Древнекитайская философия. госаппарат должен формироваться из профессионалов. госаппарат должен формироваться из профессионалов
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: - VII в. до н.э. – III в. н.э. – зарождение и становление древнейших национальных философских школ; - III в. – XIX в. н.э. – проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н.э.) и его влияние на национальные философские школы; - XX в. н.э. – обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии. Древнейшими китайскими философскими учениями были: даосизм, конфуцианство, легизм. Меньшее распространение получили моизм, натурфилософия, номинализм. После проникновения в Китай буддизма наступает второй этап развития китайской философии, основными учениями которого были: чань-буддизм, неоконфуцианство В третий период китайская философская мысль обогатилась достижениями христианства, марксизма, ведущих европейских мыслителей. Для китайского видения мира характерно воспринимать свою страну- Китай как центр существующего мира. Отдельные события и история в целом понимаются как циклический процесс. Китайцы осознают ответственность перед Небом и Землёй за правильное воплощение на Земле космических циклов. Для их мышления характерен консерватизм, обращенность в прошлое, боязнь перемен. Они не выделяют отдельную личность из коллектива. Китайская ментальность осознает беспомощность отдельного человека перед природными стихиями (разливом рек, ураганами и др.), а также приоритет, отдаваемый коллективным формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда – уважение и трепет перед организующей силой – государством. Китайское сознание воспринимает человеческую личность, коллектив, общества и государства как единого целого и мыслит эту целостность как единство вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, воспринимает главу государства (императора) высшей объединяющей силой государства и общества, отсюда – обожествление должности и личности императора, его власти. Китайцы склонны к конформизму во взаимоотношениях, предпочитают покой и недеяние. Жизнь они понимают, прежде всего, как жизнь духа в телесной оболочке, предпочитают земную жизнь загробной, стремятся максимально продлить жизнь отдельного человека на Земле. Они воспринимают потусторонние силы как реальность, одушевляют умерших. Китайцы уважают родителей, старших, почитают предков и духов («шэнов»). Китайская философия дает образное понятие человека. Она не исключает умершего из системы человеческих взаимоотношений, в которой он продолжает существовать в качестве духа и его существование зависит от деяний его потомков. Философия воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества. Человек понимается как сгусток трех комических энергий: - цзин (энергия зарождения, «семья» живого организма – то, что дается человеку при рождении и то, что он накапливает в течение жизни); - ци - (материально - духовная энергия, «строительный материал» всего сущего – вещественная ци, дающая материальную форму, духовная ци, создающая душу человека и животных; чистая духовная ци – основа счастливой жизни). - шень – (не истребимся духовная энергия, сущность в человеке, «стержень» человеческой личности, не исчезает после смерти, в отличие от ци). Китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии (у человека и в мире вообще): - инь – женская сексуальная энергия; - ян – мужская сексуальная энергия. Отсюда всё сущее делится на два противоположных начала - женское и мужское (живая природа, планеты и звезды, дни и ночи, сухость и влажность, горы и равнины и т.д.) В основе существования живой не живой природы, всей действительности лежит «тай - цзи» - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимопроникновение ян и инь. Ключевое понятие Китайской философии – Дао, понимаемое двояко: - путь, по которому в своём развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; - субстанция, от которой произошёл весь мир, энергетически ёмкая пустота, которая может принимать различные формы, из него состоят все вещи. Понятие Дао объединяет в себе основные принципы китайской философии: - всё в природе движется по изначально предначертанному естественному пути саморазвития - дао; - человек и природа едины, следовательно, человек должен жить в гармонии с природой, подчиняться дао окружающей действительности и не предпринимать радикальных изменений мира. Даосизм - древнейшее философское учение Китая, объясняющее основные построения и существованиеокружающего мира и указывающее путь, по которому должны следовать человек, природа, космос.Основатель даосизма – Лао Цзы - (старый учитель (мудрец)), живший в конце IV - начале V вв. до н.э. Его осонвные философские трактаты- «Даоцзин» и «Децзин», объединенные в «Даодэдцин» - главный трактат даосизма. Основным понятием даосизма является также и дэ - благодать свыше, энергия с помощью которой дао преобразовалось в окружающий мир. Основные идеи даосизма: - все в мире взаимосвязано; - материя мира едина, существует ее круговорот (взаимопереход живой и неживой природы, разных форм живой природы); - мировой порядок, законы природы, ход истории незыблем и не зависит от воли человека; - главный принцип жизни человека - покой и не деяние («у - вэй»); - особа императора священна, т.к. он имеет духовный контакт с высшими силами, через него на Китай и всё человечество не сходит «дэ» - благодать; - выполняющий законы познаёт «дао» и «дэ»; - путь к счастью, познанию истины - освобождение от желаний и страстей; - ограничение инициативы личности; - конформизм. Конфуцианство – древнейшая философская школа, которая рассматривает человека как участника социальной жизни. Основоположник – Кун-фу-цзы - Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.). Основной философский трактат конфуцианства - «Лунь Юй» (беседы и суждения). Основные вопросы, решаемые конфуцианством: - как необходимо управлять людьми? - как вести себя в обществе? Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера такого управления приводится власть отца над сыном, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальников к подчиненным – как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе: не делай другим того, чего не желаешь себе. Основные принципы конфуцианства: жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и положению; подчиняться императору; сдерживать себя, соблюдать меру во всём, избегать крайностей; быть человечным. Руководитель (благородный муж) должен обладать следующими качествами: - подчиняться императору и следовать конфуцианским правилам; - управлять на основе добродетели («бадао»); - обладать необходимыми знаниями; - верно служить стране, быть патриотом; - обладать большими амбициями, ставить высокие цели; - быть благоразумным; - делать только добро окружающим и государству; - предпочитать убеждения и личный пример принуждению. Подчинённый должен: - быть лояльным; - проявлять старание в работе; - учиться и самосовершенствоваться. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая был легизм (школа законников - Фацзя). Основатели - Шан Ян и Хань Фэй. Основной вопрос легизма - как управлять обществом? Легисты выступали за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Легизм – философия сильной власти. Основные постулаты: - человек изначально зол; - движущая сила поступков - личные эгоистические интересы; - интересы отд. индивидов и соц. групп противоположны; - чтобы избежать хаоса необходимо вмешательство государства; - государство должно поощрять законопослушных и карать провинившихся; - основной стимул правоповедения - страх перед наказанием; - разграничивают правомерность и направленность законы; - законы одинаковы для всех; - госаппарат должен формироваться из профессионалов; - государство - главный регулирующий механизм общества и может вмешиваться в отношения, экономику и личную жизнь граждан. Легизм и конфуцианство оказали огромное влияние на становления и развитие китайской цивилизации и культуры.
|