе название это­го инструмента - шпоры.

Рогач -приспособление для сушки кухонной посуды, применяется в деревнях Орловщины в качестве ударного ин­струмента.

Коса - на ней играют, предварительно сняв с древка. Одной рукой держат косу за основание остриём вниз, другой рукой — большой гвоздь и выбивают о косу различные рит­мы. Инструмент бытовал в селах Воронежской, Курской и Белгородской областей.

В связи с возрастающим вниманием к народным тра­дициям, предметы патриархального быта всё чаще получают своё второе рождение в качестве музыкальных инструментов. Таким образом, возрастает роль исполнительского искусства как хранителя старинных традиций русской культуры.

Ударные инструменты на протяжении многих веков активно использовались в народной инструментальном твор­честве и являлись украшением сольного, ансамблевого и ор­кестрового исполнительского искусства. Дошли до наших дней и получили широкое распространение такие инструмен­ты как бубен, ложки, парные ложки О.Буданкова, косточки «рубель», рыкалка, трещотка обычная, курская трещотка,

 

парная трещотка О.Буданкова, круговая трещотка, пастуший, барабан (барабанка), рогач, ухваты (шпоры), коса, коробочка и др. Широкий спектр ударных инструментов активно при­меняется как в сольном и ансамблевом исполнительстве, так и в оркестровой практике.

Анализ всей разнообразной гаммы русских народных инструментов показывает, что они представляют собой живи­тельный источник, который во многом питает все пласты на­родной художественной культуры.

 

Литература

Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. - М., 1997.

Буданков О., Вахутинский М., Петров В. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. М., Музыка, 1991.

Верткое К.А. Русские народные музыкальные инструменЛ., 1975.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 4535. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия