Персоналии
В список персоналиев включены лишь те авторы, творчество которых не рассматривается в изложенном курсе, но имена которых встречаются в тексте и могут вызвать у студентов вопросы и желание познакомиться с ними несколько подробнее. Ханна Арендт (1906-1975). Немецкий политолог и философ. Выросла в еврейской семье, в 1933г. бежала из Германии от нацистского режима и в конце концов обосновалась в США, где написала основную часть своих работ. На ее своеобразную манеру письма повлиял экзистенциализм Хайдеггера (1889-1989) и Ясперса (1883-1969); сама она об этом говорила как о «мышлении без барьеров». Ее главные работы – «Истоки тоталитаризма» (1956), «О человеческом существовании» (1938), «О революции» (1983) и «Эйхманн в Иерусалиме» (1963); тему последней она определила как «банальность зла». Александр Гамильтон (1755-1805). Американский государственный деятель, один из «отцов» конституции США (вместе с Дж. Мэдисоном). Гамильтон родился в Вест-Индии. В ходе войны за независимость стал адъютантом Дж. Вашингтона. Был основателем и лидером партии федералистов. Политические убеждения Гамильтона с его приверженностью федерализму характеризовались глубокой неприязнью к демократии, поддержкой активных действий центрального правительства. Ядром политической философии Гамильтона является идея мощного национального правительства с сильной исполнительной властью, которая была бы способна поддержать еще не окрепшую экономику страны. Антонио Грамши (1891-1937). Итальянский марксист и социальный теоретик. Сын скромного служащего, А.Грамши в 1913г. вступил в Социалистическую партию, а в 1924гг., стал генеральным секретарем новообразованной итальянской коммунистической партии. В 1926г., будучи членом парламента, Грамши тем не менее был арестован по приказу Муссолини и до конца жизни оставался в заключении. В своих «Тюремных тетрадях», писавшихся с 1929 по 1937г., он стремился соединить теорию марксизма с разработкой проблем политической и идеологической борьбы. Хотя теоретики еврокоммунизма видели в нем своего провозвестника, сам Грамши всю свою жизнь оставался верным ленинцем и революционером. Роберт Даль (р.1915) – американский политолог. Получив в 1946г. должность профессора политологии в Иельском университет, Даль впоследствии стал одним из наиболее видных политических философов США. В 1953г., он ввел в научный оборот термин «полиархия» («власть многих»), позволяющий провести более точное различие между современными и классическими демократиями. Первоначально находился под влиянием позитивизма и бихевиоризма, но с конца 1960-х годов вместе с Гэлбрейтом начал разрабатывать более радикальную версию «неоплюрализма», где главной темой стало «возрастающее политической влияние крупных капиталистических корпораций. Его главные работы – «Введение в теорию демократии» (1956), «Кто управляет» (1961) и «Дилеммы плюралистической демократии» (1982). Герберт Маркузе (1898-1979). Немецкий политолог и социолог, один из основателей Франкфуртской школы социологии. С 1934г. Маркузе бежал из гитлеровской Германии, жил в США. Здесь он работал над собственной концепцией неомарксизма, широко заимствуя идеи Гегеля и Фрейда. Приобрел широкую известность в 1960-х годах как теоретик «новых левых» и «гуру» бунтующего студенчества. Индустриальное общество изображал как всеохватывающую репрессивную систему, подавившую свободу мысли и поглотившую какую бы то ни было оппозицию. Основные свои надежды возлагал не на пролетариат, а на студенчество, этнические меньшинства, женщин и страны «третьего мира» т.е. на те силы, которые еще не включены в современную политическую систему капиталистических стран. Основные работы Маркузе: «Разум и революция» (1941), «Эрос и цивилизация» (1958), «Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества» (1964). Последняя работа получила широкую международную известность. В ней автор анализирует проблемы отчуждения личности в условиях технократичного общества, когда происходит становление массового, одномерного человека, утрата индивидом чувства своего подлинного «Я», разрушение аутентичности личности, т.е., самоотчуждение. Джеймс Мэдисон (1751-1836). Американский государственный деятель и политический мыслитель, один из «отцов» американской конституции. В годы президентства Джефферсона занимал должность государственного секретаря (1801-1809), а затем стал четвертым президентом США (1809-1817). Главный приверженец принципов плюрализма и разделения властей, Мэдисон добивался осуществления федеративной идеи и организации двухпалатного конгресса. Его наиболее известные работы о политике приходятся на период сотрудничества с А.Гамильтоном и Дж. Джем в «The Federalist faper» («Федиралист») Томас Пейн (1737-1809) писатель и революционер, англичанин по происхождению. В 1774г. Пейн отправился в Америку, где воевал на стороне восставших колонистов в войне за независимость. Вернулся в Англию в 1789г., но, будучи обвинен в измене, бежал во Францию, сражался за республику; во времена якобинского террора едва не попал на гильотину. Радикализм Пейна, в котором переплелись идеалы свободы и народного суверенитета, в дальнейшем вдохновили приверженцев как либерального республиканизма, так и социалистического эгалитаризма. Его главные работы: «Здравый смысл» (1776), «Права человека» (1792) и «Век разума» (1794) Джон Роулс (р. 1921). Американский ученный и политический философ. Его главная работа «Теория справедливости» (1970) считается наиболее значительным со времен Второй мировой войны трудом по политической философии. Книга оказала большое влияние как на современный либерализм, так и на социал-демократию. В ней Раулс выдвинул идею «справедливости, основанной на честности», краеугольным камнем которой является положение о том, что социальное неравенство оправдано только в том случае, если от него выигрывают наименее привилегированные слои общества (поскольку дает им стимулы к работе). Роулс при этом решительно выступает в поддержку принципа равенства, обосновывая его нем, что люди, не обладит они пониманием собственных способностей, предпочли бы жить скорее в ситуации социального равенства, чем неравенства. Поскольку у большинства людей страх перед бедностью превышает желание быть богатым, это и есть аргумент в пользу перераспределения общественного продукта и систем социальной поддержки. В своей позднейшей работе «Политический либерализм» (1993) он несколько смягчил жесткость и однозначности своих прежних формулировок. Алексие де Токвиль (1805-1859). Французский политик, философ и историк. После июльской революции 1830г. во Франции Токвиль посетил США с первоначальным намерением изучить их исправительную систему. Результатом, однако, стала знаменитая книга «О демократии в Америке» (1835 – 1840). Политическая карьера Токвиля закончилась с приходом к власти в 1849г. Луи Наполеона, что позволило ему предаться написанию другой книги – «Старый порядок и Французская революция» (1856). Линия поведения Токвиля как политического деятеля зачастую была неровной; он проявлял себя на практике как бы консерватором и либералом одновременно, что дало основание впоследствии использовать его имя деятелями различного политического толка. Его идеи повлияли на теоретиков как либерального так и консервативного направления. Высоко ценят его в теоретической социологии. Френсис Фукуяма (р. 1952). Американский социолог и политолог. Родился в Чикаго в семье протестантского священника. Стойкий приверженец Республиканской партии США, Фукуяма приобрел международную известность своей статьей «Конец истории?» (1989), ставшей затем основой монографии «Конец истории и последний человек» (1992). Здесь он утверждал, что история идей, в сущности, закончилась, ибо мир признал либеральную демокритию в качестве «окончательной формы правления». Правда, как вынуждены признать многие, эта идея «конца истории» оказалась, по сути «бабочкой – однодневкой» (Э.Хейвуд), выпорхнувшей на свет лишь по случаю краха коммунизма. Настроение триумфа, охватившее тогда Запад, на самом деле было не более чем любованием и «похмельным расслаблением» после «холодной войны». Да и сам Ф.Фукуяма спустя 15 лет вынужден был признать, что история отнюдь не закончилась. Юрген Хабермос (р.1929). Немецкий философ и социолог. Ранний период жизни философа пришелся на годы «третьего рейха»; этот опыт, как дальнейшие впечатления от нюрберского трибунала, шок от картины концентрационных лагерей и лагерей смети, - и привел его в политическую философию. Сотрудничая с Адорно (1903 – 1969) и Харкхаймером (1895 – 1973), он стал одним из ведущих теоретиков «второго поколения» Франкфуртской школы критического анализа. Постепенно отходит от марксизма, известен как автор теории «коммукативного действия». Главные работы: «Теория и практика» (1974), «К рациональном обществу» (1970) и «Теория коммуникативной компетенции» (1984, 1988). Самуэл П.Хаитингтон (р. 1927). Американский ученый и политический комментатор. Внес значительный вклад в такие области политологии, как проблематика военной политики и стратегии, сравнительная политология, изучение политических процессов в развивающихся странах. Самая известная его работа «Столкновение цивилизаций и становление мирового порядка» (1996). Это был своеобразный «ответ» на идею Фукуямы о «конце истории», согласно которой с крахом коммунизма западная модель общественного устройства остается единственной и безальтернативной. Согласно концепции Хантингтона, эпоха глобализации «чревата» столкновением цивилизаций, а не всеобщим смиренным благоговением перед Западом. По его мнению: «Центральной осью мировой политики скорее всего будут конфликты между «Западом и остальными» и реакция незападных цивилизаций на «сильный Запад и его ценности», следовательно, мировая война, если таковая произойдет, будет войной между цивилизациями.» По мысли Хаитингтона, окончание битвы идеологий не означает практически объединение мира в единое целое по ценностным ориентациям пространство; напротив, вперед выходят базовые разноглася, производные от различных традиций, различного прошлого, различной культуры, языка, религии, этических норм. Не благостная мировая взаимозависимость, а жесткое определение взаимоотношений между цивилизациями – вот квинтэссенция нового Западного мирообъяснения, изложенного в монографии Хантингтона. Фридрих фон Хайек (1919 – 1992). Австрийский экономист и политолог. Преподавал в Лондонской школе экономики, университетах Чикаго, Фрайбурга и Зальцбурга; в 1974 году был удостоен Нобелевской премии по экономике. Один из ведущих представителей так называемой австрийской школы, Хайек был закоренелым сторонником индивидуализма и свободного рынка, а также непримиримым критиком социализма. «Атавизм социальной справедливости» протестует против рынка, считал он. И для нормального функционирования либеральной экономики «люди должны изжить некоторые естественные инстинкты и прежде всего чувство солидарности и человеческое сострадание». Его «Путь к рабству» (1948) был одной из первых работ, подвергших всесторонней критике государственное вмешательство в экономику. Работу характеризует яростное неприятие социализма. Многие темы политической философии он развивает в более поздних работах: «Конституция свободы» (1960) и «Закон, законодательство и свобода» (1979). Ф. фон Хайек оказал большое влияние на становление идеологии «новых правых», нашедших выражение в рейганизме и тэтчеризме. (Главный постулат: прежнее государство – нянька породило общество зависимости, изгнав ту свободу, которую надлежит понимать как свободу выбора на рынке). Иосиф Шумпетер (1883 – 1950). Американский экономист и социолог, чех по происхождению. Рано завершив научную карьеру, он некоторое время после первой мировой войны работает на посту министра финансов Австрии. В 1932, Шумпетер становится профессором экономики Гарвардского университета. В центре его научных интересов находилась проблема так называемых «длинных волн развития» капитализма и та особая роль, которая во всем этом принадлежит предпринимательству, склонному к риску. («Теории экономического развития» - 1912г. и «Деловые циклы» - 1939г.) В книге «Капитализм, социализм и демократия» (1942) он приходит к выводу, что западный капитализм по логике собственного развития, по сути, превратился в одну из форм социализма.
|