Студопедия — Политические идеи утопического социализма и марксизма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политические идеи утопического социализма и марксизма






Об избавлении от оков частной собственности человечество начало мечтать с момента ее появления. Желанный «золотой век» оно видело в прошлом. Первые утопические идеи связаны с именами Евгемера, Платона и др. Концептуальное оформление произошло уже в XVI веке в работах Т. Мора («Утопия») и Т. Кампанеллы («Город Солнца»). И хотя авторы не знали о существовании друг друга (первый был лорд-канцлером Англии, а второй - итальянским монахом, который почти 30 лет провел в темнице), картина будущего, нарисованная в их работах, во многом совпадает.

Прежде всего - это республиканский строй и общественная собственность. В " Утопии", например, все произведенное (производство, по сути, шло в рамках семьи) сдавали на общественные склады, а уже оттуда выдавали всем одинаковое одеяние сроком на два года. Трапезы проходили в общих столовых. Люди попеременно занимались ремеслом и сельским хозяйством, рабочий день не превышал 4 часов.

Можно сказать, что утопический социализм был ложен в экономическом смысле, ибо это было равенство в бедности, но истинен во всемирно-историческом, так как выражал вековую мечту человечества. И по этой причине он неизбежно «обречен», на возрождение.

Утопический социализм - это «синяя птица человечества»? И да, и нет. Достичь полного социального равенства невозможно, это вне всякого сомнения. Но только стремясь к нему, можно смягчить социальное неравенство. К. Ясперс говорил, что абсолютно правильного миропорядка не существует. Это задача, которая не имеет своего завершения. Но, как заметил, М. Вебер, только стремясь к недостижимому, люди достигают чего-либо реального.

Ламартин в свое время заметил, что бывают утопии абсолютные и относительные. Абсолютные — недостижимы в принципе. А относительные утопии - это зачастую реальность завтрашнего дня.

Прежде, чем рассматривать политическую доктрину марксизма, нужно, наверное, дать ответ на вопрос - а есть ли у марксизма своя «экологическая ниша»?

Наше маятниковое, манихейское сознание признает только: да - нет, черное - белое; то молимся на идолов, то свергаем их. Такое неоднозначное восприятие марксизма идет еще и оттого, что противоречия заложены в самом учении. И в этом историческая драма марксизма. В работах Маркса одновременно присутствует и ученый, и революционер, и научность и классовость. И часто одно противоречит другому. А мы вырываем из контекста отдельные положения для доказательства совершенно разных вещей.

На Западе давно уже относятся к Марксу без предвзятости как к ученому, у которого есть сильные и слабые стороны, принимают те разработки, которые выдержали испытание временем, и отвергают несостоявшиеся прогнозы. Там давно уже различают «раннего» Маркса, автора гуманистической теории отчуждения («Свободное развитие каждого - условие свободного развития всех», что вполне в духе Декларации прав человека, принятой ООН в 1948г.) и «позднего» Маркса, автора теории классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Ценят первого и отвергают второго.

Чтобы показать эту неоднозначность политической доктрины марксизма, обратимся к некоторым примерам.

Считается, что один из главных постулатов марксизма - неизбежность перехода от капитализма к социализму через социалистическую революцию, причем связанной с насилием («Насилие - повивальная бабка истории»). Но, с другой стороны, в марксизме есть четкое утверждение: переход к социализму возможен только при наличии материальных предпосылок (иначе это казарменный коммунизм) и необязательно революционным путем. А в Англии в силу длительных парламентских традиций он вообще возможен в результате выборов.

Один из краеугольных камней марксизма - учение о диктатуре пролетариата. Но все рассуждения Маркса о диктатуре пролетариата - это всего лишь замечания на полях Готской программы немецких социал - демократов, т.е. nota bene. Это уже затем большевики сделали положение о диктатуре пролетариата сердцевиной всего учения. Вообще следует заметить, что в безграмотной стране из Маркса брали самое доступное и понятное: экспроприаторов экспроприируют, что в переводе на общедоступный язык - грабь награбленное, на это и была направлена революция в России.

Для доказательства противоречивости в самом учении возьмем положение об исторической миссии пролетариата. По Марксу, именно пролетариату предопределено быть не только разрушителем старого строя, но и создать новое коммунистическое общество. Возможно ли такое? Ведь во времена Маркса пролетариат был самой темной, невежественной, пауперизированной частью населения. Разрушить «до основания» такая социальная сила, безусловно, может, а вот как могут такие социальные слои созидать интеллектуальное высокоорганизованное общество?! Нонсенс.

Эта противоречивость оказалась миной замедленного действия. Теперь Марксу порой инкриминируют то, за что он критиковал, например, утопический казарменный коммунизм. А видя к концу жизни, как положение об определяющей роли базиса догматизируется и абсолютизируется, Маркс в сердцах восклицал: «В таком случае я не марксист».

Уже в наше время известный испанский социолог и философ Ортега-и-Гассет заметил, что Маркс не был марксистом, также как Иисус из Назарета не был католиком. В том смысле, что то, что часто выдается за марксизм, далеко не всегда соответствует подлинным взглядам Маркса.

В СССР вообще воспринимали Маркса через интерпретацию сталинского «Краткого курса». А по словам М.Волошина «из вечных истин стали строить казематы», превратив вековую мечту человечества о социальной справедливости и социальном равенстве в уродливую казарму. Следует заметить, что марксизм в теории руководствовался благороднейшим из устремлений человечества – идеалом построения совершенного и справедливого общественного строя. С этой точки зрения можно сказать, что перед советскими людьми была поставлена возвышенная гуманистическая цель, составляющая вековую мечту человечества. Но в действительности для реализации поставленной цели на вооружение были взяты безжалостные, антигуманные, даже преступные средства. Наверное, можно сказать, что смертный грех большевиков – это дискредитация величайшего идеала человечества. Анализ марксистского вклада в историю политической мысли можно было бы закончить словами Г.Гейне «Я сеял драконов, а сбор жатвы дал мне блох».







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 998. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия