ХРИСТИАНСТВО И СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА
Учебное пособие
Новосибирск УДК ББК
Христианство и средневековая культура. Учеб. пособие. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. с. 448. (Тр. гуманит. фак. НГУ. Сер.).
Пособие подготовлено на кафедре всеобщей истории гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета в соответствии с программами курсов «История средних веков», «История средневековой западноевропейской культуры», «История Западной цивилизации».
Рецензент канд. ист. наук С. В. Санников
Новосибирский государственный университет, 2010 Пиков Г. Г., 2010
Оглавление:
Предисловие……………………………………………………………………4 Часть I. Религия и культура…….. Глава 1. «Сакральное» и «секулярное» в «христианской» культуре Глава 2. Solo fidae пророка Аввакума (из истории ветхозаветной теодицеи) Глава 3. Бог и Человек в теодицее Христа Глава 4. Представление об истории в Новом Завете Глава 5. Эсхатология и христианская историософия Глава 6. Особенности библейской криминологии и проблема ее роли в становлении европейского права
Часть II. «Встреча» религии и культуры в истории
Глава 1. Христианство как «встреча» философии и литературы Глава 2. Ересь как культурное явление Глава 3. «Остготское возрождение» и формирование идеи «нового Рима» Глава 4. Реновационная педагогика Каролингского Возрождения и религиозно-педагогические идеи Алкуина Глава 5. Схоластика в контексте истории европейской цивилизации Глава 6. Реформация в контексте истории европейской цивилизации Глава 7. Дон Гуан и Дон Хуан: взгляд историка на проблему восприятия средневековой испанской культуры в России начала XIXв. Глава 8. О некоторых аспектах взаимоотношения науки и религии в истории европейской культуры Глава 9. Из истории европейского атеистического дискурса
ПРЕДИСЛОВИЕ Cogito, ergo historicus sum!
Данное пособие написано в соответствии с программами курсов «История средних веков и «История средневековой европейской культуры» и затрагивает отдельные, наиболее важные проблемы и темы истории культуры Западной цивилизации. Оно составлено на основе тех лекций, которые читались в течение ряда лет студентам и преподавателям высших учебных заведений Новосибирска, и дает обзор вопросов, пользовавшихся наибольшим интересом со стороны слушателей. При подготовке пособия был учтен опыт обсуждения специалистами в области истории, философии, филологии, литературоведения, теологии и других гуманитарных дисциплин указанных проблем, возникших в последние годы. Сложность тем и определенная новизна подхода к их решению обусловила использование значительного круга источников и широкого спектра общенаучных и специально-исторических методов. Одной из особенностей указанных курсов является рассмотрение отдельных проблем западноевропейской культуры в корреляции с соответствующими аспектами западноевропейской и мировой истории. Это становится особенно важным в настоящее время в связи с широко распространившимся методом мир-системного анализа, предусматривающим построение единой и максимально непротиворечивой картины развития сообщества евразийских цивилизаций. Сказанное повлияло на выбор тем для настоящего пособия. Хотя по этой тематике уже существует достаточно обширная научная литература и в нашей стране, и за рубежом, в учебном плане она получила лишь частичное отражение. К тому же многие научные издания труднодоступны для студентов, а сама тема взаимоотношения христианства и культуры сложна даже для профессиональных исследователей. Все это вызвало необходимость издания учебного пособия. В нем рассматриваются важные и сложные методологические проблемы, либо слабо затрагиваемые в исследовательской литературе, либо до сих пор не решенные однозначно. В этом плане, как по содержанию, так и по методологии, учебное издание имеет оригинальный авторский подход. На примере тем, слабо освещенных в литературе или трудно поддающихся исторической реконструкции, студенты получат возможность ознакомиться со спецификой методов исторических и историко-культурных исследований и особенностями их методологии. Аналогичных изданий в нашей стране еще не выходило, хотя отдельные темы рассматривались в разных учебных пособиях. Данное пособие принципиально отличается тем, что опирается на широкий фактический материал по истории взаимоотношений христианства и культуры в средневековой Европе и те наработки, которые сделаны в исторической, историко-культурной и исламоведческой литературе. Пособие также может быть использовано и при изучении курсов «История Западной цивилизации», «Философия истории», «Методология истории» на отделениях истории и востоковедения НГУ, а также в других вузах, где читаются аналогичные и близкие по содержанию курсы (в частности, НГПУ). Первая часть пособия носит в значительной части вводный методологический характер и посвящена соотношению религии и культуры на материале важнейшего цивилизационного текста – «Библии». В первой главе рассмотрено соотношение «сакрального» и «секулярного» в «христианской» культуре, благодаря чему читатель не только знакомится с основной дихотомией в культурной истории традиционного общества, но и вводится в курс общей проблематики средневековой культуры. Во второй главе – на примере книги пророка Аввакума рассмотрен один из вариантов ветхозаветной теодицеи («богооправдания») как средства сохранения в критический исторический момент культурной парадигмы и целостности общества. В третьей главе уже на новозаветном материале рассмотрено соотношение и сохранение в переходную эпоху «сакрального» («Бог») и «секулярного» («Человек») в культуре на примере теодицеи Христа. В четвертой главе показывается формирование представления об «истории» в Новом Завете и становление в новозаветной литературе той картины истории, которая станет базовой для средневековой цивилизации. Пятая – посвящена детальному рассмотрению во многом новой для научной медиевистики и особенно для учебной литературы темы, посвященной взаимодействию эсхатологических идей и историософии христианского Запада. Шестая глава касается актуальной в последние годы темы соотношения религии и права в Пятикнижии Моисеевом. «Библейское» право является одним из самых важных и обильных источников всего последующего европейского права. Во второй части – «Встреча» религии и культуры в истории –рассматриваются различные примеры участия религии в истории средневековой европейской культуры. В первой главе христианство рассматривается как «встреча» философии и литературы, и показывается его роль в развитии этих сфер средневековой культуры. Вторая глава посвящена феномену христианской ереси как культурного явления. В главе третьей на основе материала так называемого «остготского возрождения» рассматривается проблема взаимодействия христианства и античной культуры и оформление важнейшей для средневековой культуры теории «трансляции Римской империи». Глава четвертая посвящена специфической и мало исследованной странице истории педагогики, а именно педагогической мысли эпохи Каролингского Возрождения и роли в ее формировании и развитии Алкуина. Пятая глава рассматривает место христианской схоластики в истории европейской цивилизации. Реформация в контексте истории европейской цивилизации рассматривается в шестой главе, показывается ее соотношение с такими формами культуры, как «Возрождение» и «Просвещение». Глава седьмая связана с проблемой взаимодействия различных культур во времени и отражает взгляд историка на проблему восприятия испанской возрожденческой культуры в России в начале XIX в. (на материале трагедии А. С. Пушкина «Каменный гость»). О некоторых аспектах взаимоотношения науки и религии в истории европейской культуры трактует восьмая глава, основное внимание уделяется истории их контактов и взаимодействию в последние столетия. Глава девятая, заключительная, посвящена истории европейского атеистического дискурса и рассмотрению, с исторической точки зрения, самого явления атеизма. Особое внимание уделено различным аспектам истории советского атеизма.
Часть I. Религия и культура
|