Студопедия — Социалистический тоталитаризм: все вместе, никто в отдельности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социалистический тоталитаризм: все вместе, никто в отдельности






Широко распространено представление, будто обезличенность, " ничейность", отчужденность от конкретных людей, " огосударст-вленность" — это какие-то искажения, " деформации" социалисти­ческой собственности, отступления от ее сути, в силу чего и прак­тически сложившийся (у нас в стране и в ряде других стран) строй — это, мол, не социализм или не " настоящий", не " подлинный" социа­лизм и т. д.

Между тем дело обстоит как раз наоборот. Перечисленные характеристики социалистической собственности (обезличенность, " ничейность", отчужденность от людей, " огосударствленность" и т. д.) это ее необходимые, сущностные свойства, а не случай­ные, извне привнесенные черты, от которых можно освободиться, сохраняя при этом социалистическую собственность.

В социалистической собственности представлено единство двух взаимосвязанных и взаимодополняющих моментов — отрицание ча­стной собственности (деприватизация) и одновременно ее всеобщая коллективизация (обобществление, создание общественной собст­венности). Последовательное и полное отрицание частной собствен­ности означает тотальное, всеохватывающее отчуждение собствен­ности на средства производства от индивидов, от каждого без ис­ключения члена общества в пользу абстрактного целого — общест­ва в целом (" всех трудящихся", " всего народа"), " всех вместе, но никого в отдельности". С другой стороны, тотальное обобществле­ние (социализация) всех средств производства означает поголовное лишение всех членов общества индивидуальной собственности на средства производства. Чтобы собственность оказалась у " всех вме­сте" (у абстрактной всеобщности), необходимо, конечно, изъять ее от " каждого в отдельности". Но " каждого в отдельности" в масшта­бах страны можно (и теоретически, и практически) лишить инди­видуальной собственности на средства производства лишь при ус­ловии, что отчуждаемые у одного индивида средства производства переходят не к другим индивидам, а только к какому-то абстракт­но-всеобщему (не индивидуализированному надиндивидуальному) тотальному целому — обществу в целом, всему народу, " всем вме­сте, никому в отдельности". Негативная сила тотального социали­стического целого (" все вместе") направлена всей своей уничтожаю­щей мощью прежде всего против индивида (" каждого в отдельно­сти), против людей, против всех форм, отношений и явлений, обо-

154 Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма собляющихся от целого, отличающих себя от него. Здесь лежат глу­бинные корни тоталитарности социализма, истоки и объективные основания реально сложившегося тоталитарного социализма.

Отсюда ясно, что без отчуждения собственности от индивидов, конкретных, живых, индивидуально определенных людей (в том числе и непосредственных производителей, самих трудящихся ин­дивидов), без деперсонализации и обезличенья (" ничейности") субъ­екта обобществляемых средств производства, без абстрактно-все­общего статуса этого субъекта абсолютно невозможны ни полное уничтожение частной собственности, ни обобществление всех средств производства, ни социалистическая собственность как таковая, ни, следовательно, и сам социализм как строй, где господствует социа­листическая (т. е. деприватизированная и вместе с тем обобществ­ленная) собственность на все средства производства в стране.

Из внутренних свойств социалистической собственности, при­надлежащей всему обществу, всему народу, " всем вместе, никому в отдельности", с необходимостью вытекает также, что она по своей природе вообще может возникнуть, утвердиться и функциониро­вать лишь во всеобщей государственной форме, в абстрактно-все­общей форме государственной собственности, поскольку государст­во — это абстрактно-всеобщая форма выражения общества в це­лом, всего народа, " всех вместе", единственная всеобщая организа­ция официальной власти. Этим обусловлена необходимость госу­дарственной формы выражения социалистической собственности. Здесь, в самой природе социалистической собственности, а не в каких-то внешних " деформациях" и " отступлениях" лежат корни ее " огосударствления" (" огосударствленности").

Причем важно иметь в виду, что применительно к социали­стической собственности речь по сути дела идет (и должна идти) лишь о государственной форме ее выражения, но не о том, будто социалистическая собственность — это собственность самого госу­дарства (или его отдельных органов, составных частей и т. д.), а не общества, народа в целом, " всех вместе". У " государства" при со­циализме (т. е. в условиях отрицания частной собственности и гос­подства общественной собственности) нет и не может быть какой-либо своей, только ему принадлежащей собственности, обособлен­ной от обобществленной собственности общества, народа, " всех вме­сте". Иначе это была бы не социалистическая собственность народа в общегосударственной форме, а своя, частная собственность в ру­ках государства — особый вид (и статус) частной собственности (государственно-капиталистическая собственность в отличие от ча­стно-капиталистической) — подобно собственности государства при капитализме, которая при всей своей специфике (своеобразие субъ­екта собственности, ее особого правового режима и т. д.) по своей экономической и правовой природе, по своему типу является имен­но частной собственностью.

Глава 2. Социализм и право

~~Далее, если даже допустить невозможное и считать, будто вся бобществленная (социализированная) собственность принадлежа­ла государству, была государственной собственностью (в смысле собственности государства при капитализме), то это был бы, конеч­но не социализм, а чистый госкапитализм, тоже, кстати говоря, абсолютно невозможный ни экономически, ни юридически, ни фак­тически. Но исторически сложившийся реальный социализм — это именно антикапиталистический социализм, а не госкапитализм. И основным, главным, определяющим критерием и показателем здесь является антикапиталистическая, антиприватная, коллективистская общественная природа и принадлежность социалистической собст­венности на всех этапах истории реального социализма. Что же касается использования термина " госкапитализм" для обозначе­ния госсектора как одного из укладов в условиях многоукладного нэпа (с допущением частной собственности, экономико-правового оборота и т. д.), то не следует при этом забывать, что нэп был как раз частичным отступлением от социализма для подготовки его нового наступления, что и было реализовано в конце 20-х — начале 30-х годов.

Социалистическая собственность всегда (от революционной экспроприации и национализации до постсоциалистической прива­тизации) является античастной (антиприватной, отрицающей чью-то обособленную собственность на средства производства) и одно­временно обобществленной, и при социализме никто (индивид, груп­па, партия, социальный слой, отдельный класс или политико-вла­стная организация — от диктатуры пролетариата до общенародно­го государства) не может претендовать на нее (в целом или на ее часть) как на лично свою, только ему принадлежащую собствен­ность, никто не вправе, претендуя на роль собственника обобщест­вленных средств производства, утверждать: это — собственность моя, а не советского народа, общества, всех его членов, вместе взя­тых. Так что государственная форма социалистической собственно­сти не дает социалистическому государству (государству в целом или его органам, структурным частям и т. д.) основания для утвер­ждения: социалистическая собственность — это собственность го­сударства, а не советского общества, не народа в целом, не всей массы советских граждан.

В юридическом плане сказанное, в частности, означает сле­дующее: если вообще применительно к ситуации социалистическо­го обобществления средств производства пользоваться (по сущест-ВУ — условно, по аналогии, во многом метафорично) терминами собственность", " собственник", " субъект собственности", " государ­ство" и т. д., то государство — это не собственник социализиро­ванных средств производства, а лишь официальный (политико-властный) представитель собственника, каковым в отношении со­циалистической собственности является только общество в целом,

Раздел П. Философия отрицания права. Идеология коммунизма

весь народ. Этим по существу определены смысл и границы полно­мочий государства при социализме по защите и управлению обоб­ществленными средствами производства. И здесь государство долж­но действовать лишь в направлениях и пределах, не нарушающих социалистическую природу собственности. Оно вообще не вправе по своему усмотрению, без согласия общества, менять тип собст­венности, десоциализировать (денационализировать и приватизи­ровать) ее полностью или частично, признавать кого-либо (кроме общества и народа в целом) субъектом социализированной собст­венности.

В целом государственная форма выражения и бытия социа­листической собственности не означает права государства на со­циалистическую собственность, не порождает и в принципе не может породить такого права (и соответствующего субъекта — пра­вомерного государства-собственника), даже если " государство" фактически, как об этом свидетельствует практика реального со­циализма, полностью подчинит себе общество, узурпирует его функ­ции и превратится в монопольного и всевластного хозяина всех производительных сил страны. Подобная узурпация не только не создает для государства правового статуса собственника социали­зированных средств производства, но лишь демонстрирует внепра-: вовой и внеэкономический характер всего этого процесса социали­зации и складывающихся на такой основе отношений.

Фактически государственная форма социалистической собст­венности означает коммунистическую политизированность этой собственности, властно-принудительный характер форм, средств и методов ее создания, наращивания и использования. Такая комму­нистическая политизация, диктуемая природой и целями обобще­ствления средств производства, — это вместе с тем деюридизация и деэкономизация отношений по созданию и управлению социали­стической собственностью и всем, что с этим так или иначе связано.

