Студопедия — Зарождение политических учений
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Зарождение политических учений






Почему люди изучают историю и нужно ли это?

Когда мы спотыкаемся, то невольно оглядываемся, чтобы увидеть, обо что мы споткнулись. Наверное, потому человечество обращается к своему прошлому, чтобы «не спотыкаться», не повторять ошибки прошлого. Но ирония истории, как заметил Гегель, состоит как раз в том, что уроков из истории никто не делает. И обращаясь в далекое прошлое, мы не раз сможем убедиться в том, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся в наши дни, волновали и решались уже две и более тысячи лет назад.

Политические воззрения начинают зарождаться вместе с дифференциацией общества и формированием государства. Поначалу они носили мифологический характер, т.е. представляли собой момент целостного мифологического мировоззрения. Согласно таким мифологическим представлениям земные порядки - это неразрывная часть мировых, космических порядков. Земная жизнь устроена по воле богов. Именно от Бога получает Моисей известные заповеди. Такой характер носили первые политические учения у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков и других народов.

К VIII-VI вв. до н.э. почти повсеместно отмечается отход от религиозно - мистических представлений к более или менее рациональному взгляду на мир вообще, на общественно-политическое устройство общества, на государство и право. Поэтому в строгом смысле слова политические учения как таковые появились лишь с переходом человеческого познания от первоначальных мифологических его форм к рационально-логическим.

Этот переход в Индии связан с именем Будды (VI в. до н. э.). Будда подверг критике основные положения брахманистского учения (связанного с жестким кастовым делением) и показал, что дела человеческие зависят, прежде всего, от собственных усилий людей. Учение Будды пронизывает идея духовно-нравственного равенства, непротивления злу («Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращалась ненавистью»), гуманизма; это установка на индивидуальный путь спасения и достижения нирваны (состояние высшей просветленности).

Уже с начала своего зарождения многие идеи буддизма по существу имели актуальное социально-политическое значение и звучание. Постепенно идеи буддизма стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. В III в. до н.э. буддизм признается государственной религией. Влияние буддизма постепенно распространяется и на другие страны Юго-Восточной Азии.

В настоящее время, когда мир переживает повышенный интерес к восточной культуре вообще, и кбуддизму в частности, нельзя обойти молчанием имя Махатмы Ганди. В ХХ в. в своей стране, раздираемой кастовыми, религиозными противоречиями, живущей под гнетом британской империи, Махатма Ганди заново открывает космический закон ненасилия, сформулированный Буддой две с половиной тысячи лет назад. «Человечество — пишет он — может избавиться от насилия только путем ненасилия. Ненависть может быть побеждена только любовью».

Когда начались беспорядки и вражда между индусами и мусульманами, Ганди предупреждал, что, если не прекратится резня, будет страшное землетрясение. К сожалению, беспорядки и вражда не прекращались, и землетрясение произошло. Тогда это посчитали случайным совпадением, сейчас же после трагедии в 80-е годы ХХ в. в Армении уже есть научные сообщения о том, что агрессивные импульсы, идущие от человека, могут своими излучениями вызывать отклонения в геомагнитной сфере.

«Единственной надеждой для страждущего мира является узкий и прямой путь ненасилия», «Одолевайте ненависть любовью, неправду — правдой, насилие – терпением». Но призывы М. Ганди вызывали насмешку, и сам он погиб от рук религиозного экстремиста.

В Персии родоначальником формирования рационально-логических воззрений был Заратустра (Зороастра). Это от него идет мысль о противоборстве в мире двух начал — добра и зла. В такой борьбе и состоит положительный смысл и цель человеческого существования, его бытия. В конечном счете, говорил Заратустра, победа будет за добром, несмотря на временное торжество зла. Государство же должно быть воплощением светлого небесного царства и защищать подданных от зла.

А вот в древнем Китае государство рассматривали как посредника между богом и людьми, которые делились по мысли Конфуция, на «благородных» и «мелких людишек». Конфуций, пожалуй, был первым мыслителем, который пытался теоретически осмыслить интегрирующую и регулирующую роль традиции не только в обществе, но и в отношениях общества и власти. Мудрый правитель, согласно Конфуцию, управляет с помощью «ли». «Ли» - это и традиция, и обряд, и ритуал, и обычай, и история, и древность. Опора на традиции, ритуал и порядок и сегодня доминирует в политической культуру Китая.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 514. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия