История социального бытования русского народного костюма
Формирование национальных особенностей русского народного костюма происходило в XIV-XVI вв. одновременно с выявлением русского (великорусского) этнического самосознания и распространением этнонима «русские». К XVII в. полностью сложились основные комплексы русского костюма. Следует отметить, что социальная среда его бытования на протяжении истории его существования менялась. Характерной особенностью древнерусской культуры было наличие единого для всех социальных слоев эстетического идеала красоты. Костюм у различных слоев населения отличался преимущественно количеством деталей и разнообразием материалов при одинаковом покрое отдельных составляющих его частей. В XVII в. чрезвычайно важным считалось в торжественных случаях быть обязательно в русском традиционном платье, даже иноземцам. Так, в 1606 г. Марина Мнишек венчалась в Москве в Успенском соборе с Лжедмитрием I по настоянию бояр в русском платье. Позднее парадная русская одежда выдавалась иноземным послам специально для торжественного представления государю. В первые годы XVIII столетия по указу Петра I правящие классы должны были перейти на обязательное ношение платья иноземного образца. Эта реформа не коснулась такого огромного пласта общества, как крестьянство, поэтому именно оно становится хранителем национальных традиций в одежде и эстетике внешнего облика человека. В русле национальных традиций развивалась одежда казаков, поморов, однодворцев, разных групп старообрядческого населения. Подчинившись капризам западноевропейской моды, представители высших слоев общества вынуждены были отказаться от исконно русских представлений о красоте облика человека, его одежды, манер.
Победа в Отечественной войне 1812 г. вызвала подъем патриотических чувств, и многие светские дамы стали носить стилизованные русские национальные костюмы, состоявшие, из рубахи с глубоким вырезом (по моде начала XIX в.), косо-клинного или прямого сарафана, стянутого поясом под грудью, кокошника, повязки или венца. Лучшие люди России всегда понимали жизненную необходимость бережного сохранения самобытности русской национатьной культуры, и в частности костюма. В начале 20-х гг. XIX столетия блестящий эрудит, поэт, мыслитель и государственный деятель А.С.Грибоедов, которого А.С.Пушкин считал одним из самых умных людей России, писал: Пускай меня объявят старовером, Но хуже для меня наш Север во сто крат С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад — И нравы, и язык, и старину святую, И величавую одежду на другую По шутовскому образцу... 1
Далее устами Чацкого А.С.Грибоедов с горечью восклицает: «Воскреснет ли когда от чужевластья мод?» Н.И.Лебедева и Г.С.Маслова отмечали, что в костюмах мещан и купечества долго сохранялись черты, общие с крестьянской одеждой. В середине XIX века «русский наряд» -сарафан и кокошник - носили во многих городах. У горожан, особенно у наиболее богатых, он отличался от крестьянского дорогим материалом, драгоценными украшениями.2 ___________________________________________ 1 Грибоедов А.С. Горе от ума// Грибоедов А.С. Избранное.- М., > *с" !? 1978.-С.104. 1 Там же. 2 Лебедева Н.И., Маслова Г. Русская крестьянская одежда XIX -начала XX веков// Русские: Историко-этнографический атлас... –М.Ю 1967.-С. 194. Во второй половине XIX века в русское народное платье по идеологическим соображениям одевались писатели славянофильского направления. Их современник Д.Н.Свербеев писал: «Славянофилы не ограничивались печатанием и писанием для одной только печати разных статей, не удовлетворялись изустной проповедью своего учения -они захотели проявить его наружными знаками, и вот сперва явилась шапка-мурмолка, а потом зипун, и, наконец, борода».8 Рассуждая о народном костюме как знаке сословной принадлежности, П.Г.Богатырев отмечает, что в России «богатые купцы, иногда миллионеры, носили преимущественно «полумужицкий» костюм, чтобы показать этим, что свой костюм, указывающий на их сословное положение, они носят с чувством превосходства и не хотят уподобляться часто более бедным в сравнении с ними чиновникам и дворянам».9 В начале XX века русский народный костюм носили такие видные представители творческой интеллигенции, как В. В Стасов, Ф. И Шаляпин, М.Горький, Л.А.Андреев, С.А.Есенин, Н.А.Клюев. В 1902 г. в Санкт-Петербурге вышла книга П. Шилова «Русская одежда», в которой рассказывается о создании Общества любителей древнерусской одежды. В книге подчеркивается эстетическое и патриотическое значение дела возрождения и распространения среди культурных русских людей традиционной национальной одежды. Осуществление этой идеи связывалось с подъемом национального духа и, по словам автора, с ((пробуждением любви и уважения к нашей славной старине, запечатленной столькими христианскими и гражданскими подвигами, беспримерным мужеством и храбростью, великодушием, самоотвержением, пламенной любовью к Царю, Вере и Отечеству». ______________________________________ 8 Свербеев Д.Н. Записки.- Т.2.- М., 1899.-С.403. 9 Богатырев П.Г. Функции национального костюма Моравской Сло-вакииУ/Вопросы теории народного искусства.- М., 1971.-С.320.
Примечательно, что в XX веке при царском дворе бывали приемы, на которых фрейлины согласно царскому указу 1834 г. обязательно надевали костюм, стилизованный под русский боярский наряд. Восхищение красотой русского народного костюма выразили в своих произведениях Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, И.А.Бунин, М.А.Шолохов и многие другие русские писатели. Рассматривая вопрос этнического сознания и духовной культуры, К.В.Чистов высказал мысль о том, что «всякое осознание элементов материальной культуры как знаковых или символических может придать им идеологический характер».1 Эти слова наглядно поддтверждаются историей русского народного костюма, который во все времена олицетворял идею сохранения национальной самобытности, выступал как средство диалогического общения прошлого России с ее настоящим и будущим. Создавая незабываемые образы русских людей и изображая их в традиционных национальных костюмах, выдающиеся русские художники А.Г.Венецианов, В.И Суриков, В.М.Васнецов, М.В.Нестеров, Ф.А.Малявин, К.А.Коровин и многие другие в значительной мере способствовали эстетической ориентации современников и потомков, превращению русских народных костюмов в этнический символ. В начале XX века основоположницей использования традиционных форм и характера орнаментации, декоративных принципов народной одежды в создании костюма современной повседневной жизни стала общепризнанный художник-модельер Н.П.Ламанова. Ее модели одежды и теоретические статьи убедительно доказывали, что ((целесообразность народного костюма, благодаря вековому коллективному творчеству народа, может служить как идеологическим, так и пластическим материалом, вложенным в нашу одежду города». __________________________ 1 Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории.-Л., 1986. С.21. 2 Ламанова Н.П. Русская мода //Красная нива.-1923.-№30.-С.32-40. Благодаря усилиям крупных исследователей и этнографов Д.К.Зеленина, Н.М.Могилянской, Н.П.Гринковой, коллекционеров И.Я.Билибина, А.В.Худорожевой, Н.Л.Шабельской и многих других квалифицированных специалистов собраны великолепные коллекции русского народного костюма, обладающие огромной исторической и художественной ценностью. Среди них на первом месте - собрание Государственного музея этнографии народов СССР в Санкт-Петербурге, Государственного Исторического музея в Москве. В послеоктябрьский период началось чрезвычайно быстрое разрушение многовекового уклада и обычаев русской деревни, обнищание крестьян и их массовый переезд на жительство в города. Тогда же практически все семейные, календарные и религиозные обряды и праздники были отнесены к «пережиткам темного прошлого» и всемерно искоренялись как не соответствующие новой советской действительности. Этим во многом объясняется исчезновением из жизни народа традиционного костюма и многих других неотъемлемых составных частей обрядового синкретизма, упадок общего уровня мастерства практически во всех видах традиционного искусства. Семидесятилетнее уничтожение национальной самобытности в России, и прежде всего в русской деревне, привело к искоренению из сознания русского народа многих его этнических символов и святынь. Так, в 30-е годы угасла традиция изготовления русского народного костюма в быту. Со сценических подмостков, с экрана кино, затем с телеэкрана навязывался новый стереотип псевдорусского наряда, в котором до неузнаваемости искажались национальный стиль и идейно-образное содержание русской одежды. В последние два десятилетия заметно выросло число исполнителей русского фольклора, стремящихся бережно воссоздать в своих сценических костюмах традиции народной одежды. Повышение интереса к изучению, сохранению и трансляции аккумулированного в русском народном костюме социокультурного опыта проявляется в сферах науки, искус- ства и образования, в области современной моды, в туристическом и рекламном бизнесе, в широком использовании традиционных костюмов при проведении различных праздников и торжеств. При этом народный костюм воспринимается как бесценный памятник традиционной культуры, как этнический символ, выражающий менталитет народа, способствующий активизации этнокультурного самосознания и сплочению представителей всех возрастов и социальных групп. Литература Гиляровская Н. Русский исторический костюм в изобразительном искусстве и на сцене //Русский исторический костюм для сцены.- М, Л.Искусство, 1945. -140 с. Древняя одежда народов Восточной Европы (Материалы к исто-рико-этнографическому атласу) /Отв. ред. М.Г.Рабинович. -М., 1986. — 271с. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства: Альбом /Сост. Г.П.Дурасов, Г.А.Яковлева. -М., 1990.-318 с. Исенко С. П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств. — М., 1999. -144с. Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре (Опыт энциклопедии). — М., 1995. -383 с. Крестьянская одежда населения европейской России (XIX-ХХв.): Определитель. — М., 1971. — 364 с. Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начала XX в — М., 1984. -215с. Мае лова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как истори-ко-этнографический источник. — М., 1978. — 206 с. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. — М., 1988. — 244с.
Некрасова М.А. Проблема ансамбля в декоративном искусстве //Искусство ансамбля /Сост. и науч. ред. М.А. Некрасова — М., 1988. —С. 13-42. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. — М., 1992. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. — М., 1994. — 280 с. Русские: Историко-этнографический атлас: Земледелие. Крестьянское жилище. Одежда (середина XIX — начала XX в.) /Под ред. Р.И. Аванесова и др. — М., 1967. — 360 Русский народный костюм: Альбом /Сост. Ефимова Л — М., 1989
|