Студопедия — Психологическая концепция классового права
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психологическая концепция классового права






Представления о классовом праве, включая и классовое про­летарское право, с позиций психологической теории права разви­вал М.А. Рейснер. Еще до революции он начал, а затем продолжал классовую интерпретацию и переработку ряда идей таких пред­ставителей психологической школы права, как Л. Кнапп и Л. Пет-ражицкий1.

Свою заслугу в области марксистского правоведения он ви­дел в том, что учение Петражицкого об интуитивном праве поста­вил " на марксистское основание", в результате чего " получилось не интуитивное право вообще, которое могло там и здесь давать индивидуальные формы, приспособленные к известным общест­венным условиям, а самое настоящее классовое право, которое в виде права интуитивного вырабатывалось вне каких бы то ни было официальных рамок в рядах угнетенной и эксплуатируе­мой массы." 2.

Марксистские представления о классовости права Рейснер толковал в том смысле, что каждый общественный класс — не только класс господствующий, но и угнетенные классы — в соответствии с положением данного класса в обществе и его психикой творит свое реально существующее и действующее интуитивное классовое право. Уже при капитализме, по Рейснеру, имеется не только буржуазное право, но также пролетарское право и крестьянское право. Так что не " все право" запятнано " эксплуататорской целью" 3. Возражая против отождествления всего права с эксплуататорским правом, Рейснер уже до революции проводил ту мысль, что у революцион­ных масс есть свое классовое интуитивное право, которое должно лечь в основу их будущего господства.

1 Там же. С. 78.

2 Там же. С. 134—135.

1 См., в частности: Рейснер М.А. Теория Петражицкого, марксизм и социальная идеология. СПб., 1908; Он же. Государство, СПб., 1911 (2-е изд. 1918); Он же. Основы Советской конституции. М., 1918; Он же. Государство буржуазии и РСФСР. М., 1923; Ок же. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. Л., 1925 дальнейшем цитировании — просто " Право").

2 Рейснер МЛ. Право. С. 20.

3 Рейснер МЛ. Теория Петражицкого, марксизм и социальная идеология. С. 159—160.

236 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

Такое правопонимание, согласно Рейснеру, подтвердилось по­сле пролетарской революции, особенно выразительно — в Декрете о суде № 1, которым деятельность новой юстиции в условиях от­сутствия надлежащего официального (позитивного) права была ори­ентирована на " революционное правосознание" победившего про­летариата.

В проведении этого декрета и пропаганде его идей, как извест­но, большую роль сыграл A.B. Луначарский1. Как положения дек­рета, так и позиция Луначарского в дальнейшем подвергались кри­тике (со стороны Стучки, Пашуканиса и др.) за использование уче­ния Петражицкого об интуитивном праве и т. д. Рейснер, отвергая эту критику, отмечал, что декрет (и соответственно — Луначар­ский) имел в виду не интуитивное право в толковании Петражиц­кого, а марксистски переработанное Рейснером классовое интуи­тивное право пролетарских масс. По словам Рейснера, это он, под­держав усилия Луначарского по организации революционной юс­тиции, указал на то, что революционное право уже есть и сущест­вует, несмотря на то, что никакое законодательство его еще не за­крепило. " Это, как выяснил я тов. Луначарскому, со ссылкой на некоторые научные материалы, — отмечал позднее Рейснер, — было интуитивное (или захватное) право наших революционных масс, которое в качестве классового права восставших содержит в себе полноту надлежащего правосознания" 2. И именно этот декрет, по оценке Рейснера, стал основой нового правопорядка с его особенно­стями и классовым принципом.

Общими признаками всех типов права, согласно Рейснеру, яв­ляются, во-первых, связь права с хозяйством (где нет хозяйства, нет и права) и, во-вторых, идеологичность права (право как одна из идеологических форм). Характеризуя право как " результат хо­зяйственных, а в частности производственных отношений", Рейс­нер поясняет, что " каждый класс строит свое право на основе сво­его положения в производстве и обмене, а общий правопорядок от­ражает на себе черты той формы производства, которая в свою очередь определяет классовый порядок" 3.

1 Защищая положения данного декрета в духе психологического учения об интуи­тивном праве, Луначарский в своей статье в большевистской " Правде" трактовал революцию как крах позитивного права и торжество интуитивного права трудя­щихся. В статье проводилась мысль об " истреблении всех органов старого права", подчеркивался классовый характер интуитивного права. " Свое право, — писал Луначарский, — каждый класс создает на деле, когда он применяет свою власть, когда он строит общественный мир по образу и подобию своему, т.е. в соответствии со своими коренными классовыми интересами, с одной стороны, и данными кон­кретными условиями, с другой". — Луначарский A.B. Революция и суд // Правда, 1917. 1 декабря (18 ноября).

2 Рейснер М.А. Право. С. 21—22.

3 Там же. С. 248.

Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций

Специальная же природа права как одной из идеологических форм состоит, по Рейснеру, в том, что правовая идеология отража­ет действительность " через равенство и неравенство и построен­ную на этом основании справедливость" 1. Отсюда и определение права (данное Рейснером еще в 1912 г.) как идеологии, которая " опи­рается в нашем сознании прежде всего на понятие правды, спра­ведливости и равенства в распределении и уравнении между людьми и вещами" 2. Причем такая специфичность правовой идеологии (пра­вовой формы преломления отражаемой действительности под уг­лом зрения различных классовых представлений о справедливо­сти, равенстве и неравенстве) " ничего не меняет в зависимости правовой идеологии от хозяйственного базиса, но только показы­вает нам направление, в котором происходит извращение и пре­ломление правового отражения" 3.

Интуитивное право каждого класса Рейснер именует субъек­тивным правом этого класса. Критикуя этатистские представления о праве как продукте государства и субъективном праве как след­ствии объективного права (общего права, общего правопорядка), он отмечает, что, напротив, объективное право (и общий правопоря­док) формируется из компромисса различных классовых субъек­тивных прав, из классовых правопритязаний. Рождение права пред­стает у Рейснера " в виде совершенно одностороннего акта", но это не чисто психологическое переживание в духе Петражицкого, по­скольку, во-первых, формирование классового субъекта права про­исходит под давлением материальной среды, а во-вторых, " психо­логическая установка субъективного права совершается здесь в качестве идеологического отражения действительности, — образо­вания соответственно " идеального побуждения" (говорим здесь тер­мином Энгельса) с тем, чтобы при помощи этого идеального побуж­дения организовать опять-таки известное коллективное действие или реальное поведение, несущее на себе определенные следы из­вестного метода представления" *.

О субъективном праве Рейснер говорит в том смысле, что есть определенный коллективный субъект (род, класс) как носитель особых правовых притязаний — своих требований равенства и спра­ведливости. " Понятие субъективный, — поясняет он, — мы могли бы прямо заменить понятием одиночный или односторонний, в противоположность всему, носящему характер согласительный или двусторонний. Субъективное право с этой точки зрения есть не что иное, как право одностороннее, являющееся результатом построения формальной воли данного субъекта, выступающего со

1 Там же. С. 253.

2 Там же. С. 24.

3 Там же. С. 253.

4 Там же. С. 261—262.

238 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

своим требованием к той или иной другой стороне или к объектив­ному миру" 1.

Такому субъективному праву, по концепции Рейснера, проти­востоит право объективное, общее, отличительный признак кото­рого состоит в том, что оно устанавливается не одной стороной, а всем обществом (основными классами) или несколькими носителя­ми субъективных прав на основе известной общности (" общей поч­вы") между ними, путем определенного компромисса между ними. Там, где нет такой " общей почвы" (в состоянии войны, револю­ции, мероприятий силовой внеправовой политики), там правопри-тязания сторон находятся в непримиримых отношениях и их кон­фликт решается, не правовыми, а какими-нибудь иными (фактиче­скими, силовыми) средствами.

Классовость права в толковании Рейснера подразумевает, та­ким образом, наличие правового элемента в межклассовой борьбе, существование особого субъективного классового права и, наконец, своеобразный компромисс этих субъективных классовых прав, " ко­торый в той или иной форме завершает картину правовой оболоч­ки междуклассовой борьбы" 2. В результате классовой борьбы одно из субъективных прав ложится в основу некоторого общего право­порядка, в котором классовое право господствующего класса зани­мает доминирующее положение.

Диалектику взаимосвязи субъективных прав и общего права Рейснер изображает так: субъективное право плюс другое субъек­тивное право дает известное объективное право, которое в конеч­ном счете определяет место и значение субъективных прав — объ­ективный порядок пропорции или равенства между спорящими сто­ронами. Взамен борьбы субъективных классовых правопритяза-ний устанавливается их примирение в виде правоотношения, где правам соответствуют обязанности, причем обязанная сторона по­лучает хотя бы минимальную область прав. В целом " право, как идеологическая форма, построенная при помощи борьбы за равен­ство и связанную с ним справедливость, заключает в себе два основных момента, — а именно, во-первых, волевую сторону или одностороннее " субъективное право" и, во-вторых, нахождение об­щей правовой почвы и создание при помощи соглашения двусто­роннего " объективного права". Лишь там возможна правовая борь­ба, где имеется возможность нахождения такой почвы" 3. Где ее нет, там — борьба различных сил.

Во время классовой борьбы, отмечает Рейснер, правовой эле­мент может отступить на задний план, а правовые требования — поддерживаться исключительно аргументами силы. " Но это, — про-

l

Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций

должает он, — нисколько не мешает пронести через политиче­скую борьбу правовые требования, поскольку они связаны, во-пер­вых, с собственностью, а во-вторых, и с другими моментами рав­ного или неравного распределения благ и силы, и в тот момент, когда заканчивается борьба и создается известный формальный компромисс между победителями и побежденными, субъективное право класса переходит в объективное право данного, более широ­кого, объединения, государства или какой-нибудь иной организа­ции" 1.

Право победившего класса, по Рейснеру, не заменяется цели­ком и непосредственно идеологической формой власти, т. е. исклю­чительно политической организацией, политикой. Между правом и властью как двумя разными идеологическими формами, выражаю­щими соответственно начала справедливости и целесообразности, имеются существенные отличия как в функциях, так и в способах и средствах их осуществления. Социальная функция власти, отме­чает Рейснер, — это единство, и она может осуществляться пря­мым уничтожением всех нарушающих такое единство сил и момен­тов. Социальная же функция права — соглашение и компромисс, которые, хотя и не гарантируют полного равенства в распределе­нии власти или экономического обеспечения, но во всяком случае создают общий порядок на основе той или иной " справедливости" и признанных ею " прав". " И если власть, — писал он, — дает взаи­модействие в социальном поведении на основе прямого подчине­ния, то право требует хотя бы призрачного или молчаливого согла­шения. Выражение власти есть приказ, выражение права — дого­вор. Власть есть свобода, право — связанность чужим правом" 2.

Весьма показательно, что различие между правом и властью Рейснер проводит ценой отождествления власти (охватывающей у него политическую власть и государство) с силой и прямым наси­лием, с приказом и непосредственным подавлением. Власть, поли­тическое господство, государство предстают у него (вполне в общем русле марксистского и ленинского учения о политической власти и государстве как организации классовой диктатуры) как свобода прямого (внеправового и антиправового) насилия и подавления, так что для правовой формы организации политической власти в виде публично-правовой власти, для правового государства здесь не ос­тается места. У Рейснера свободно лишь государство, лишь власть, и свобода эта трактуется как непосредственное классовое насилие по принципу целесообразности.

Вместе с тем в конструкции Рейснера исключается понимание права как свободы вообще и свободы индивидов в особенности, по­скольку субъектами права у него являются классы (до классов —

1 Там же. С. 262.

2 Там же. С. 268.

3 Там же. С. 267.

1 Там же. С. 269.

2 Там же. С. 196.

240 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

родовые группы), а индивиды остаются за бортом такой антиинди­видуалистической, классово-коллективистски интерпретируемой интуитивной теории права.