В силу своих свойств (обезличенность, надиндивидуальность, отчужденность от людей, " ничейность", абстрактная всеобщность, " огосударствленность", коммунистическая политизированность и т. д.) " социалистическая собственность" как специфический исто­рический феномен и определяющая основа нового строя (реального социализма) — это по существу уже не собственность в строгом (экономическом и правовом) смысле данного социально-историче­ски определенного явления и понятия, а нечто прямо противопо­ложное. Это некий симбиоз монополии коммунистической полити­ческой власти с монополией хозяйской власти, сплав власти над членами общества с властью над его имуществом и богатством, со­четание власти над людьми с властью над обобществленными ве­щами, словом, единый политико-производственный комплекс, цен­трализованный фонд производительных сил страны, находящийся в ведении монопольной коммунистической власти-хозяина.

Глава 2. Социализм и право

В условиях " огосударствленной" социалистической собствен-сти все отношения по ее функционированию (владение, пользо­вание, распоряжение, управление и т. д.) теряют свой частно-пра-овой'статус и приобретают политико-властный (внеправовой) ха-оактер. Для традиционных правовых и экономических отношений между собственниками и по поводу собственности здесь по сущест­ву не остается места.

Экономические и правовые отношения подразумевают нали­чие индивидуализированной, обособленной, конкретно определен­ной (по субъектам, объектам, функциям, правомочиям, статусу и т. д.) собственности на средства производства и персонально кон­кретизированных собственников. Там, где нет неопределенного мно­жества конкретно определенных собственников, там не может быть ни экономических отношений (связей и отношений между обособ­ленными, самостоятельными собственниками), ни соответствующих правовых форм этих отношений, в рамках которых собственник обладает юридическими правомочиями владения, пользования и распоряжения.

Но природа и свойства социалистической собственности в прин­ципе исключают саму возможность конкретизации субъекта социа­листической собственности, а тем более признания нескольких субъ­ектов в отношении объектов (всех или части) этой собственности. Это было бы равносильно допущению частной собственности, отри­цаемой всем смыслом исторического процесса социалистического отрицания капитализма.

Поэтому государство не субъект социалистической собствен­ности (в экономическом и юридическом значениях), а лишь офици­альный держатель ее объектов, единственный официальный пред­ставитель общества, народа, т. е. тех, кому принадлежат обобщест­вленные средства производства.

Вместе с тем социалистическая собственность (т. е. весь про­цесс уничтожения частной собственности, обобществления средств производства, их функционирования и т. д.) невозможна и без ее выражения в общегосударственной (и, следовательно, " огосударст­вленной") форме, без фигуры государства-представителя обще­ства (народа, " всех вместе"), без условной конструкции государ­ства как квазисубъекта. С одной стороны, у социалистической соб­ственности по сути дела не может быть настоящего конкретного субъекта собственности в подлинном смысле слова, но, с другой стороны, нужна условная конструкция квазисубъекта этой собст­венности в лице государства как олицетворения политической кон­кретизации общества в целом. Причем лишь государство в целом (а не отдельные его органы, составные части и т. д.) как властно-политическая форма выражения всего социалистического общест­ва может выступать в такой представительской роли квазисубъек-Та всей социализированной собственности. Если бы таких государ-

6—160

Раздел П. Философия отрицания права. Идеология коммунизма

ственных субъектов собственности было бы несколько (в виде не только государства в целом, но и отдельных органов государства, национально-государственных и территориально-государственных образований и т. д.), то это уже были бы не условные субъекты социалистической собственности, а неизбежно, по логике вещей, настоящие субъекты соответствующих обособленных частей десо-циализированной (приватизированной) собственности.

Такая конкретизированная и обособленная по субъектам и объ­ектам собственность — это уже по существу частная (групповая или индивидуальная), а не социалистическая собственность, согласно которой все обобществленные средства производства (как единый фонд) принадлежат " всем вместе" (всему народу, обществу), а их (" всех вместе") может представлять лишь одно-единственное лицо (квазисубъект) — государство в целом.

Из сказанного ясно, что в качестве субъектов социалистической собственности не могут выступать не только отдельные звенья и час­ти государства, но и отдельные составные части советского общества (например, те или иные индивиды, группы, слои, классы и т. д.). Обо­собленная собственность подобных отдельных, конкретизированных субъектов была бы частной, а не социалистической собственностью, не собственностью общества в целом, " всех вместе".

Кстати говоря, поэтому фактически " огосударствленной" (по­добно всей социалистической собственности) оказалась и собствен­ность колхозов и других кооперативных организаций. Известно, что уже в Конституции СССР 1936 г., закрепившей итоги фактически полной социализации средств производства и тем самым победу социализма в стране, утверждалось (в ст. 5), что " социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собст­венности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-кол­хозной собственности (собственность отдельных колхозов, собствен­ность кооперативных объединений)". В статье 7 Конституции отме­чалось: " Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки, составляют общественную, социали­стическую собственность колхозов и кооперативных организаций".

Аналогичные положения содержались и в Конституции СССР 1977 г. Так, в статье 10 говорилось: " Основу экономической систе­мы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхоз­но-кооперативной собственности". Далее, в статье 12 утверждалось: " Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущест­во, необходимое им для осуществления их уставных задач... Госу­дарство содействует развитию колхозно-кооперативной собствен­ности и ее сближению с государственной". д

Глава

о. Социализм и право

Но если бы эти конституционные положения носили бы не вный и декларативный, а реальный характер и соблюдались мзни то собственность колхозов и других кооперативных орга- Ъ аций'была бы на самом деле — вопреки конституционному ут-.

ождению — не социалистической собственностью, а, напротив, В< бственностью конкретно-определенной группы людей (членов кол-С° за или иной кооперативной организации), т. е. групповой част-Х и собственностью, обособленной от социалистической собствен­ности всего общества, " всех вместе".

Реальное бытие и функционирование такой колхозной (т. е. групповой, обособленной, частной) собственности означало бы ре­альное сохранение многоукладное™ в стране и обществе: социа­лизма — в городе, капитализма (пусть ограниченного и контроли­руемого диктатурой пролетариата) — в деревне. Одна часть обще­ства (политически господствующая при диктатуре пролетариата и взявшая в свои руки командные высоты в экономике) оказалась бы при этом в условиях полной социализации и полного отчуждения от индивидуализированной собственности на средства производст­ва, а другая часть общества сохраняла бы собственность на средст-ва'производства индивидуально определенной группы лиц (т. е. груп­повую частную собственность членов соответствующих колхозов, кооперативов).

Объявление колхозной (и иной кооперативной) собственности разновидностью социалистической собственности, наряду с госу­дарственной (общенародной) формой, это лишь декларативная фик­ция и словесная конструкция, не снимающая антагонизма между ними.

Историческая практика становления и утверждения реально­го социализма показывает, что этот антагонизм был решен факти­ческим " огосударствлением" колхозной (и иной кооперативной) соб­ственности и основанной на ней формы хозяйствования — при внеш­нем сохранении декларативно-словесной формулы об особой (не общенародной) форме собственности колхозов и кооперативов. По сути дела речь шла лишь о разных формах в принципе единой социализации всех производительных сил страны методами и средствами диктатуры пролетариата: в городе — непосредствен­ной, в деревне — через ряд опосредований (раскулачивание одних, кооперирование других, фактическое " огосударствление" колхозов и т. д.). В реальной действительности кооперирование (включая и создание колхозов) как форма исходного и " малого" обобществле­ния средств производства в сельском хозяйстве (в пределах данной группы, коллектива членов кооператива, колхоза) фактически пред­ставляло собой процесс приведения частнособственнической дерев­ни (и крестьянства) к виду, удобному для социалистического " лога­рифмирования". В условиях капиталистически не развитой, мел­кобуржуазной деревни, где частная собственность не была еще ка-

б*

160 Раздел П. Философия отрицания права. Идеология коммунизма

питализирована и отсутствовала развитая, необходимая для социа­лизации всех средств производства дифференциация на полярные противоположности (капитал — наемный труд, капиталист — про­летарий), с помощью форсированного насильственного коопериро­вания был осуществлен своеобразный социалистический вариант первоначального накопления капитала для одновременной его фактической социализации (" огосударствления").

Диктатура пролетариата тем самым " подтянула" деревню к городу, реально подчинив всех без исключения жителей страны единому социалистическому принципу отношения к обобществлен­ным средствам производства — " все вместе, никто в отдельности". Сама по себе кооперация — это объединение и обобщение ин­дивидуальных средств производства и формирование групповой (коллективной) частной собственности персонально определенных, конкретных лиц (членов кооператива, колхоза), форма концентра­ции и капитализации собственности. Но в условиях диктатуры про­летариата эта капитализация осуществляется как социализация, поскольку при отрицании частной собственности (и индивидуаль­ной, и групповой) обобществление средств производства фактиче­ски означает их " огосударствление". Кооперирование означало од­новременно пролетаризацию крестьянства и социализацию их обоб­ществляемого имущества (кооперативного " капитала"). Созданные в результате насильственной коллективизации крестьянства кол­хозы и иные кооперативные предприятия стали по существу сель­скими вариантами социализированных заводов и фабрик города. При диктатуре пролетариата такое кооперирование совпадает с социализмом.

Социализация средств производства в городе и особенно в де­ревне осуществлялась при помощи такого беспрецедентного наси­лия и произвола, по сравнению с которыми меркнет все остальное в жестокой и кровавой истории человечества. Лишить всех индиви­дов собственности и вместе с тем заставить их работать за нищен­ский потребительский паек абсолютно невозможно без тотального и постоянного насилия — этой, говоря словами Маркса, " повиваль­ной бабки" нового строя, представшего в облике реального социа­лизма. Так " работает" история. Причем мы здесь говорим об объек­тивных корнях насилия и тоталитаризма, порождающего процесс социализации и порождаемого им, не затрагивая вопрос о субъек­тивных аспектах этого процесса и злоупотреблениях наличными средствами и возможностями насилия в интересах тех или иных групп, слоев, лиц. Характер и формы субъективных злоупотребле­ний средствами насилия в ходе исторического процесса — явление, в общем и целом определяемое насильственной природой самого этого процесса.

Поскольку социализм невозможен без насильственного унич­тожения частной собственности и обобществления средств произтЦ

Глава

2. Социализм и право

яства, он не может быть другим (в том числе и в плане насилия), принципиально другой социализм, отличный от исторически сложившегося реального социализма, не возможен.

Последствия установления и действия государственной фор­мы социалистической собственности в условиях реального социа­лизма заметно отличаются от представлений и предсказаний мар­ксистской теории на этот счет. Но теория и практика совпадают тут в главном: уничтожение частной собственности и установление общественной собственности возможны лишь как насильственное сосредоточение всех средств производства в руках государства (про­летарской политической власти, диктатуры пролетариата во главе с коммунистической партией). Такое отождествление социалисти­ческой, общественной и государственной собственности присуще и теории, и практике социализма. В силу такого принципиального совпадения марксистской теории и практики реального социализма в фундаментальном моменте характеристики нового строя можно уверенно утверждать: теория и практика здесь едины настолько, насколько это вообще возможно, и если по теории предполагалось, что при реализации положений этой теории будет " хорошо" (на­ступят такие-то позитивные последствия в жизни людей и т. д.), а практика реализации данных положений (в нашем случае — уста­новление общественной, социалистической собственности в форме государственной собственности) оказалась " плохой" и дала иные результаты (негативные, " не предусмотренные" теорией последст­вия и реалии), то это вовсе не означает, что практика " отклони­лась" от теории, что реальный социализм — это не реализация марксисткой теории или что осуществление данной теории может привести к иным реалиям, к какому-то другому реальному социа­лизму.

Напротив, историческая практика выступает здесь как кри­терий для оценки теории, и по последствиям, к которым приводит реализация принципиальных положений теории (к изобилию или к Дефициту, к царству свободы или тоталитаризму и т. д.), можно судить о подлинной социальной значимости соответствующих тео­ретических положений (например, о коммунистической концепции обобществления средств производства). Как говорится, " по плодам их узнаете их".

Вместе с тем сами по себе негативные последствия теории и реализующей ее практики не обязательно означают их ложность. История, реальная жизнь развиваются в противоречиях и борьбе. „ нет ничего (ни в теории, ни в практике) только позитивного (только

хорошего") без негативного (" плохого"). Исторический прогресс по сути своей внутренне противоречив, и движение человечества от несвободы к свободе, от неравенства к равенству, от произвола к

Раву, преодолевая одни барьеры, трудности и проблемы, порож­дает другие, ранее не известные и не предвиденные. И чем основа-

162 Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма

тельней процесс исторического обновления, тем радикальней наси­лие, сопровождающее этот исторический процесс. Такова насиль­ственная сторона и трагическая подоплека истории и прогресса.

Тут, в тисках истории, не на кого жаловаться, некому изли­вать обиды. Надо попытаться понять исторические реалии, объек­тивную логику и тенденцию их движения и по возможности повли­ять на ход их развития в нужной (с учетом исторического опыта и знаний) перспективе. Поэтому главная проблема — в связи с мар­ксистской теорией и осуществившей ее социалистической практи­кой — состоит в следующем: если, как оказалось, реальный социа­лизм не привел к предсказанному коммунизму, то куда в действи­тельности он ведет; имеет ли он такую будущность, которая по своему смыслу явилась бы новой, более высокой (по сравнению с капитализмом) ступенью социально-исторического прогресса; под­готовлена ли реальным социализмом (несмотря на все связанное с ним зло и негативное) объективная база и реальная возможность для перехода к этой грядущей ступени прогресса?

От ответа именно на эти вопросы о месте и значении маркси­стской теории и реального социализма в контексте исторического прогресса зависит, в конечном счете, их объективная всемирно-историческая оценка.

Раздел III. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 560. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия