Эрвина Гоффмана (1922-1982), канадско-американского социолога, чаще всего относят к представителям символического интеракционизма. " Пройдя" социологическую школу Чикагского университета (уже в период падения ее величия и значения), формируясь и развиваясь под влиянием идей Дж. Г.Мида, он защитил в этом университете в 1953 г. докторскую диссертацию, посвященную исследованию коммуникационных структур на Шетландских островах. Последующий его творческий путь был связан с работой сначала в Вашингтоне (в Национальном институте психического здоровья), а затем в Беркли, где он стал профессором. Э. Гоффман был избран президентом Американской социологической ассоциации в 1981 г., что свидетельствовало о признании его больших заслуг научным сообществом США. Основные работы Э. Гоффмана: " Представление себя другим в повседневной жизни" (1959), " Соприкосновения" (1961), " Убежища" (1961), " Поведение в общественных местах" (1963), " Клеймо" (1964), " Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом-к-лицу" (1967), " Стратегическое взаимодействие" (1969), " Рамочный анализ" (1974), " Формы разговора" (1981). Из всех названных работ на русский язык переведена полностью лишь одна[160].
Э. Гоффман является одним из наиболее интересных и оригинальных исследователей в социологии. Его творчество оказалось достаточно сложным для однозначной оценки и отнесения к какой-либо одной конкретной парадигме, одному направлению. На этот счет до сих пор идут дебаты. Одни считают, что взгляды Э. Гоффмана больше всего соответствуют характеристикам и принципам символического интеракционизма, другие обнаруживают в его творчестве феноменологические мотивы, третьи полагают, что он выступал как раз с антифеноменологических позиций, четвертые видят в нем " всего понемножку" - и символического интеракциониста, и феноменолога, и этнометодолога. В данной главе будут рассмотрены идеи и положения учения Э.Гоффмана, свидетельствующие о его приверженности и принадлежности к символическому интеракционизму.
Оснований для обозначенного выше отношения к социологии Э.Гоффмана, включающей в себя элементы целого ряда направлений и парадигм, вполне достаточно. Вступив на социологическую стезю в конце 40-х гг., он буквально " завалил" читателя многочисленными социологическими и социально-психологическими работами, очень непохожими одна на другую. Каждый раз он начинал новую линию анализа и не продолжал ее, как правило, в следующих публикациях. Однако при внимательном разборе его работ можно уловить то общее, что было присуще так или иначе большинству из них. Это – интерес к личности, к повседневному (ритуальному) поведению людей, доступному для наблюдения и осуществляющемуся в форме их социального взаимодействия. При этом характерным для Э.Гоффмана был " драматургический" (иногда его называют драматическим) подход (с позиций метода социодрамы) к социальному взаимодействию, который рассматривался им как универсальный метод социологического исследования.