Всякое т. н. " общее" право (общий правопорядок) — как при капитализме, так и после победы пролетарской революции — пред­ставляет собой, по Рейснеру, компромисс и объединение наличных в данном обществе субъективных классовых прав. " Ибо, — замеча­ет он, — одинаково и буржуазное государство, и наше Советское точно так же включает в свой общий правопорядок и право проле­тарское, крестьянское, и буржуазное. Одного только, пожалуй, " пра­ва" у нас нет — это права землевладельческого в смысле частного землевладения, хотя зато мы имеет грандиозного помещика в лице самих Советов, владеющих порядочным количеством имений в виде советских хозяйств" 1. Разница, однако, в том, что при капитализме господствующее положение в общем правопорядке занимает право буржуазии, а в советском правопорядке — пролетарское право.

Таким образом, уже при капитализме, по концепции Рейснера, имеется и фактически действует субъективное пролетарское пра­во. Во время революции и гражданской войны между враждующи­ми сторонами не было правового компромисса, правовых отноше­ний, " общего" правопорядка, — здесь, по словам Рейснера, " гос­подствует политика в своей наиболее обнаженной форме", исполь­зуется " идея диктатуры и террора как с одной, так и с другой стороны" 2. На территории, контролируемой пролетариатом, дейст­вует его субъективное классовое право (по принципу: чья власть, того и право).

После гражданской войны и перехода к нэпу складывается компромисс между классом-победителем и побежденным классом и восстанавливаются некоторые институты классового права против­ника в качестве составной части создающегося общего советского правопорядка. Здесь, поясняет Рейснер, " действует уже не один штык или сила, но своего рода молчаливое соглашение, по которо­му навстречу красной власти идут различные " красные" купцы, предприниматели, кустари, собственники и тому подобные нетру­довые слои, которые и принимают объявление основных граждан­ских прав в качестве правового соглашения с пролетариатом и его союзником — трудовым крестьянством" 3. Тем самым новое между­классовое (" общее") право определило " неравенство между круп­нейшими классовыми группами" и выразило (в соответствии с этим

1 Там же. С. 198. Здесь, как и в других случаях, следует учитывать то обстоятель­ство, что у Рейснера право при капитализме (как " общее" право) не совпадает с буржуазным правом (с субъективным правом буржуазии); точно так же право со­ветское (право при диктатуре пролетариата) как " общее" право не совпадает с пролетарским правом (субъективным правом пролетариата).

2 Там же. С. 207.

3 Там же. С. 209.

Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций

неравенством) " регулирующую справедливость" в межклассовых отношениях, в основе которой лежит господство пролетарского права с его трудовым принципом, ограничивающим и допущенные ин­ституты буржуазного права1.

В первые годы Советской власти (от революции до нэпа), по, оценке Рейснера, экономическая и техническая деятельность, по-; литическая и административная работа явно преобладали над пра­вовым регулированием. Планы мероприятий тех лет устанавлива-i лись почти исключительно на основе целесообразности, а не спра-i ведливости и правовой формы. Наиболее значительные акты этого • времени были проявлением " живой диктатуры пролетариата" 2 (це­лесообразной политической деятельности) или мероприятиями по созданию социалистического хозяйства. " Поскольку в этот период шла речь о праве и правовом порядке, он представлял собою наибо­лее чистое воплощение социалистического мировоззрения, как оно сложилось среди пролетариата и крестьянства. Трудовая повин­ность, с одной стороны, и трудовое землепользование, с другой, — таковы были важнейшие воплощения социалистического равенства, дополненного с другой стороны соответственным участием в пользо­вании продуктами питания и широкого потребления, которые рас­пределялись пропорционально трудовой ценности каждого гражда­нина в стране Советов" 3. В этих условиях господства политической целесообразности " законодательство принималось прежде всего как организующая или техническая деятельность, которая лишь в незна­чительной своей части облекалась правовыми формами" 4.

Новая мерка — трудовое начало — определила, по словам Рейснера, уже в годы " военного коммунизма" путь классовой спра­ведливости советского законодательства. " Так было осуществлено основное правовое требование пролетариата о введении трудовой повинности, уравнявшей всех граждан Советской Республики пе­ред общей обязанностью труда и одарившей их правом на его при­менение" 6.

В наиболее чистом виде правовая система пролетариата с ее трудовым принципом нашла свое воплощение, по оценке Рейснера, в кодексе труда 1918 г., полностью соответствовавшем требованию Конституции РСФСР 1918 г.: " Не трудящийся да не ест". В годы " военного коммунизма" без всякого компромисса с буржуазной идео­логией господствует правовая идеология пролетариата и пролета­риат последовательно стремится к воплощению " именно своего тру­дового порядка на основе хозяйственного базиса социализирован­ных орудий производства", насильственно уничтожая буржуазные

1 Там же.

2 Там же. С. 27.

3 Там же.

4 Там же. С. 28.

5 Там же. С. 217.

242 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

отношения " во имя чистых и принципиальных требований трудо­вого мировоззрения" 1. В этих условиях все неработающие, укло­няющиеся от труда совпадают " с понятием буржуа" и как " дезер­тиры труда" подлежат суровым репрессиям — конфискациям и реквизициям, обложению чрезвычайными налогами, лишению права пользоваться квартирой и обстановкой, высылке в лагеря прину­дительных работ, закрытию доступа в учебные заведения и т. д. — вплоть до зачисления в разряд заложников и расстрела в качестве таковых2.

Оправдывая этот строй пролетарского насильственного " тру­дового порядка" в его чистоте и последовательности, Рейснер, хотя и воспроизводит обычные ссылки на чрезвычайные внешние и внут­ренние обстоятельства послереволюционного времени, но по суще­ству верно отмечает принципиальное соответствие " военного ком­мунизма" положениям Маркса и Ленина о пролетарском комму­низме. " Военный коммунизм, — подчеркивает он, — есть, таким образом, вместе с тем и пролетарский коммунизм, и нет никакого сомнения, что в случае победы социальной революции на Западе непосредственно из недр нашего военного коммунизма вырос бы и тот высший строй переходного времени, который одинаково рисо­вался и Марксу, и Ленину в виде не только диктатуры пролетариа­та, но и следующей ступени, ведущей к приближению коммунисти­ческого общества" 3.

В отличие от многих прошлых и современных интерпретато­ров " военного коммунизма" Рейснер правильно подчеркивал чисто пролетарско-коммунистическую природу, характер и направлен­ность его требований и мероприятий. Эту свою оценку он подкреп­ляет анализом декретов и практики первых лет советской власти. Уже через год после революции была в основном завершена на­ционализация производства и обмена в стране и декретом 24 нояб­ря 1918 г. предусматривалась замена всего частно-торгового аппа­рата государственно-плановым заготовлением и снабжением " тру­дового населения" продуктами личного потребления и домашнего хозяйства. Вся продукция национализированных или взятых на учет предприятий и их распределение среди трудящихся поступали в ведение органов диктатуры пролетариата, а " вся страна получила характер социалистической организации трудящихся, где взамен за труд каждого гражданина он получил соответственную долю участия в общем потреблении" 4.

В этих условиях деньги, советские разменные знаки, по сло­вам Рейснера, приобрели значение, аналогичное " трудовым кви­танциям", о которых говорили Маркс и Ленин, характеризуя безто-

Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций

варный и безденежный " трудовой эквивалент" (равное потребле­ние — за равный труд) на первой фазе коммунизма. Тем более что была введена карточная система, предусматривавшая единообраз­ное распределение предметов питания в городе и деревне и опре­делявшая количество продуктов, подлежащее выдаче населению на основе классового принципа (т. н. " трудовой продовольственный паек")1.

Для этого социалистического производства и снабжения вре­мен " военного коммунизма" характерно и то, что пользование бла­гами, находящимися в руках государства (жилищем, железнодо­рожным и городским транспортом, почтой, телеграфом, коммуналь­ными услугами, медицинской помощью, услугами школы, вузов, театров и т. д.), было бесплатным и определялось в политико-адми­нистративном порядке.

Рейснер правильно отмечает соответствие всех этих социали­стических начал " военного коммунизма" ленинским положениям о превращении всего населения в рабочих и служащих одного всена­родного, государственного " синдиката". Он прав и тогда, когда, срав­нивая " военный коммунизм" и нэп, подчеркивал " опыт довольно высокого развития социалистического хозяйства" 2 (в смысле гос­подства начал социализированного производства и распределения) при " военном коммунизме", который выражал собой строй макси­мально возможной в тех условиях коммунизации всей жизни об­щества (последующий опыт тотальной социализации посленэпов-ской эпохи остался Рейснеру неизвестным).

Для Рейснера последовательное " социалистическое примене­ние начал равенства" при " военном коммунизме" — это одновре­менно " правовой строй военного коммунизма", воплощение " требо­вания пролетарского права в его наиболее чистой классовой форме, поскольку это вообще возможно в переходную эпоху" 3. С подобны­ми утверждениями можно согласиться лишь в том смысле, что то, что Рейснер именует пролетарским или социалистическим " равен­ством", " справедливостью", " правом", действительно вполне адек­ватно, последовательно и полно обнаружило себя и воплотилось в строе, порядках, режиме " военного коммунизма". Но суть дела в том, что это как раз и не был правовой строй, правовой порядок,

1 Там же. С. 218—219.

2 Там же. С. 218.

3 Там же. С. 219.

4 Там же.

1 Предметы питания, согласно декрету от 30 октября 1918 г., распределялись по 4 категориям " трудового населения": 1) рабочие физического труда, занятые в со­ветских предприятиях и учреждениях; 2) лица, занятые умственным и конторским трудом на советских предприятиях и учреждениях; 3) лица, занятые в частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах, не эксплуатирующие чужого труда; 4) сельское население, для которого устанавливалась твердая норма для личного потребления и хозяйственных надобностей, причем все продукты сверх этой нормы изымались в качестве " излишков" и поступали в государственный фонд.

2 Там же. С. 221.

3 Там же.

244 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание правовой режим. Точно так же неправовыми были и т. н. пролетар­ское " равенство", " справедливость", " право".

Не повторяя всех перипетий пролетарско-идеологизированно-го способа использования в рейснеровской концепции слов из тра­диционного юридического словаря, отметим здесь самое главное: неправовой характер т. н. пролетарского (социалистического) " ра­венства" предопределяет неправовой характер и т. н. пролетарской (и социалистической) " справедливости" и " права". А это пролетар­ское (социалистическое) равенство, — как в концепции Рейснера, так и в реальной действительности диктатуры пролетариата и со­циализации жизни людей и общества в целом, — фактически пред­ставляет собой равную для всех обязанность трудиться в условиях всеобщего принудительного труда. Но такое насилие к труду, оди­наково применяемое ко всем, — это как раз свидетельство состоя­ния бесправия, отсутствия свободных индивидов—субъектов пра­ва, в том числе и в сфере труда и его оплаты, отрицания правового (добровольного, договорного) характера трудовых (и связанных с ними иных) отношений. Правовое равенство в сфере труда, как минимум, предполагает свободный, добровольный, непринудитель­ный характер труда, равное у каждого индивида право (свободу) собственного выбора — трудиться вообще или не трудиться, лич­ное свободное согласие на определенный труд за договорно опреде­ляемую плату и т. д. Такое правовое равенство в рассматриваемых Рейснером условиях " военного коммунизма" и вообще социализа­ции средств производства абсолютно исключается.

Когда Рейснер принудительный для всех труд выдает за " ра­венство" как меру пролетарского (социалистического) " права" и его " справедливости", то он не замечает того принципиального об­стоятельства, что подобное " равенство" (и в его теории, и в со­циалистической практике) не является и не может быть правовым именно потому, что оно по существу носит не позитивный, а нега­тивный характер: т. н. " равенство" в принудительном труде — это лишь видимость " равенства" несвободных, а по существу — как раз радикальное отрицание свободного индивида, отрицание инди­видуальных прав и свобод и вместе с тем права вообще.

Правового равенства нет и не может быть также и в отноше­ниях между трудовым вкладом подневольного, принужденного к труду работника и выдаваемым ему " трудовым пайком", разряд и размер которого тоже устанавливаются в административно-власт­ном порядке. Т. н. " трудовой эквивалент" в условиях социализации средств производства и продуктов труда фактически представляет собой не эквивалентную (равную) оплату труда (без товарно-де­нежных и договорно-правовых отношений, механизмов и норм оп­ределение такого эквивалента просто невозможно), а лишь мини­мум " трудового пайка" по классовому принципу (лишение пайков " нетрудящихся", распределение пайков среди " трудящихся" по

Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций

разрядам, внутриразрядная уравниловка и межразрядная иерар­хия привилегий и т. д.).

При принудительном осуществлении принципа " не трудящийся да не ест" политическое насилие сочетается с гнетом природы (го­лод, холод и т. д.). По своему прямому смыслу принцип этот нега­тивный, отрицающий у " нетрудящегося" право на еду. Но в данном принципе нет (и из него никак не вытекает) и признания права на еду у " трудящегося". Политическая власть, распоряжающаяся все­ми социализированными средствами производства и продуктами труда и насильственно обязывающая всех к трудовой повинности, вовсе не находится в правовых отношениях с этими подневольны­ми " трудящимися", так что у последних не только нет права на труд, его оплату и т. д., но даже и их принудительная обязанность трудиться — это не юридическая обязанность, каковая возможна лишь в правовой форме отношений, а внеправовая и антиправовая, фактическая принужденность.

В такой социализированной ситуации речь по существу идет не об оплате труда, тем более не о равной (эквивалентной трудово­му вкладу) оплате (эквивалентно может оплачиваться лишь труд формально свободного индивида — собственника, как минимум, своей рабочей силы), а о поддержании социализированных произ­водительных сил работников в минимально пригодном для труда состоянии. Поэтому данный негативный принцип " не трудящийся да не ест" в его отношении к " трудящемуся" (т. е. в его позитивно преобразованном виде) фактически означает: " Трудящийся да ест то, что ему дадут". Дадут те, кто распоряжается им и его трудом. И " трудящийся" здесь ест не " по труду", а для труда, чтобы и даль­ше трудиться, оставаться производительной силой. Очевидно, что в такой неправовой ситуации нет места и для действия принципа " от каждого по способности, каждому по труду".

В целом ясно, что " социалистическое право рабочего клас­са", которое, по верной оценке Рейснера, при военном комму­низме " делает попытку своего наиболее яркого воплощения" 1, — это во всяком случае не право, а нечто совсем другое (приказ­ные нормы диктатуры пролетариата и правящей коммунистиче­ской партии, требования партийно-политической целесообраз­ности, порядок принудительного труда и пайково-потребитель-ской уравниловки и т. д.).

При нэпе, с сожалением констатирует Рейснер, пришлось " уси­лить примесь буржуазного права и буржуазной государственности, которые и без того естественно входили в состав социалистического

Там же. С. 246. Рейснер здесь, видимо, первым использует понятие " социалисти­ческое право". Правда, " социалистическим правом" он при этом именует классовое субъективное пролетарское право, а не " общее" советское право, которое обознача­ется им как " социалистический правопорядок" (см. там же. С. 246, 247).

246 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

правопорядка" 1. " Общее" советское право в этих условиях предста­ет как компромисс трех классовых систем права (пролетарского, крестьянского и буржуазного права). Это " общее" (советское) право периода нэпа он также характеризует как " социалистический правопорядок", который включает в себя классовое право трех классов2.

