Революционное народничество 1870-х– 1880-х гг. Народнические организации в Беларуси
В 70-е гг. XIX в. преобладающее значение имело революционное (или, как его называли, " действенное") народничество. Его основатели были убеждены, что все социально-экономические и политические проблемы можно решить только революционным путем, а главной движущей силой революции будет крестьянство, руководимое народнической (революционной) организацией. В развитии народничества обозначались три направления с общей конечной целью борьбы – социализмом –, признававшие необходимость революции для достижения этой цели: - пропагандистское (П.Л.Лавров); - анархистское (бунтарское) (М.А.Бакунин); - заговорщицкое (бланкистское) (П.Н.Ткачев). Ядром социально-политической доктрины Лаврова, сложившейся под влиянием Герцена, были две взаимосвязанные идеи: 1) о социалистической природе русской крестьянской общины; 2) об особой роли интеллигенции в российском освободительном движении, как двигателя исторического прогресса. История, по мнению Лаврова, двигается вперед не народными массами, а критически мыслящими личностями, выходцами из рядов интеллигенции, которая стоит над классами. Лавров отстаивает общую для подавляющего большинства народников 1870-х гг. тактику политического переворота и революционного заговора. Другим идеологом народничества был Бакунин (1814 – 1876). Его теоретические взгляды представляли собой смешение самых разнообразных идей: беспощадная критика западной буржуазной цивилизации уживалась с реформистскими проектами прудоновского характера, революционные лозунги освобождения славянских народов – с националистической панславянской фразеологией и т.д. Но определяющую роль в бакунизме играла анархистская доктрина. Бакунин исходит из того, что главный угнетатель человечества – государство, опирающееся на фикцию бога. Религия – " коллективное сумасшествие", уродливый продукт сознания угнетенных масс, а церковь – " род небесного кабака", в котором народ старается забыть о своей ежедневной беде. Путь в " царство свободы", утверждал Бакунин, лежит через ликвидацию государства и исключение из жизни народа принципов власти. Все это должно заменяться суммой изолированных мелких самоуправляющих единиц (общин). В понимании Бакунина люмпен-пролетарии, деклассированные слои трудящихся сами лучше знают, что им надо. " Букунисты" и " лавристы" говорили, в сущности, на одном языке, принимая в качестве общей платформы лозунг движения в народ, в крестьянскую массу. Третье направление в народническом движении 1870-х гг. – бланкистское. Оно связано с именем П.Н.Ткачева (1844 – 1885). Он утверждал, что осуществление революции в России не представляет особых затруднений, поскольку государство якобы не имеет никаких корней в экономике страны. По его мнению, необходимым условием овеществления общественно-экономических и духовных идеалов социализма является захват политической власти группой хорошо организованных революционеров (" партией действия") посредством государственного заговора, предполагающего индивидуальный террор и дезорганизацию существующего государства. Это была бланкистская (заговорщицкая) тактика, исходящая из неверия в силы и способности народных масс. Практическая деятельность народников 1870 – 1880-х гг. выразилась в создании подпольных организаций " Земля и воля" (1876 – 1879гг.). " Народная воля" (1879 – 1882г.г.), " Черный передел" (1879 – 1882 гг.) и др. Закат народничества пришелся на 80-е гг. XIX в. (в связи с убийством императора Александра II). Народничество, как идеология и общественное движение за социальное равенство, распространилось и среди передовой части белорусской молодежи. Ее представители действовали в основном в общероссийских народнических организациях " Земля и воля", " Черный передел". Члены этих организаций являлись руководителями народнических кружков в Минске, Могилеве, Витебске, Гродно, Пинске и других городах Беларуси. В 1884г. группа " Гоман" выступила инициатором объединения в общую организацию всех народнических кружков Беларуси. В нее входили белорусские студенты и учащиеся петербургских учебных заведений. Ими были выпущены два номера периодического издания " Гоман". Члены группы (А.Марченко, Н.Ратнес) признавали программу " Народной воли", однако считали необходимым объединить все революционные силы России для свержения самодержавия. Они заявили о существовании белорусской нации, о ее праве на национальное самоопределение. Гомоновцы призывали к созданию свободной от социального и национального угнетения России и видели ее как федерацию самоуправляющихся областей во главе с Учредительным собранием.
|