Перепляс
Перепляс - один из древнейших видов русского народного танца — первоначально был преимущественно мужским. Смысловое
назначение перепляса - состязание в ловкости, силе, сообразительности, выносливости. Победителем выходил тот, кто «переплясал» своего соперника, исполнил большее количество «колен», продемонстрировал сложнейшие трюки (хлопушки, прыжки, дроби, вращения). Традиционный перепляс состоит из проходки (отражающей индивидуальность исполнителя, его эмоциональное состояние) и самого движения («колена») первого исполнителя, а далее — проходки и «колена» второго исполнителя. Так продолжается до полной победы одного из соперников. Правила перепляса устанавливаются заранее: состязаются по количеству «колен», либо на выдержку и невозмутимость во время перепляса при усиленных попытках зрителей рассмешить исполнителей, либо каждый участник должен сначала повторить «колено» своего соперника, а только потом исполнить свое «колено». Повторяющиеся элементы в счет не идут. Зрители являются участниками состязания, переживают за «своего», подсчитывают количество «колен», подбадривают соперников, поддерживают нужный ритм хлопками, притопами. Перепляс исполняется под сопровождение народных музыкальных инструментов: гармошки, баяна, домры, жалейи, балалайки, рожка, ложки, трещотки. Темп сначала умеренный, затем все ускоряется, а в конце перепляса может быть очень быстрым. Движения к концу перепляса все усложняются, самые неожиданные и техничные «колена» «приберегаются» для финальной и решающей схватки соперников. Именно в переплясах формировался и развивался мужской русский народный танец. С изменением уклада жизни народа, появлением кустарных промыслов, развитием ремесел, а впоследствии промышленности возрастает влияние городской культуры на традиционный фольклор. Женщины становятся более активными участницами традиционных гуляний, в женском танце появляются элементы сольной пляски. Женщины – исполни- тельницы перепляса — вносят новую струю в исполнение -частушку. Сначала исполняется проходка, затем - частушка, а потом - «коленце». В таком соревновании выигрывает не только сила и виртуозность, но и остроумие. В женском переплясе много дробей, шагов с притопами, переменных шагов с подбивкой, синкоп, вращений. Переплясы исполняются под «Барыню», «Камаринскую», «Полянку» и другие известные в народе мелодии. В Архангельской области бытует перепляс «Топтуша», в Рязанской — «Рязаночка», «Елецкого», в Саратовской — «Мотанечка», в Брянской - «Ой, рива, рива», в Астраханской - «Рассыпуха». Литература Авдеев А.Д. Происхождение танца. М; Л., 1959, - С.38-81. Бакинская Н.Русские хороводы и хороводные песни, М., Л.: Музгиз, 1951. Богданов Г.Ф. Основные этапы формирования и развития русского народного танца: Автореф. дис....канд. искусствоведения. — М., 1988.-25с. Богданов Г.Ф. Несколько шагов к фольклорному танцу. - М.: Всероссийское музыкальное общество, 1996. С. 10-35. Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. биография. - М., 1982. Бюхер К. Работа и ритм. - М., 1923. - 196 с. Веретенников И. Южнорусские хороводы. Белгород, 1994. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском Государстве народов.- СПб., 1779.- 438 с. Гусев В.Е. Фольклор и хореографическая самодеятельность // Фольклор и художественная самодеятельность. - Л., 1968. - С. 59-62. Жорницкая М. Северные танцы. М., 1970. Захаров Р.В. Сочинение танца. М.: Искусство, 1983. Иноземцева Г.В. Народный танец. М.: Знание, 1971. Казьмин П. Сто русских народных песен, М.: Музгиз, 1958. Климов А.А. Основы русского народного танца. М.: Искусство, 1981. Климов А.А. Русский народный танец. Север России: Учеб. по-соб. М., 1996. Князева О.Н. Танцы Урала. Свердловск, 1962. Круглова Ю.Г. Фольклорная практика. М.: Просвещение, 1979. Методика работы с косвенными источниками по воссозданию утраченных образцов танцевального фольклора: Метод, рек. для руководителей самодеят. хореограф, коллективов. Минск, 1980. Надеждина Н. Русские танцы. М., 1951. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. М.: Сов. композитор, 1975. Русские кадрили. М., 1956. Русские народные танцы. М., Госкультпросвет, 1949. Русские народные хороводы и танцы. М., 1948. Сахаров И. Сказания русского народа. Спб., 1848. Смирнов Е. Северная кадриль. Петрозаводск, 1977. Смирнов И.В., Искусство балетмейстера, М.: Просвещение, 1986, С.152-166. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1837-1839. Терещенко А. Быт русского народа. Спб., 1848. Ткаченко Т.С. Народный танец. М.: Искусство, 1967. Уральская В.И. Эстетические проблемы взаимовлияния народного и профессионального искусства (на материале хореографии): Автореф. дис.... канд. филос. наук. М., 1969. Устинова Т.А. Беречь красоту русского танца. М.: Молодая гвардия, 1959. Устинова Т.А. Русский народный танец. М.: Искусство, 1976. Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. М.: Искусство, 1996. Фаминцын Ал. Скоморохи на Руси. Спб., 1889. Филиппов Э. Русские народные танцы Иркутской области. Иркутск: Вост. - Сибирск. кн. изд., 1965. Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах..., Спб., 1898. Яницкая М.Д. Методика собирания и записи танцевального фольклора. М.: Всесоюзный науч. — метод, центр народного творчества и культпросветработы, 1981
|