О ЦЕЛЯХ И ЦЕННОСТЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
Войдем в Мир образования вместе, а выйдем поврозь. Каждый - в свой Мир. Слово «образование» в русском языке - одно из самых многосмысленных и загадочных. Оно обозначает ценность, цель, средство, деятельность, истину и путь, результат. Оно может служить хорошим поводом для забавных лингвистических игр и для серьезных размышлений, что связано с односложным и многозначным корнем «образ». Образ, образа, образец, образок, образчик, образина, наробраз, образованщина... Образ всегда требует пояснения, дополнения. Образ чего, кого, какой, чей? Образ Бога, человека, мира, вещи, действия? Есть необъятный мир образов и есть образ мира (непосредственный или «в слове явленный»). Есть мир образования, и есть образование мира. Равным образом можно говорить о значении и смысле образования и об образовании значений и смыслов, о ценностях образования и об образовании ценностей образования. Последние пары - это уже не игра. Остановимся на первой. Мир образования предназначен для образования человека. Не более, но и не менее того. Кажется, что это бесспорно, несомненно, привычно. Но ведь Бог создал человека по своему образу и подобию. Принимает ли на себя образование божественную функцию образования человека и, если да, то по чьему образу и подобию? Как это ни печально признавать, но есть, с позволения сказать, системы образования, которые, не спросясь у человека, берут на себя божественную функцию не только образования, но даже всестороннего и гармоничного развития его личности. Попробуем взять на октаву ниже. Человек - это целый мир. Может быть, назначение мира образования состоит в образовании мира у своего субъекта (субъектов). Желательно, чтобы этот мир был человеческим и человечным. Разумеется, человеческий мир включает в себя не только (а может быть, и не столько?) знания о мире. Он содержит в себе мир природы, мир искусства, мир вещей, действий с ними, мир деятельностей, мир (миры) других людей, мир образов, сознания, аффектов, нравственности, морали, совести, мир общения, человеческих отношений и взаимодействий. Далеко не все из перечисленного входит в институционализированный мир образования, в его компетенцию, которая к счастью, много уже его притязаний, претензий, да и компетентности. В мире образования лучше всего обстоит дело с обучением, которое, между прочим, само по себе оказывает большое воспитательное воздействие. Что касается целенаправленного воспитания, формирования все той же личности, то с этой целью и ценностью ряда образовательных систем дело обстоит более чем проблематично. И у Л. С. Выготского мы встречаем бесспорный тезис о том, что воспитание должно быть организовано так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался. И даже когда говорится о саморазвитии, самостроительстве, самовоспитании, самоопределении личности, то это саморазвитие каким-то мистическим образом тяготеет к абстрактному эталону или метапсихическому «я». При этом полностью игнорируется древняя как мир истина, известная, по крайней мере, Бл. Августину, что личность рождается при решении экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия. В культуре многих народов называют человека, не испытавшего второго рождения, «однажды родившимся». Именно в решении экзистенциальной задачи происходит, в отличие от созревания индивида, длинная вереница рождений личности или «человека в человеке» (М. М. Бахтин). На личность, конечно, можно смотреть как на текст, который мы плохо умеем читать. Но главное, что личность – автор. Она пишет самою себя (ср. О. Мандельштам: «Я и садовник, я же и цветок...»). Согласимся с А. Ф. Лосевым, что личность - это чудо и миф (а не зомби), формировать ее никому не дано. Зомби сформировать легче. К счастью, не из каждого человека. Идеи о связи личности, чуда и мифа, развитые А. Ф. Лосевым, заслуживают самого пристального внимания: «Личность... есть осушествленная интеллигенция (т.е. самосознание. - В. З.)как миф, как смысл, лик самой личности. А совпадение случайно протекающей эмпирической истории личности с ее идеальным заданием и есть чудо» (Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С.150). Лосев подчеркивает: чтобы случилось чудо, необходимы какие-то два плана в этой личности - «...это есть планы внешне-исторический и внутренно-замысленный, как бы план заданности, преднамеренности и цели» (там же. С. 143). Соответственно он выделяет четыре типа целесообразности: «1) логическую, в результате которой получается организм; 2) практическую, или волевую, в результате которой получается художественное произведение; и, наконец, 4) мифическую, или личностную, в результате которой получается чудо» (там же. С. 155). Как бы мы ни квалифицировали педагогику – как науку, искусство или то и другое вместе, думаю, что, к счастью, внутренне замысленный план, преднамеренность, цель будущей личности педагогике неподвластны, как неподвластна и организация встречи случайно протекающей эмпирической истории личности с ее идеальным заданием. Чудо есть явление социальное и историческое (хотя, конечно, чудеса случаются и в педагогике). Да и внешнеисторический план не вполне в руках педагогики. Встреча планов или их расхождение - это и есть чудо или судьба. «Судьба – самое реальное, что я вижу в своей и во всякой чужой жизни. Это – не выдумка, а жесточайшие клещи, в которые зажата наша жизнь» (Лосев А.Ф. Указ. Соч. 144). Бывает, что судьба оказывается благосклонной и способствует встрече ученика с учителем. Обо всем этом приходится говорить (или предупреждать), ибо многочисленные варианты конкретизации идеи всестороннего и гармонического развития личности исходят из представлений о ее вещном бытии, детерминической природе, завершенности, формируемости извне. М. М. Бахтин высказывал вполне резонные сомнения даже в познаваемости человека извне, т.е. вне диалога: «Нельзя превращать живого человека в безгласный объект заочного завершающего познания. В человеке всегда есть что-то, что только сам он может открывать в свободном акте самосознания и слова, что не поддается овнешняющему заочному определению» (Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 68). И далее исследователь творчества Ф. М. Достоевского формулирует замечательный по своей глубине тезис, которым должна была бы руководствоваться вся психология личности, равно как и вся наука о воспитании».Человек никогда не совпадает с самим собой. К нему нельзя применить формулу тождества: А есть А. По художественной мысли Достоевского, подлинная жизнь личности совершается как бы в точке этого несовпадения человека с самим собой, в точке выхода его за пределы всего, что он есть как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предсказать помимо его воли, «заочно». Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя. Правда человека в чужих устах, не обращенная к нему диалогически, то есть заочная правда, становится унижающей и умерщвляющей его ложью, если касается его «святая святых», то есть «человека в человеке» (там же. С. 69). <...> Образованию пора перестать уподобляться Ноздреву: «До леса – мое, лес – мой, за лесом тоже мое...» В человеке далеко не все образуется образованием. Хотя, конечно, оно не может быть безличностным и безличным. Справедливости ради нужно сказать, что не все варианты все шире распространяющегося личностно ориентированного обучения воспроизводят логику формирования, проектирования гармонической личности. Попробуем представить себе различия между позицией формирования личности в обучении и позицией личностно ориентированного обучения. Упрощая, можно сказать, что при формирующей (эгоцентрической) позиции педагог " вчитывает", " вписывает" себя в ученика, при личностно ориентированной (эксцентрической) — " вычитывает" из ученика и принимает его в себя. Между прочим, вторая позиция дает больше шансов учителю быть принятым в себя учеником. Признаюсь, что когда я сравнивал обе позиции, то имел в виду личностно ориентированное обучение в трактовке И.С.Якиманской (Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996). Его доминантой является обеспечение развития и саморазвития личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Личность в образовании (кстати, не только учащегося) — это постоянный сюжет, к которому волей-неволей приходится возвращаться. Ю.К.Бабанский в своих исследованиях обнаружил, что у многих учителей наблюдается дефицит личностных свойств и качеств, необходимых для организации эффективной учебной деятельности учащихся, не говоря уже о формировании их личности. К их числу он относил: творческий, неформальный поисковый стиль, мобильность, конкретность и системность мышления при умении выделять главное: чувство меры в использовании тех или иных форм и методов преподавания; эмоциональную отзывчивость; контактность в общении (см.: Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии. 1981. № 1. С. 53). Бабанский с сотрудниками разрабатывал специальную и поучительную программу для самооценки и самовоспитания соответствующих качеств у учителя. Поистине, сначала воспитай себя сам. Когда читаешь исследование мудрого Ю.К.Бабанского, невольно вспоминаются слова А.П.Чехова из его записных книжек: умный любит учиться, а дурак – учить. Несмотря на всю полезность (и осторожность) личностно ориентированного обучения, оно не исчерпывает собой и не заменяет проблематики и задач саморазвития, самовоспитания личности учащихся. В этой области необходима большая содержательная и организационная работа, которая выходит за рамки психологии и педагогики. Перед всеми науками о человеке стоит задача исследования и демонстрации всего пространства выбора путей развития человека и мира. Это и есть важнейший из искомых медиаторов духовного роста. Без него невозможно проектирование нормального образования. Вернусь к обсуждению ситуации в образовании и его задач, связанных с введением человека в мир знания и в мир незнания (возможно, и в некоторые другие миры). Здесь не должно быть иллюзий. Судьба, или планида образования состоит в том, что оно пролагает свой путь сквозь науку (в том числе и сквозь науку об образовании) и сквозь реальности и ирреальности жизни. Самое трудное – это понимание того, что мир знания, а соответственно и мир образования не совпадает с миром науки, техники и с миром жизни. Ясно, что он находится на их пересечении, на их границах (как культура у М.М.Бахтина), но никто не знает золотой середины, если таковая существует. Образование всегда мечется между наукой и жизнью, и в той мере, в какой жизнь – это искусство, между наукой и искусством. Зато и удары образование получает и с той, и с другой стороны: со стороны науки и со стороны жизни, социума, государства. Пожалуй, лишь культура, в силу своей привычки вступаться за слабого, становится на сторону образования. Кажется, нет ученого, которого удовлетворяли бы школьные учебники по его специальности, если, конечно, не сам он их написал. Равным образом нет и правительства, которое удовлетворяло бы школьное и высшее образование, разумеется, кроме нашего, так как оно лишь от случая к случаю (от реформы к реформе) думает о том, кто и каких граждан воспитывает в " их Доме Россия". Сегодня наука и образование объединены в нищете. Может быть, это объединит их в духе? Такое промежуточное положение мешает образованию выработать собственную систему ценностей, целей и средств. Слишком часто оно довольствуется внеположными ему целями науки и социума, оказывается слугой двух (многих) господ. И не знает, бежать ли ему впереди прогресса или впереди регресса. В таком положении оно обречено оставаться полупросвещением (А.Пушкин), полуобразованием (О.Мандельштам) и в качестве опасных следствий порождать полудеятельность (Н.Гоголь), полунауку (Ф.Достоевский). Как это ни трудно, но нужно попытаться уйти от навязываемых образованию целей и ценностей, от традиционных за дач обучения и воспитания, фатально связанных посредством разделительного союза " и". Ценности образования должны соответствовать общечеловеческим ценностям. Иное дело их конкретное, даже технологическое (психотехническое) преломление и воплощение. Если принять это положение, то из него следует, что не нужно спешить с их " выработкой" применительно к каждой новой реформе образования или к очередному этапу реализации старой. Опыт показывает, что все реформы сиюминутны, а ценности вечны. Нужно помнить, что " утверждение и оправдание ценностей прошлого столь же революционный акт, как создание новых ценностей" (О.Мандельштам). <...> В.С.Соловьеву принадлежит ценностно-иерархическая шкала трех основных областей человеческой жизнедеятельности: духовное, интеллектуальное, социальное. Хотя взаимосвязь духовности, интеллектуальности и социальности непреложна и неразрывна, но, как пишет Е.Б.Рашковский, " никакой жесткой и единообразной прописи развития никому не дано. Однако каждому человеческому массиву дана почетная и тяжкая свобода найти, исходя из собственных предпосылок, собственную уникальную связь с общечеловеческими векторами духовности, рациональности и социального милосердия. А уж каковы конкретные формы этой связи и сколь прочны эти формы – особый вопрос" (Современное Мироздание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл.Соловьева // Вопросы философии. 1996. № 6. С. 102). Несомненно, что эти области человеческого существования одновременно являются и его главными ценностями, в том числе и индивидуальными. Несомненно также, что в поиск их конкретных форм и взаимосвязей, в поиск путей их достижения должна вносить существенный вклад система образования. Перечисленные ценности – это своего рода система координат, которая, хотим мы того или нет, так или иначе расширяется, конкретизируется, доопределяется. Возникает вопрос: кем? Дело ли государства или государственных реформаторов определять или доопределять духовные и интеллектуальные ценности и цели образования? (Ведь дух дышит, где хочет!) Такие прецеденты бывали, и они имеют свое название – тоталитаризм. Было бы слишком просто (и жутко), если бы цели и ценности образования вновь начали спускаться сверху в органы образования, за тем в систему образования и, наконец, в головы учащихся. Симптомы