Студопедия — Там же. С. 127, сноска 41
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Там же. С. 127, сноска 41






Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций

" quasi - частнохозяйственные отношения", поставленные " в стро­гие рамки, которые в каждый данный момент определяются успе­хами, достигнутыми в сфере планомерного строительства" 1. Это оз­начает, что и допущенная при этом правовая форма отношений носит ненастоящий, квазиправовой характер.

Даже нэповское буржуазное право в условиях диктатуры про­летариата, доминирующей роли социализированного производства и планового начала, постоянного усиления " непосредственного, т. е. административно-технического, руководства в порядке подчинения общему хозяйственному плану" предстает в изображении Пашука-ниса лишь как какое-то подобие права, лишь как " метод" рыноч­ных отношений, как некая аналогия и имитация права. Правовая форма при диктатуре пролетариата по существу лишена своих правовых свойств и возможностей и, по признанию Пашуканиса. " существует только для того, чтобы окончательно исчерпать себя" 2.

Окончательная победа планового хозяйства поставит госпред­приятия " исключительно в технически целесообразную связь друг с другом, убьет их " юридическую личность" 3. Процесс отмирания правовой формы — это, по Пашуканису, одновременно и переход от эквивалентных отношений к коммунистическому принципу рас­пределения.

Изживание стоимостных отношений в экономике будет вме­сте с тем " отмиранием частноправовых моментов в юридической надстройке", " выветриванием самой юридической надстройки в целом" 4.

Преодоление стоимостных отношений означает здесь конец свободной и независимой личности в качестве собственника-това­ровладельца, субъекта права, автономной моральной личности. Че­ловек перестает быть самостоятельным индивидом, лишается об­щественно признаваемых за ним свойств, характеристик, опреде­лений и статуса свободной индивидуальности (экономической, пра­вовой, моральной, религиозной и т. д.) и превращается в целесооб­разную часть коллектива, теряет свое индивидуальное " я", слива­ется с " массой" класса, " трудящихся", " трудового народа" и т. д.

Эта развиваемая Пашуканисом установка на деиндивидуали-зацию человека в процессе преодоления частной собственности, рынка, обмена и т. д. является прямым продолжением и логическим следствием марксисткой трактовки свободы и равенства людей, свободной человеческой личности как иллюзорной, идеологической формы выражения товарно-стоимостных отношений, простого ат­рибута товарообмена. " В самом деле, — пишет Пашуканис, — че-

1 Там же. С. 124.

2 Там же.

3 Там же. С. 128.

4 Там же. С. 124.

216 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

ловек как моральный субъект, т. е. как равноценная личность, есть не более как условие обмена по закону стоимости. Таким же усло­вием является человек как субъект прав, т. е. как собственник. И наконец, оба эти определения самым тесным образом связаны с третьим, в котором человек фигурирует в качестве эгоистического хозяйствующего субъекта" 1.

Эгоистический субъект, субъект права и моральная личность, согласно такой трактовке, это лишь " идеологические образования", " три основные маски" человека в товаропроизводящем обществе2. Преодоление такого общества, а вместе с ним и трех этих иллюзор­ных идеологических " масок" позволит, по мнению Пашуканиса, в условиях " планомерного общественного хозяйства" строить отно­шения людей не как экономические, правовые, моральные и т. д., а как отношения целесообразные, утилитарные — посредством " про­стых и ясных понятий вреда и пользы" 3. Одновременно с товарным и правовым фетишизмом будет преодолен и этический фетишизм. А пока, в условиях переходного периода, констатирует Пашуканис, " коллектив не отказывается от всевозможных средств давления на своих сочленов для побуждения к морально должному", т. е. к " клас­сово полезному" 4. Новое пока что уживается со старым, пролетар­ское — с буржуазным: " Рядом с социальным человеком будущего, который сливает свое " я" с коллективом, находя в этом величай­шее удовлетворение и смысл жизни, продолжает существовать моральный человек, несущий на себе тяжесть более или менее аб­страктного долга. Победа первой формы равносильна полному ос­вобождению от всех пережитков частнособственнических отноше­ний и окончательному перевоспитанию человечества в духе комму­низма" 5.

Вообще для коммунистической идеологии и социалистической практики отрицание права и установка на перевоспитание челове­ка — это два взаимосвязанных и дополняющих друг друга аспекта отрицания личности и утверждения коллективистской общности. Действительно, там, где человек теряет свою свободу, индивиду­альность и личность, где он не признается субъектом права, там он вновь как несвободное, незрелое, несовершеннолетнее существо становится объектом воспитания и перевоспитания в духе " идеа­лов" послушного " сочлена" коллектива, класса, " трудящихся", на­рода и т. д. Отсюда, кстати говоря, и облюбованная марксистскими идеологами тема разговоров о воспитании и перевоспитании всех и вся, особенно — о воспитательной роли " отмирающего" права. То

l

Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций

1 Там же. С. 144.

2 Там же. С. 145, 146.

3 Там же. С. 150.

4 Там же. С. 151.

5 Там же. С. 152.

ли спешат с " отмиранием" несуществующего права, то ли всерьез опасаются, что оно вдруг " отомрет", так и не довоспитав кого-то. Крайне большие надежды при этом, естественно, возлагаются на пролетарское уголовное право, точнее говоря — на карательную политику.

В русле развития таких воззрений Пашуканис выступал за то, чтобы " превратить наказание из возмездия и воздаяния в целе­сообразную меру защиты общества и исправления данной социаль­но опасной личности" 1.

Логика появления такой антиправовой позиции ясна и по­нятна: наказание как " возмездие и воздаяние" предполагает право, объективную правовую эквивалентность конкретного на­казания конкретному преступлению. И там, где нет права, его следует, по логике Пашуканиса, заменить мерами политико-ме­дицинской целесообразности, диктуемой " требованиями момен­та" и официально-властными представлениями о социальной (т. е. классовой!) опасности каждого отдельного " члена коллек­тива" с точки зрения всемирно-исторического движения всего " коллектива" к коммунизму.

Решение этой " громадной организационной задачи" сделает, по словам Пашуканиса, " излишними судебные процессы и судеб­ные приговоры, ибо когда эта задача будет полностью разрешена, исправительно-трудовое воздействие перестанет быть простым " юридическим следствием" судебного приговора, в котором зафик­сирован тот или иной состав преступления, но сделается совершен­но самостоятельной общественной функцией медицинско-педагоги-ческого порядка. Нет никакого сомнения, что наше развитие идет и будет идти дальше по этому пути" 2.

В подтверждение таких тенденций Пашуканис отмечал, что уже в Руководящих положениях по уголовному праву Наркомюста РСФСР 1919 г. был отвергнут принцип виновности как основание для наказания, да и само наказание трактовалось не как возмездие за вину, но как оборонительная мера. Без понятия вины обходится и УК РСФСР 1922 г. А в основных началах уголовного законода­тельства Союза ССР вместо термина " наказание" фигурируют " меры социальной защиты" судебно-исправительного характера. От этих, во многом декларативно-терминологических изменений, по мнению Пашуканиса, надо идти дальше по пути реального, а не словесного преодоления таких правовых форм, конструкций и принципов, как вина, состав преступления, ответственность, вменяемость, сораз­мерность (эквивалентность) наказания тяжести преступления, уго-ловно-процессуальные гарантии и т. д. " Нелепая форма эквива­лентности", утверждал он, противоречит " разумной цели защиты

1 Там же. С. 176.

2 Там же. С. 176—177.

218 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

общества или перевоспитания преступника" 1. Формальный прин­цип эквивалентности (за равную вину — равная мера наказания) отвергается им именно как правовой принцип: " Эта бессмыслица есть не что иное, как торжество правовой идеи, ибо право есть применение одинакового масштаба и не заключает в себе ничего большего" 2.

Вместе с принципом эквивалентности ненужной оказывается и идея ответственности, т. е. эквивалентного наказания. Что же ка­сается " юридического понятия вины", то оно " не научно, ибо оно прямым путем ведет к противоречиям индетерминизма" 3. Выходит, если человека без вины бросить в тюрьму или расстрелять, то с детерминизмом все будет в порядке?

Одобряя как образец " целесообразность наказания в педагоги­ке", где вменяемыми (и подлежащими наказанию) считаются и дети, психически ненормальные и т. д., Пашуканис сожалеет, что " уго­ловное право пользуется понятием вменяемости как условием на­казания не в том единственно ясном смысле, в каком его устанав­ливают научная психология и педагогика" 4.

Свои нападки Пашуканис направляет и против известного гу­манистического принципа, образующего фундамент цивилизован­ного уголовного права: " nullum crimen, nulla poena sine lege" (нет преступления, нет наказания, если это не предусмотрено в законе).

Идеи, позаимствованные у ряда представителей социологиче­ского и антропологического направлений в криминалистике, он край­не радикализирует в духе коммунистического отрицания права во­обще. Вина, преступление и наказание как " формы буржуазного сознания", опирающиеся на товарные отношения, не могут быть преодолены в буржуазном обществе. Данное обстоятельство Пашу­канис отмечает с чувством классового и исторического превосход­ства над буржуазным социологом Ван-Гамелем, высказавшимся за очищение криминалистики от этих " предрассудков". " Преодоление этих отношений на практике, т. е. революционная борьба пролета­риата и осуществление социализма, — вот единственный путь рас­сеять эти миражи, ставшие действительностью" 5.

В духе реализации таких последовательно антиправовых ус­тановок и должна быть, по его мысли, осуществлена в стране ре-

1 Там же. С. 173.

2 Там же. С. 181, сноска 20. Пашуканис здесь, в горячке правового нигилизма, " за­бывает", что право — это не просто " одинаковый масштаб", а такой одинаковый масштаб, по которому индивиды одинаково свободны, равны, независимы и защи­щены от того произвола и насилия, которые он идеологически обосновывает своей яростной войной против права и правовых гарантий личной безопасности. Он и сам рьяно рыл ту глубокую яму, в которую позже и попал.

3 Там же. С. 171.

4 Там же. С. 171. 180, сноска 180.

5 Там же. С. 175—176.

Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций

форма уголовного права и процесса. В этой связи он критически замечает: " Уголовный кодекс сам по себе и та судебная процедура, для которой он создан, пропитаны насквозь юридическим началом эквивалентности воздаяния" 1.

Борьба против права имеет свою логику, которая приводит Пашуканиса к отрицанию не только основных юридических прин­ципов в сфере уголовного права и процесса, но и вообще особенной части Уголовного кодекса. " Наконец, — спрашивает он своих не столь радикальных соратников в борьбе против права, — зачем нужна вся особенная часть Кодекса, если дело идет только о мерах социальной (классовой) защиты? В самом деле, последовательное проведение принципа охраны общества требовало бы не зафикси-рования отдельных составов преступления (с чем логически связа­на мера наказания, определяемая законом или судом), но точного описания симптомов, характеризующих общественно опасное со­стояние, и разработки тех методов, которые нужно в каждом дан­ном случае применять для того, чтобы обезопасить общество" 2.

Здесь хорошо видно, как место вытесняемого права тут же занимает самый откровенный и грубый произвол, в какие бы меди­ко-психиатрические одежонки его ни наряжал Пашуканис. Кстати говоря, гнусная практика злоупотребления психиатрией в полити­ческих целях против инакомыслящих вполне укладывается в обос­новываемую Пашуканисом карательную конструкцию классовых мер борьбы против людей с " симптомами, характеризующими общест­венно опасное состояние".

