При рассмотрении творчества Э.Дюркгейма уже говорилось о том, что он оставил после себя многочисленных учеников, ряд из которых после его смерти (а некоторые – еще при жизни) стали известными не только во Франции, но и далеко за ее пределами исследователями. У школы был центр, вокруг которого объединились ее представители. Им оказался журнал “Социологический ежегодник”, который был создан по инициативе Э.Дюркгейма и издавался при его жизни в период с 1898 по 1913 гг. (после смерти основателя школы имела место попытка восстановить издание журнала – в 1925-1927 гг., а роль ее лидера перешла к ученику Дюркгейма Марселю Моссу). В состав школы входило до 15 социологов, среди них такие известные как Л.Леви-Брюль, С.Бугле, М.Хальбвакс, Р.Герц, А.Юбер, П.Фоконне, Ж.Дави, П.Фавр и др. Эта школа начала свою деятельность на рубеже ХIХ – ХХ вв., а распалась уже в 30-е гг. ХХ столетия.
Особенности французской социологической школы состояли в следующем. В теоретическом плане ее представителей сближало использование в качестве методологии социологического анализа позитивизма. Центральной, интегрирующей идеей стала концепция социальной солидарности Э.Дюркгейма и стремление ее реализовать в либеральных позициях социал-реформаторского характера (мирное разрешение классовых противоречий, учет интересов беднейших слоев населения, антиклерикальная направленность). С точки зрения определения векторов деятельности заслуга школы состояла в институционализации социологии во Франции. Сам Э.Дюркгейм, как известно, работал в Сорбонне, там же работали многие его последователи, но некоторые из них заведовали кафедрами и были профессорами Бордоского, Тулузского и других университетов. Деятельность школы в конечном счете привела к тому, что в 1923 г. изучение социологии стало обязательным во всех вузах Франции, готовивших педагогов.
Основными направлениями исследований школы были: общая социология, ее теоретические проблемы, особенно социальная морфология (структура общества); социология религии; социология права; социология морали. Ее представители тесно сотрудничали с экономистами, правоведами, лингвистами, историками культуры и т.д. В этом нашла свое отражение реализация замысла Э.Дюркгейма о превращении социологии в систему социальных наук. Для школы был характерен не только высокий уровень научной интеграции (хотя не все идеи Э.Дюркгейма разделялись в полной мере участниками творческого сообщества), но и наличие дружеских связей и регулярного общения между ее представителями.
Школа организовала и провела ряд серьезных научных дискуссий: о предмете социологии как науки, о социологических проблемах религии, образования, экономики, политики, права, сравнительных исторических исследований и т.д. Специалисты, изучавшие деятельность школы, свидетельствуют о бойцовском, прямо-таки задиристом характере ее представителей, проявлявшемся в ходе дискуссий. Дюркгеймовское движение, как часто называли школу за рубежами Франции, вызывало большой интерес, а в Сорбонну и иные университеты, где работали социологи, приезжали учиться из США, Германии, других европейских стран.