подобного возврата начинают просматриваться. Например, готовящийся стандарт " по области искусств навевает печальные воспоминания о " приказе по армии искусств". Фундаментальные ценности имеют разные источники. Демократическое государство не может претендовать на определение духовных и интеллектуальных ценностей. Максимум на социальные, да и то не на их определение, а на обеспечение условий их достижения. Даже наука, поскольку от неё время от времени отлетает дух (а сейчас государство почти выпустило его совсем), не может претендовать на определение интеллектуальных ценностей в полном объеме. Кто может определить, какой интеллект понадобится человеку развивающемуся? Интеллект – по определению свободное явление. Ученые не могут размножаться в неволе. Дело государства признать и принять образование (и науку) в качестве действительной реальной цели и ценности. Принять не вербально (как в знаменитом и тут же забытом Указе №1 Президента Российской Федерации), а со всеми вытекающими из этого социальными, экономическими и политическими последствиями. <...> Образование замечательно тем, что в нем всегда сосуществуют, борются, соревнуются консервативные и динамические составляющие и свойства. Не нужно думать, что источником динамизма может быть только государство и призванные им реформаторы. Чувство гражданственности свойственно системе образования не меньше, а скорее всего больше, чем любым другим институтам государства. Между прочим школа в широком смысле слова и есть гражданское общество, во всяком случае его ядерная часть, которой больше, чем любым другим частям общества, свойственны широта культурного кругозора, влечение к таким " бесполезным" ценностям, как свобода, добро, знание, понимание, искусство, человеческая мысль... Школа, разумеется и высшая, ближе и быстрее подошла к Открытому обществу (в смысле К.Поппера). Государство должно больше доверять системе образования, переживать ее беды как свои собственные, помогать ей не Христа ради, а понимая, что эта помощь сторицей окупится. Образование России, культура России – это ее достояние и неотъемлемая часть. Пока они живы, будет жива и Россия. А они наперекор всему еще живы и даже развиваются, хотя со стороны представителей образования, науки, культуры (причем не худших) слышится плач Ярославны, а порой и глухие проклятья. Убедительным показателем огромной духовной работы, которая происходит в гуще системы образования, служит все увеличивающееся число педагогических и психологических журналов, в которых обсуждаются проблемы, успехи, просчеты, имеющиеся в образовательной и воспитательной деятельности. Важно, что при этом практически исчезает разница между столичными и региональными изданиями. <...> Недавно ушедший от нас А.А.Пинский собрал мысли А.Эйнштейна об образовании. Идеалом школы в понимании ученого были свобода, демократия, уважение (а не формирование!) личности учащегося: " Школа – важнейший способ передачи богатства традиций от одного поколения к другому. Особенно сейчас, когда хозяйственное развитие ослабило влияние семьи. Неправильно считать, что школа служит только для передачи знаний подрастающему поколению. Она служит делу развития свойств и способностей человека. Но она не должна подавлять его индивидуальность. Воспитание идет не через слова, а через труд и деятельность. Важнейший способ воспитания – стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности. Нельзя воспитывать через страх и боль. Мне представляется наихудшим, если школа принципиально работает методами страха, насилия и ложного авторитета. Такие методы обращения разрушают здоровые чувства, откровенность и уверенность в себе у учащихся. Тем самым воспроизводятся покорные подданные. Не удивительно, что такие школы закономерны для Германии и России" (цит. по: Пинский А.А. Наука и школа. 1997. № 2. С. 10). Как ни просто это звучит, но главная ценность всей системы образования состоит в ее способности открыть, сформировать, упрочить индивидуальные ценности образования у своих питомцев. В этом залог его непрерывности. Однако принятие этого очевидного положения заставляет сделать следующий шаг. Выявление ценностей образования как такового означает, что необходимо прежде всего заботиться о роли образования в судьбе каждого отдельного человека и лишь потом – социума. Можно быть уверенным, что образованный и свободный человек не останется равнодушным к решению задач государства, общества и его институтов, к судьбе России. Превосходным ориентиром может быть " школа равновесия души и глагола" (М.Цветаева). Замечательно, что в русском языке глагол – это и слово (логос), и действие, и деяние, и поступок. Будем держать эти ориентиры в сознании. Как для науки важен дух, так для образования важна душа. Согласно В.И.Вернадскому, действие – это существенная черта научной мысли, добавим – и образования. Когда дух отлетает от науки, а душа – от образования, они перестают быть частью культуры, хотя научная и образовательная деятельность остаются при этом вполне рациональными, технологичными и в смысле достижения формальных целей образования – эффективными. А в смысле постижения смысла — вполне эфемерными... Их ведущей силой становится " сила вещей" (цивилизация), а не " связь людей" (культура). Эта метафорическая характеристика культуры и цивилизации принадлежит М.Пришвину. Намек на путь преодоления оппозиции между культурой и цивилизацией сделал М.М.Бахтин, сказав, что свое слово индивида в культуре есть цивилизация... В союзе с душой глагол – это живое слово и живое действие. В союзе с душой школа знания – это школа живого знания. В союзе с душой школа мысли – это школа мысли о смысле. В союзе с действием – это школа не ответного, а свободного и ответственного действия, школа поступка. Союз с душой превращает и школу знания, и школу действия, и школу мысли в школу понимания, представляющего собой основу познания, взаимопознания и терпимости, которые мыслились В.С.Соловьевым как непреложные императивы достоинства индивидов, человеческих групп, наций и государств. Это соответствует современной трактовке выживания человечества: глобальное взаимопонимание становиться необходимой предпосылкой глобального выживания (см.: Рашковский Е. Б. Указ. Соч. С. 106). Равновесие знаний о мире и знаний о душе, знаний о человеке – это, конечно, недостижимый идеал. Другими словами, это путь к школе персонального, личностного знания, к школе поступающего мышления и действия, к школе смысла. Главным в перспективе развития образования должно стать живое знание, которое не является оппозицией научному, ядерному, программному знанию. Оно опирается на эти виды знания, служит их предпосылкой и итогом. Живое знание отличается от мертвого или ставшего знания тем, что оно не может быть усвоено, оно должно быть построено. Построено так, как строится живой образ, живое слово, живое движение, живое, а не мертвое, механическое действие. Почему именно живое знание? Потому что в нем слиты значение и укоренный в бытии личностный, аффективно окрашенный смысл. В концепции сознания, развитой в контексте психологической теории деятельности А. Н. Леонтьевым, главными образующими сознания являются смысл и значение. Понятие смысла указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безразличному знанию, что он, В силу принадлежности живому субъекту и включенности в систему его деятельностей, всегда страстно. Короче, сознание есть не только знание, но и аффективное отношение. Понятие значение фиксирует то обстоятельство, что сознание развивается не в условиях робинзонады, а внутри некоторого культурного целого, где исторически кристаллизован опыт общения, мировоспитания, деятельности и который индивиду надо построить (а не «присвоить», как у К. Маркса и А. Н. Леонтьева). Иначе говоря, понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в личностном бытии человека (эта мысль формулировалась еще Г. Г. Шпетом), а понятие значения – подключенность этого сознания к сознанию общественному, к культуре. В принципе в этих мыслях нет ничего нового. Но, будучи высказаны по поводу сознания, они не замечались педагогикой, которая строила образовательные программы почти исключительно на фундаменте знания, значения, понятия. Возможно, ее смущали термины «сознание» и «смысл». К сожалению, педагогикой не было замечено и понятие «живое знание», которое в 1947 г. использовал А. Н. Леонтьев: «Значит тот смысл, который приобретает для ребенка предмет его учебных действий, предмет его изучения, определяется мотивами его учебной деятельности. Этот смысл и характеризует сознательность усвоения им знаний. Значит недостаточно, чтобы ребенок усвоил значение данного предмета безразлично теоретическое или практическое, но нужно, чтобы он отнесся соответственно к изучаемому, нужно воспитать у него требуемое отношение. Только при этом условии приобретаемые им знания будут для него живыми знаниями (курсив мой. - В.З.), станут подлинными «органами его индивидуальности» и, в свою очередь, определяет его отношение к миру «(Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, С. 299).<...> <...> Психологи и педагоги должны внимательно отнестись к психологическим аспектам образовательных ценностей, К последним, конечно, относятся: знание, понимание, действие, думанье и думанье о думании, сознание, Духовный и личностный рост. Это, казалось бы, само собой разумеющиеся ценности, перечень которых может быть легко продолжен, вплоть до наивного включения в него отдельных психических функций, таким как внимание, память, мышление и т. д. Покажем это лишь на одном примере - психологического состава знания и его возможных свойств. Знание о мире, о человеке, о себе имеется у каждого, и оно существенно отличается от научного знания даже тогда, когда принадлежит ученому. Это знание живого о живом, т. е. живое знание. Живое знание - это соцветие разных знаний. Оно включает не только знание о чем-либо, но и знание чего-либо. Развивая идеи С. Л. Франка о живом знании, его можно представить как своего рода интеграл: - знание до знания (предзнаковые формы знания, мироощущение, неконцептуализируемые образы мира, бессознательные обобщения и умозаключения, бессознательная память- привычка, операциональные и предметные значения, житейские понятия неизвестного нам происхождения и т. п.), т. е. «неявное знание» (М. Полани); - знание как таковое (формы знания, существующие в институционализированных образовательных системах, в науке); - знание о незнании (влекущая приглашающая сила: «Я знаю только то, что ничего не знаю»). В последних утверждениях выражено нечто большее, чем просто знание. Это отношение к знанию, сознания наличия или отсутствия знания. Между прочим, имеется проблема, которую следует не столько решить, сколько осознать и держать в сознании. Какую задачу должно решать образование? Формирование твердых знаний или открытия знаний или открытие знания о незнании? Или обе? И, наконец, какую задачу оно решает в действительности? Конечно, Перечисленные виды знания не являются «чистыми культурами». Это скорее доминанты целого знания. Но с этими доминантами приходится сталкиваться, и их полезно учитывать в образовательной практике. Ибо в предельном или в чистом виде, т. е. взятые отдельно, они таят в себе опасность превращения в формы законченного невежества. Живое знание при всей своей неизмеримости и концептуальной неопределенности есть «жизнь, истина и путь». Не так уж мало людей делают получение и накопление знаний целью и смыслом жизни. Главные достоинства живого знания состоят в том, что человек узнает себя в нем, оно не выступает в качестве чуждой (отчужденной) для него реальности или силы.<...> Знаниео незнании иногда может свидетельствовать о знании больше, чем само знание. В культуре издавна имеются представления о знании как о пути, об испытании мира и самого себя. В их свете совершенно иначе выглядит " незнание": " Термин " незнание" мы обычно употребляем, имея в виду при этом некоторую отрицательную пустоту. Но когда речь идет о знании как об испытании или пути, то незнание есть особого рода реальность, а не отсутствие знания. Это какая-то сила. Наше познание происходит не так, что мы что-то как бы заглатываем или заполняем какую-то пустоту... в которой познаются какие-то сущности. В этом случае незнание не может быть позитивной, реальной, фактической силой" (Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. М., 1995. С. 449). Знание до знания, незнание, знание о незнании есть условия всякого знания. Человек может быть tabula rasa. Создатели интересных образовательных систем превосходно понимали многочисленные ипостаси живого знания, живого действия, хотя далеко не всегда полностью ориентировались в предметном содержании учебного действия, в чем им помогали ученые, учителя, методисты. Сотрудничество заключалось в обмене живым знанием: педагог приобретал живое знание о действии, психолог – о предмете. Именно в этом обмене, возможно, скрыт секрет успеха созданных систем обучения П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А. В.Запорожца, Л.В.Занкова, И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова, Д.Б.Эльконина и др. Не исключено, но редко, совмещение живого знания о предмете и действии в одном лице – тогда педагог становится талантливым психологом, а психолог – талантливым педагогом. Ярким примером такого совмещения был замечательный психолог и математик Макс Вертгеймер (Продуктивное мышление. М., 1987). Живое знание всегда пристрастно и включает знание о субъекте знания, т.е. о себе самом. Человек почти никогда не имеет ясного понятия о себе, и это вовсе не противоречит тому, что он может себя достаточно хорошо знать. Познавая и переживая нечто, мы одновременно познаем себя и этим самопознанием доопределяем это нечто, самоопределяем, в пределе – изменяем, сотворяем себя. Такое удивительное переплетение служит не только мотивом к уточнению знаний, к получению нового знания, но и источником или движущей силой его саморазвития. Саморазвитие знания может углублять наши представления о реальности, может и уводить их от нее. Живое знание принципиально неполно, открыто, труднодоказуемо. После своего оформления, концептуализации когда-то бывшее живым знание может окостеневать, закрываться, становиться мертвым, " классическим", что вовсе не означает, что оно бесполезно. Некоторые люди посвящают свою жизнь классическому знанию, открывают его, снова делают живым. О.Мандельштам заметил, что " наши классики – это пороховой погреб, который еще не взорвался". Непременным признаком живого знания является его целостность. А целостность берется (схватывается) непосредственно. Например, в мироощущении, в самочувствии, в интуиции, характеризующейся непосредственным чувством уверенности в достигнутом результате. Научное познание - это познание опосредствованное. Его средствами являются понятия, теории, концептуальные схемы, логика, инструменты, приборы и т.п. В нем, конечно, присутствуют и мироощущение, и интуиция, и иррациональное, однако их удельный вес неизмеримо мал, особенно в сравнении с тем значением, которое они имеют для успеха научного исследования. Полезно сознавать источники наших знаний: " Ясно мыслить – значит выговаривать отвлеченные положения. Один использует терминологию Спенсера, другой – Канта, третий – Маркса, никто не имеет конкретного жизненного ощущения. Знать в рассудочных понятиях – не значит знать все. Ясно мыслить – значит прекрасно сознавать, где кончается применение сферы ясного понятия, где наступает неясное для этих понятий и где надо описывать лишь весь материал сознания, который мы носим в себе. Описывать – значит копировать, быть реалистом, видеть все как оно есть, а не так, 'как это диктуется догматами, предрассудками сознания. Нужно раскрепоститься, чтобы увидеть. Догмат, понятия – это очки. От живого дыхания настоящего эти очки запотевают, и в ясных понятиях мы ничего не видим" {Белый А. Ритм и действительность: Красная книга культуры. М., 1989. С. 173).Педагогика, № 5, 1997 г. Об этом же не менее определенно, но много короче сказал другой поэт В.Хлебников: " Это на око, // Ночная гроза, // Это наука // Легла на глаза". Разумеется, не все так мрачно выглядит в свете науки. Мироощущение нас тоже подводит. Вспомним А.С.Пушкина: " Ведь каждый день пред нами солнце ходит, // Однако ж, прав упрямый Галилей". Свои очки – понятия, концептуальные схемы, теории, имеющие тенденцию становиться догмами, - присутствуют в системе образования, в педагогике, в психологии, да и в любой науке. Поэтому они должны быть (и, слава Богу, уже становятся!) предметом постоянной рефлексии. Вернемся к началу. Образование – это не только знания, умения, навыки, не только память. Образование – это формирование и развитие новообразований индивида, его функциональных органов. Они специфичны для каждого возраста, служат критерием для определения конкретных эпох детского развития: " Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период" (Выготский Л.С. Собр. соч. М., 1984. Т. 4. С. 248). Здесь содержатся и цели, и ценности образования. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования //Педагогика, 1997, № 5. С.3-16.
Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Составьте тезисный план статьи. 2. Что понимает под образованием автор статьи? Раскройте многосмысленность этого понятия и конкретизируйте примерами. 3. Как вы можете прокомментировать фразу автора, о том, что «в человеке далеко не все образуется образованием».? 4. Какие виды знания осмысляются в данной статье? Какова трактовка автором понятия «живое знание»? Почему так важно осмыслить это понятие современному педагогу? 5. В статье приводится позиция М.Цветаевой, которая ратует за создание " школы равновесия души и глагола".Считаете ли вы такое понятие как «душа» причастным к понятию «школа»? Согласны ли вы с мнением Л.Н.Толстого, что ребёнок – это не только интеллект, но и душа, и тело. Сопоставьте позицию автора статьи с идеями теоретика свободного воспитания. Есть ли у них нечто объединяющее в подходах к образованию и школе? 6. Раскройте ценностно-иерархическую шкалу трёх основных областей человеческой жизнедеятельности В.С.Соловьева? Как они соотносятся, по мнению автора и по вашему мнению?. 7. В чём видится автору секрет успеха созданных систем обучения П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А. В.Запорожца, Л.В.Занкова, И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова, Д.Б.Эльконина и др.? 8. Что относит В.П.Зинченко к образовательным ценностям? Почему психологи и педагоги должны внимательно отнестись к психологическим аспектам образовательных ценностей? 9. Почему автору близка трактовка Л.С.Выготского понятия «возрастные новообразования»? Прокоментируйте определение, данное Л.С.Выготским, которого зарубежные учёные по праву называли «Моцартом в психологии». 10. Прочитайте эпиграф в начале статьи. Почему именно такой эпиграф к данной статье был выбран В.П.Зинченко?
|