Для Пашуканиса как марксистского идеолога отрицание пра­ва — это лишь необходимый момент в движении от капитализма к коммунизму. И он настолько поглощен этим моментом, что просто не замечает (или не хочет видеть), что отрицание права — это про­сто бесправие, насилие, несвобода, произвол. Он мечтает о неправо­вой карательной процедуре, которая выразится " целиком и без ос­татка в разумной, немистифицированной форме социально-тех­нических правил" 3. Конечно, там, где нет права (после уничтоже­ния буржуазного права, в условиях диктатуры пролетариата), там карательная процедура, да и вся карательная политика осуществ­ляются (и могут осуществляться) лишь во внеправовых и антипра­вовых формах. Отсюда, однако, лишь следует, что социализм несо­вместим с правовыми формами также и в области карательной по­литики, но вовсе не вытекает, будто внеправовое насилие — это более разумная форма, чем уголовное право.

Обрисованный Пашуканисом переход от права (в данном слу­чае — от уголовного права) к неправу в виде социально-техниче-

1 Там же. С. 177.

2 Там же.

3 Там же. С. 175.

220 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

ских правил, от правосудия — к репрессивной медико-психиатри­ческой диагностике симптомов классово опасного состояния со всей очевидностью демонстрирует полнейшее безразличие (и Пашука-ниса как идеолога, и оправдываемого им строя бесправия) к судь­бам живых людей — строителей коммунизма, актуальных и потен­циальных жертв внеправовой карательной политики. И это весьма показательно и " симптоматично" для всей правоотрицающей пози­ции Пашуканиса. " Из всех видов права, — замечает он, — именно уголовное право обладает способностью самым непосредственным и грубым образом задевать отдельную личность. Поэтому оно все­гда вызывало к себе наиболее жгучий, и притом практический, ин­терес. Закон и кара за его нарушение вообще тесно ассоциируются друг с другом, и, таким образом, уголовное право как бы берет на себя роль представителя права вообще, является частью, заменяю­щей целое" 1. А это для Пашуканиса означает лишь буржуазность и, следовательно, ненужность уголовного права: " Уголовное право, так же как и право вообще, есть форма общения эгоистических обособленных субъектов, носителей автономного частного интереса или идеальных собственников" 2.

С ликвидацией частной собственности и социализацией средств производства исчезает и частная, эгоистическая, автономная лич­ность, а вместе с ней и личность вообще, свободный и независимый индивид; частный человек социализируется вместе со всеми ос­тальными производительными силами, превращается в несамостоя­тельную, зависимую, несвободную частицу целого — классово по­нятого, организованного и защищаемого (на основе технических пра­вил, медицинской диагностики и политико-идеологической педаго­гики) " общества".

Такова в целом схема антиправовых рассуждений и построе­ний Пашуканиса, в рамках которых нет места для понимания и адекватной оценки роли и значения уголовного права и процесса (как, впрочем, и других отраслей права и права в целом) для защи­ты жизни, свободы, прав, интересов, безопасности людей как лю­дей — все равно, где, когда и в качестве кого они фигурируют по его идеологической схеме. Здесь хорошо видно, что этот радикаль­ный антигуманизм — лишь другое выражение правового ниги­лизма. У них общий корень — коммунистическое отрицание лично­сти, свободы, права, собственности.

Пашуканис (и марксизм в целом) прав, что пролетарское, ком­мунистическое уничтожение частной собственности неизбежно оз­начает одновременно отрицание и индивида как самостоятельного экономического, морального и правового субъекта, преодоление сво­бодной, равной и независимой личности, т. е. ликвидацию индиви-

1 Там же. С. 160.

2 Там же. С. 178.

Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций

дуальной свободы, равенства и автономии людей в тех формах (эко­номических, юридических, моральных, религиозных и т. д.), в ка­ких исторически вообще были возможны свобода и равенство в человеческих отношениях до их пролетарско-коммунистического уничтожения. Ясно также, что после пролетарской революции, в условиях диктатуры пролетариата и строительства социализма все эти формы свободы и равенства (а вместе с тем и человек как инди­вид, личность) лишаются объективной почвы и реального смысла, а если и допускаются по нужде, как при нэпе, то с такими коммуни­стическими ограничениями и оговорками, что предстают лишь как видимость, политико-идеологически полезная фикция, вербальная конструкция, лишенная адекватного содержания.

Но пролетарско-коммунистическое " освобождение" от частной собственности по существу означает отрицание не только связан­ных с ней т. н. " идеологических", " иллюзорных" форм свободы, ра­венства, индивидуальности и т. д., но и вообще сути, содержания и субстанции этих форм — человеческой личности, индивида, свобо­ды, равенства, права, морали, религии как таковых. Так что " гря­дущее освобождение" — это лишь негативное " освобождение" от свободы, собственности, личности, права, морали и т. д., а не пози­тивное утверждение какой-то новой свободы.

Ведь свобода, равенство, право, собственность и т. д. имеют смысл лишь применительно к индивидам, личности, а там, где люди — не самостоятельные индивиды, не личности, а, как говорит Пашуканис, " сочлены коллектива", составные части класса и мас-г сы, там нет и не может быть ни свободы, ни права, ни равенства, ни собственности, ни моральности. Без индивида, без личности все это превращается в иносказание, в метафорические слова без адекват­ного смысла.

Поэтому остается — в духе общемарксистских установок и ожиданий — надеяться на появление в результате " перевоспита­ния человечества в духе коммунизма" какого-то ранее не виданно­го существа, которое, потеряв свое собственное " я" и свою лич­ность, каким-то чудом оказывается свободным и всесторонне раз­витым индивидом.

Пашуканис, следуя за Марксом, берет за основу не официаль­ный закон, не " норму как внешнее авторитетное веление", а юри­дическое отношение, содержание которого дано самим экономиче­ским отношением, поэтому " законная" форма этого юридического отношения расценивается им как " один из частных случаев" 1. Чис­то теоретически, поясняет он, " правовое общение может быть кон­струировано как обратная сторона менового отношения" 2. Но для практической реализации правового общения требуется наличие

1 Там же. С. 88. ! Там же. С. 154.

8—160

222 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

" более или менее твердо установленных общих шаблонов, разрабо­танной казуистики и, наконец, особой организации, которая при­меняла бы эти шаблоны к отдельным случаям и обеспечивала бы принудительное выполнение решений" 1.

Право, следовательно, — продукт меновых отношений, а не порождение государства и законодательства, хотя и нуждается в них. В целом о потребностях практической реализации уже налич­ного (формируемого в меновых отношениях) права Пашуканис пи­шет так: " Наилучшим образом эти потребности обслуживаются го­сударственной властью, хотя нередко правовое общение обходится и без содействия последней, на основе обычного права, доброволь­ных третейских судов, самоуправства и т. д." 2.

С этих экономико-материалистических позиций Пашуканис критиковал различные буржуазные (естественноправовые, психо­логические, нормативистские и т. д.) концепции права.

Призывая марксистских авторов к использованию положений Маркса о взаимосвязях формы товара и формы права не только для критики буржуазной юридической идеологии, но и для изуче­ния правовой надстройки как объективного явления, Пашуканис отмечал: " Этому препятствовало прежде всего то обстоятельство, что у тех немногих марксистов, которые занимались вопросами права, центральным, основным и единственно характерным при­знаком правовых явлений бесспорно считался момент принудитель­ного социального (государственного) регулирования" 3.

Так, он критикует юридико-позитивистский подход Бухарина и находившегося под его влиянием И. Подволоцкого. Анализируя взгляды Зибера и Реннера, Пашуканис замечает: " Аналогичное определение права как принудительных норм, издаваемых госу­дарственной властью, мы находим у Бухарина. Отличие Бухарина от Зибера и в особенности от Реннера заключается в том, что пер­вый усиленно подчеркивает классовый характер государственной власти и, следовательно, права" 4.

Сходные представления о праве развивал и ученик Бухарина Подволоцкий, определявший право следующим образом: " Право представляет собой систему принудительных социальных норм, отражающих экономические и другие общественные отношения данного общества, норм, вводимых и охраняемых государственной властью господствующего класса для санкционирования, регули­рования и закрепления этих отношений и, следовательно, закреп­ления господства данного класса" 5.

1 Там же.

2 Там же.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 538. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия