Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политическое сознание и политическая культура





 

Политическое сознание возникает с разделением общества на классы и тогда, где и когда возникают государства и политика. Оно отражает определенную сферу жизни - политическую.

В политическом сознании выделяют три уровня:

- элитарный, на котором принимаются важнейшие политические решения,

- теоретический – как результат развития политической науки,

- массовое политическое сознание, формируемое, как правило, средствами массовой информации.

Политическое сознание не только отражает политическое бытие общества, это и вид духовного производства по выработке и внедрению в сознания масс, социальных групп определенных политических идей и взглядов. Этим производством заняты идеологи, партии, идеологические и воспитательные учреждения. И вот здесь возникает такое понятие как «мифологизированное сознание».

Мифы – это только атрибут античного мира или они есть и в наше время? Несомненно есть. Но если раньше мифы являлись продуктом некоей бессознательной деятельности, то в наше время их творят люди, политики, действующие в высшей степени сознательно. ХХ век породил технологию «мифологизированного сознания». Мифы стали изобретаться в том же смысле и теми же методами, что изобретаются пулеметы и боевые самолеты. И используются с той же целью, что и боевая техника, но не в смысле откровенной войны, а для манипулирования сознанием людей, т.е. уничтожения самостоятельного политического мышления.

Если мифы древнего мира, представляя собой ненаучное знание, позволяли человеку обрести себя и определить свое место в мире, то политические мифы, укоренившиеся в общественном сознании (а иногда и в подсознании) и опирающиеся на эмоциональную сферу личности, позволяют человеку ориентироваться в политической жизни отнюдь не в своих собственных интересах. Человек становится объектом манипулирования политических деятелей.

Причем следует учесть, что на групповом уровне политический миф оказывает чрезвычайно сильную детерминирующую роль в силу эффекта «группового заражения», хорошо известного из социальной психологии.

Возможности личности сохранить самостоятельность своего мышления зависят от уровня политической культуры.

Что же такое политическая культура?

Политическая культура – это совокупность средств, каналов, моделей поведения, через которые осуществляется вхождение человека в политику и его деятельность в ней. Политическая культура служит каналом взаимодействия личности и политической власти.

Процесс формирования политической культуры длительный и сложный, главной предпосылкой и основанием служит демократическое устройство общества. А, с другой стороны, можно сказать, что демократия – это не только метод осуществления власти, но и определенный тип культуры, охватывающий человеческие установки, систему ценностей, обычаи и законы. Демократии всегда ровно столько, сколько демократической культуры.

Истоки культурного освоения политической жизни уходит в глубь веков (Древний Восток, античные общества Греции и Рима). Еще в Древней Греции и Риме были рождены великие политические идеи гражданского общества, демократии, разделения властей. Эти идеи прошли через века, наполняясь каждый раз соответствующим содержанием, и стали общечеловеческим достоянием.

Сам термин «политическая культура» был впервые введен в оборот видным мыслителем эпохи Просвещения И.Г. Гердером. Позже американские политологи Г. Алмонд и С. Верба занялись концептуальной разработкой этого понятия. Политическую культуру общества они характеризуют как систему специфических политических ориентаций на политическую систему, а также как совокупность познаний, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан. Вообще следует заметить, что единого мнения относительно предмета политической культуры нет.

Поскольку политическая культура – это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, из этого логично следует и структура политической культуры, в которой выделяют следующие компоненты:

1. познавательный компонент включает в себя политические знания, политическую образованность, интерес к политическим фактам и событиям и т.д.;

2. оценочный компонент – это чувства, политические ценности, идеалы, т.е. оценка политических явлений, оценочное мнение о том, как должна осуществляться власть;

3. поведенческий компонент содержит в себе поведенческие установки, образцы общественно-политической деятельности. Именно реализация политических принципов и позиций в практической деятельности – важнейшая сторона политической культуры, ибо, как заметил еще Ш. Руставели, «если действовать не будешь, ни к чему ума палата».

В современной политологии существует несколько подходов к выделению определенных типов политической культуры.

Так, Г. Алмонд и С. Верба выделяют три «чистых» типа политической культуры на основе анализа различного рода политических ориетаций: патриархальной, подданический и активистский[4].

Патриархальная политическая культура характеризуется отсутствием интереса к политической жизни, четко выраженных ролей в обществе; а ориентация членов общества на вождей племени, шаманов и т.п. не отделяется от религиозных и социальных ориентаций.

Подданнический тип политической культуры характеризуется сильной ориентацией на политическую систему и результаты ее деятельности и вместе с тем низким уровнем участия граждан в политической жизни.

Активистская политическая культура отличается значительным интересом граждан, как к политической системе, так и к своему личному активному участию в политической жизни. Граждане умело артикулируют свои интересы и через выборы, группы интересов, партии оказывают влияние на процесс выработки политики. В то же время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым решениям.

Соединение этих «чистых» типов дает, по мнению Г. Алмонда и С. Вербы, несколько смешанных типов политической культуры, которые реально функционируют в политическом процессе, т.е. в реальной жизни в любом обществе существует своеобразная «смесь» из представителей разных типов политической культуры. Так, для демократических индустриальных политических систем характерно следующее сочетание: 60% представителей активистской культуры, 30% - подданнической и 10% - патриархальной. Для авторитарной переходной системы соответственно: 30, 40, 30.

Некоторые политологи все разнообразие современной политической культуры сводят к двум основным моделям: тоталитарно-авторитарной и либерально-демократической.

Тоталитарно-авторитарная модель характеризуется приоритетом коллективистских взглядов гражданина над индивидуальными качествами. Такая модель политической культуры отличается «самоизолированностью» от внешнего мира, «замкнутостью» политико-культурного пространства. В пределах этого пространства доминирует насилие, в том числе и прямое.

Либерально-демократическая модель характеризуется ориентацией на обеспечение прав и свобод гражданина, правовое регулирование жизнедеятельности общества. Основные ценности в условиях такой модели: права человека, свобода, плюрализм, неприкосновенность частной жизни и частной собственности. Либерально-демократическая модель отличается «открытостью» перед внешним политико-культурным пространством.

На характер, специфику политической культуры значительное воздействие оказывают региональные и исторические особенности той страны, где она господствует. В качестве эталона политической культуры часто ссылаются на англичан, которых отличает приверженность к традиционализму, крайняя умеренность в политических взглядах, склонность к компромиссам, законопослушание и т.д.

Комментируя ставшее пословицей законопослушание англичан, американский исследователь П. Коллинз пишет: «…Вотум законам почти всегда вырастает из обычаев и традиций… так что люди воспринимают их как разношенные домашние туфли, к которым они уже давно привыкли… Это один из секретов законопослушания англичан».

Своеобразие политической культуры жителей Индии заключается в сочетании в ней двух основных моделей поведения: традиционной, которая ориентируется на местные обычаи и нормы регуляции политических отношений, и столичной, современной, элитарной.

Смена типов политической культуры, какой бы острой не была в этом необходимость, не осуществляется сразу, требует определенного времени. И в этом контексте чрезвычайно велика роль традиций и преемственности в культуре. Решая актуальные задачи сегодняшнего дня, важно не прерывать исторические традиции, не уничтожать историческую память. Историческое беспамятство, забытые уроки прошлого – верный симптом социального кризиса. Р. Гамзатов сказал когда-то: «Не будем стрелять в прошлое из пистолета, так как будущее может выстрелить в нас из пушки».

Нынешнее состояние политической культуры украинского народа – это результат воздействия множества факторов как далекого, так и совсем недавнего прошлого. В менталитете украинского народа отразилось одновременно и западное, и восточное влияние. На эту особенность национального характера нашего народа обращал внимание еще В. Липинский.

С одной стороны, в истории украинского народа глубоко укоренились тенденции к свободе, независимости; первая конституция Ф. Орлика проникнута духом демократизма. Квинтэссенция украинского духа – казак – вольнолюбивый индивидуалист. Эти индивидуальные начала имеют свои и положительные, и отрицательные стороны, недаром ведь говорят, что наши недостатки – это продолжения наших достоинств.

Индивидуализм, конечно, проявляется как отчуждение от общности, эгоизм, надменность, зависть и др., но в то же время (и опыт западных стран подтвердил это) индивидуальные начала в менталитете народа способствуют раскрытию творческих способностей личности, вырабатывают самостоятельность, упорство, настойчивость, выдержку и т.д.

Наряду с индивидуальным началом, с другой стороны, в основной массе украинского крестьянства сильно и чувство взаимопомощи, поддержки, чувство «громады» (хату вдове, как правило, ставили всем селом). Не прошли бесследно и столетия «панщины», оставив свой след в виде покорности, долготерпения и др. Да и 70 лет тоталитарного режима – это, с одной стороны, мужественные диссиденты, а с другой, приспособление к сильной власти.

Нужно отметить еще и такой факт. Если левобережье и юг Украины со значительной долей русскоязычного населения тяготеют к менталитету русского народа и русской культуре, то западные области, особенно Галичина, которая уже в XIII в. потеряла общность с Россией, ориентируются на нормы, ценности и обычаи Запада. Это национальная неоднородность Украины не может не отражаться на политической культуре народа.

 

 

Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 532. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия