Философия Древней и средневековой Индии
В древнеиндийской философии выделяют три основных этапа: - XV – VI вв. до н.э. – ведический период; - VI – II вв. до н. э. – эпический период; - II в. до н.э. – VII в. н.э. – эпоха сутр. В основе философской традиции Индии лежат «Веды» (с санскр. – знание) – литературный памятник индийской культуры, принесенный ариями, завоевавшими Индостан в I тыс. до н.э. До наших дней дошло четыре веды: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа». «Веды» содержат священные писания, космогонические и космологические представления, описание ритуалов и гимны. Философские комментарии к Ведам – «Араньяки» (книги лесных отшельников) и «Упанишады» (размышления возле ног учителя) заложили онтологические представления индийской духовной традиции. В основе индийской онтологии лежат следующие понятия: - Брахма – высшая объективная реальность, недоступная описанию; - Брахман – объективная единая духовная основа бытия; - Атман – индивидуальная душа, неизменная частичка Брахмана; - Пракрити - материальное сознание; - Пуруша - чистое сознание (первоэнергия, из которой возникли Вселенная и люди); - Майя – иллюзия, сознание сновидения, согласно ему земной мир представляется истинным и единственным, заслоняя собой подлинный - духовный мир; - Рита – закон космической эволюции, цикличности, порядка, взаимосвязи; - Карма – единый нравственный закон воздаяния за деяния прошлой жизни; - Дхарма – воплощение Кармы в нашем иллюзорном мире, система моральных правил и норм; - Манас – индивидуально-ментальная оболочка Атмана, формирующаяся в процессе жизни человека, его жизненного опыта, погибает вместе с прекращением данной конкретной жизни, тогда как Атман бессмертен; - Сансара – «колесо перерождений», запущенное Кармой, определяет новое рождение индивида согласно поступкам его прошлой жизни и склонностям; - Мокша – «освобождение», высшее нравственное совершенство, достижение Атманом состояния слияния с Брахманом; - Ахимса - единство всех форм жизни на, непричинение зла всему живому. Согласно индийским онтологическим представлениям, бытие циклично, упорядочение и взаимосвязано. Бытие - выдох Брахмы (100 космических лет), небытие - вдох Брахмы (100 космических лет). Каждый цикл вновь начинается с появления жизни, более совершенной формы. Мир целостен. Любое событие влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции совершенствование духа через смену материальных форм. Многие философские проблемы рассматривались также в поэмах Древней Индии – эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна». На основе ведических знаний формируется первое религиозно – этическое учение Индии – брахманизм. Данное учение обосновывало космологическое устройство мира и, вытекающее из него варно-кастовое деление общества. В VI – II вв. до н.э. возникают философские школы, развивающие ведическое учение - Йога, Веданта, Вайшешика, Ньяя, Миманса, Санкхья; и оппозиционные учения – Джайнизм, Буддизм, Чарвака-Локаята. Джайнизм выступал против крайностей ритуализма и абстрактного догматизма, в центр своей доктрины поставил проблему бытия личности. Согласно данному учению, из взаимодействия живого (дживы) и неживого (адживы) формируются две формы бытия: совершенное и несовершенное. Человек должен стремиться к совершенному бытию, соблюдая нравственные требования и нормы. Чарвака-Локаята отрицает Брахму, Брахмана и Атмана, Карму и Сансару, считая единственно существующим наш земной мир, земные удовольствия и страдания. Следовательно, необходимо стремиться к удовольствиям и избегать страданий. Наиболее ярким и последовательным религиозно-философским учением, критикующим брахманистско-ведические воззрения, стал буддизм. Буддистскую философию основал Ситхартха Гаутама Шакьямуни - Будда (просветленный). Основные идеи буддизма – освобождение от страданий и попытка преодоления варно-кастового строя. Путем нравственного совершенствования человек, независимо от его варновой принадлежности, может преодолеть страдания земного мира и, освободившись от сансары, достигнуть нирваны (санскр.- угасание, засыпание) – великое освобождение и слияние с абсолютом. Главная идея буддизма - «средний путь» - жизнь между двумя крайностями: «путёмудовольствия» (развлечения, праздность, легко физическая и моральное разложение) и«путём аскетизма» (умерщвление плоти, лишение, страдание, физическое и моральноеизнеможение). Это – путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцание, самосовершенствование и т.д. Чтобы достигнуть нирваны, необходимо знать четыре благородные (арийские) истины и следовать восьмеричному пути спасения. Будда изложил четыре благородные истин - земная жизнь полна страданий; - они имеют причины - жажду наживы, славы, удовольствие жизни и т.д.; - от страданий можно избавиться; - существует путь избавления от страданий, путь нирваны. Восьмеричный путь спасения: правильное видение; правильная мысль; правильная речь; правильное действие; правильный образ жизни; правильное влияние; правильное умение; правильное сосредоточение. Из него вытекают основные постулаты буддизма: - не убий; - не укради; - будь целомудренным; - не лги; - не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ. Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н.э. – VII в н.э.) – кратких философских трактатов, рассматривающих какую-либо отдельную философскую проблему. В средние века господствующим философским учением был буддизм, в дальнейшем смененный индуизмом.
|