Философия как форма мировоззрения. Философская картина мира
Необходимость целостного, логико-понятийного осмысления действительностиспособствовала появлению философиикак формы мировоззрения. Философия – теоретическая форма мировоззрения, учение об универсальных принципах бытия и познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру. Философия вырабатывает предельно общую систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Философия неразрывно связана с социокультурными и с историческими условиями своего развития, детерминирована ими. Она оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. Как теоретическая форма мировоззрения, рационально обосновывающая свои принципы, философия отличается от мифологии и религии, опирающихся на сверхъестественное и иррациональное, на веру. Будучи целостной формой мировоззрения, она отличается и от науки, исследующей какую-либо сферу бытия и дающую общенаучную картину мира на базе ведущей науки (например, физики), в то время как философия дает предельно обобщенную картину мира, имеющую и методологическое значение. Философская картина мира – система наиболее общих философских понятий (категорий, принципов, концепций), дающая на определенном историческом этапе представление о мире в целом и месте человека в нем. Философская картина мира - это аналитически-обощенный взгляд на мир, синтезирующий научные, художественные, нравственные, политические, правовые и религиозные представления определенной эпохи. Главная тема философии – соотношение человека и мира, взятое во всех его ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философские представления о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой. Философские картины мира весьма многообразны, однако все они строятся вокруг отношения «мир – человек» или «человек – мир». На этом различии строятся две ведущие линии в философии, которые можно условно назвать объективистской и субъективистской концепциями. Объективистские концепции независимо от того, являются ли они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он, так или иначе, объективен. Субъективизм, в противоположность объективизму, мир, общий для всех субъектов, заменяет на множество миров. Я – сам себе Вселенная, я вижу действительность со своей точки зрения, пребывания в своих ситуациях. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное субъективное «я», потому очень трудно выявить что-либо объективное. Огромная разница между субъективностью и объективностью как раз и составляет основу философского поиска. Важнейшими для их различия являются ответы на вопросы: что в мире от нас, и что от самого мира, что от субъективности и что от объективности, что от человека зависит, а что нет. Дифференциация философских картин мира осуществляется и по материалистическим или идеалистическим основаниям. Мир, с точки зрения материалистов, представляет собой существование многообразных форм, видов, уровней материи и ее свойств (сознания). «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, которая существует в пространстве и времени». (В. И. Ленин. «Материализм и эмпириокритицизм»). Идеалисты считают, что первично сознание (высшее сознание, дух, Бог или сознание индивида), порождающее материю. Сознание, дух, мышление определяют развитие всех материальных предметов и явлений. Различие философских картин мира пролегает и по проблеме единства мира. Можно выделить монистические, дуалистические и плюралистические картины мира. Также можно выделить рационалистические (как правило, объективистские) и иррационалистические (как правило, субъективистские) философские картины мира. Кроме того, существуют различные вариации по вышеперечисленным основаниям. В целом же, философские картины мира являются основанием для формирования культурных и других картин мира.
|