Но в действительности настоящий правовой компонент в этом " общем" (компромиссном) советском праве и " социалистическом правопорядке" представлен только ограниченно допущенным бур­жуазным правом, поскольку как субъективное пролетарское клас­совое право (принудительный для всех труд), так и субъективное крестьянское классовое право (с " принципами первоначального зе­мельного коммунизма", т. н. уравнительным трудовым землеполь­зованием на " государственной" земле, с " ошюдотворенностью", по выражению Рейснера, правовых воззрений крестьянства " комму­нистическими принципами пролетариата" 3 и т. д.) ничего собствен­но правового в себе не содержат и являются " правом" лишь в рейс-неровском, классово-идеологическом, а не в подлинном смысле это-', го слова, понятия и явления.

Возражая против преувеличения удельного веса и значения " формы буржуазного индивидуалистического права" в общем кон­тексте советского права при нэпе, Рейснер по существу верно отме­чает, что в основных сферах общественных отношений в городе и деревне " мы встречаемся в первую голову не с защитою каких-либо частных прав, а с осуществлением социалистических начал нашего правопорядка" 4. Само правовое положение частного собст­венника и товаровладельца при нэпе, поясняет он, определяется государством рабочих и крестьян прежде всего в их же интересах. Что же касается т. н. равноправия в отношениях между частником и государством, то, по верному замечанию Рейснера, " это равенст­во не должно никого обманывать. Оно наблюдается лишь в крайне узкой сфере, ограниченной обменом и мелкой промышленностью. На самом деле за этим равенством стоит неравенство, ибо все капи­талы, все средства производства находятся в руках трудящихся" 6. Это подтверждается и фактом чрезвычайно ограниченной сферы юрисдикции гражданского суда, мимо которого и при нэпе прохо­дит большинство споров.

Да и само наличие советского гражданского кодекса как выра­жения, по Рейснеру, буржуазного права не соответствует той не­значительной роли, которую это буржуазное право играет в систе­ме советского правопорядка. Характеризуя этот кодекс как " нечто

1 Там же. С. 221.

2 Там же. С. 246.

3 Там же. С. 247.

4 Там же. С. 244.

5 Там же. С. 242.

Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций 247

совершенно невозможное", он выступает против деления советско­го права на публичное и частное (гражданское), ратует (в духе юриста Гойхбарга) за единый " хозяйственный кодекс", за единое хозяйст­венное право, построенное целиком на основе государственной соб­ственности и лишь в качестве " известного дополнения" признаю­щее частную собственность1. При этом он напоминает, что " граж­данское или частное право — это есть основное орудие вражеской нам силы на идеологическом фронте" 2.

Такое негативное отношение Рейснера к гражданскому праву как выражению и олицетворению буржуазного права очень наглядно демонстрирует неправовой характер защищаемых им т. н. проле­тарского и крестьянского права, социалистического правопорядка. Поскольку именно в гражданском (частном) праве представлен соб­ственно правовой компонент (признание индивидуальной правосубъ-ектности, формального равенства сторон, правового равенства и эквивалента, момента добровольности, юридико-договорного харак­тера отношений и т. д.) " общего" (компромиссного) советского пра­ва, постольку такое действительно правовое начало воспринимает­ся Рейснером (да и представителями других направлений маркси­стского правоведения — Стучкой, Пашуканисом, Гойхбаргом и др.) как нечто враждебное, сугубо буржуазное, антипролетарское и ан­тисоциалистическое.

Рейснер как марксистский идеолог и борец за коммунистиче­ское равенство (в конечном счете, в форме реализации принципа " по потребностям") уже изначально является, как и другие мар­ксистские авторы, принципиальным противником и критиком пра­ва как формального равенства при сохранении фактического нера­венства. И подобно другим марксистским авторам он приемлет " право" лишь как феномен чуждого (докоммунистического) мира, как явление временное и преходящее лишь постольку, поскольку без этого " права" (как неизбежного, остаточного зла " старых по­рядков") нельзя идти к новому миру коммунистического фактиче­ского равенства.

Отсюда и двойственное отношение к праву: с одной стороны, аллергия и недоверие к нему, установка на " отмирание" в мифоло­гической ситуации коммунистического фактического равенства, а с другой стороны, стремление превратить право в подходящее (для пролетари







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 648. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия