Студопедия — Общественно-политическая мысль России в 1830-е – 1850-е гг. Славянофилы и западники
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общественно-политическая мысль России в 1830-е – 1850-е гг. Славянофилы и западники






В период между восстанием декабристов и отменой крепостного права (1825 – 1861гг.) сформировались три основных направления общественно-политической мысли России, которые оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественных движений и политических партий:

- консервативное;

- либеральное;

- революционно-демократическое.

Основными формами альтернативной государству политической активности в этот период были малочисленные кружки с пестрым составом участников.

Консервативное направление (историк М.П.Погодин, филолог С.П.Шевырев, журналисты Н.И.Греч, Ф.В.Булгарин) отстаивало концепцию самобытности России на основе формулы «Православие, самодержавие, народность». Это означало, что православие является духовной первоосновой российского общества, и самодержавие –единственно возможная для России форма государственного правления, а русский народ имеет такие самобытные черты, которых нет у других народов, и поэтому Россия должна идти по особому русскому пути социального развития, отличному от западного. Реформы же Петра Первого, считали консерваторы, подорвали основы русских народных традиций и привели к кризису в обществе.

У истоков спора между славянофилами и западниками стоял русский философ, друг А.С.Пушкина П.Я.Чаадаев (1794 – 1856). В своих сочинениях «Философские письма» и «Апология сумасшедшего» он размышлял о месте России во всемирном историческом процессе. Признавая своеобразие российского исторического пути и его отличие от западного, Чаадаев в то же время указал на недопустимую изолированность России от остального цивилизованного мира. Перспективы ее общественного развития он связывал с приобщением к достижениям европейской цивилизации. При этом Чаадаев считал католицизм духовным фундаментом человеческого существования.

Славянофильство как общественно-политическое движение возникло в кружках московской дворянской интеллигенции. Его идеологами были А.С.Хомяков (1808 – 1856), К.С.Аксаков (1817 – 1860), И.В.Кириевский (1806 – 1856), Ю.Ф.Самарин (1819 – 1876).

Теория славянофильства состояла из следующих основных положений:

1) залог процветания России – православие, крестьянская община, соборность и самодержавие, ограниченное Земским собором;

2) Россия развивается ненасильственным путем, государство находится в гармонии с обществом, чего нет в раздираемой социальными конфликтами Западной Европе;

3) допетровская Русь с ее Земским собором – идеал государственного устройства России;

4) петровские реформы нанесли серьезный ущерб русским традициям и увели страну с ее самобытного эволюционного пути;

5) Россия призвана объединить всех славян (идея панславизма).

Славянофильство вобрало в себя некоторые идеи утопического социализма. Просматривается, например, сходство между идеальной крестьянской общиной и фалангой Фурье. Славянофилы видели в общине три главных социальных преимущества: земельные наделы в ней пропорциональны трудовым силам семьи; исключены крайние формы неравенства в собственности и потреблении; 3) землей не владеет тот, кто не может и не хочет ее обрабатывать.

Славянофилы признавали необходимость отмены крепостного права, но оставляли помещику право собственности на землю и власти над общиной.

Второе либеральное течение России – западничество – представляли Т.Н.Грановский, (1813 – 1855), Б.Н.Чичерин (1818 – 1904), К.Д.Кавелин (1818 – 1885), В.П.Боткин (1811 – 1869) и др.

Основные идеи западничества сводились к следующему:

1) Россия развивается по «западному», то есть капиталистическому пути;

2) в России необходимо отменить крепостное право и установить конституционную монархию;

3) развивать промышленность, торговлю, рыночные отношения, предпринимательство;

4) утвердить либеральные идеалы свободы личности, развивать образование, науку и технику, восприняв опыт и достижения Запада.

Таким образом, западники, как и славянофилы, стремились к превращению России в передовую державу мира, к демократизации ее общественного строя, однако они расходились во взглядах на пути и методы достижения своих целей.

Революционно-демократическое направление общественно-политической мысли в 1830-е – 1860-е гг. получает свое развитие в рамках тайных кружков и обществ. Участники этого ответвления отрицают всякий эксплуататорский строй и соединяют революционный демократизм с утопическим социализмом.

Основателями революционно-демократического направления в российской общественно-политической мысли стали В.Г.Белинский (1811 – 1848), А.И.Герцен (1812 – 1870), Н.А.Добролюбов (1836 – 1861), Н.Г.Чернышевский (1828 – 1889). Взгляды некоторых из них сочетались со взглядами славянофилов и западников, либералов и народников. Общественный прогресс в России они связывали с народной революцией, а не с реформами правительства, заговорами и индивидуальным терроризмом.

В 1850-е гг. А.И.Герцен сформулировал теорию «русского крестьянского социализма» (или русского общинного социализма), основные положения которой сводились к следующему:

- Россия должна двигаться от феодализма к социализму, минуя капитализм с его пороками;

- переход к социализму необходимо осуществить путем радикальных реформ сверху под давлением общества, избежав разрушительного бесконтрольного народного бунта;

- сельская община с ее коллективизмом и самоуправлением является ячейкой будущего социалистического общества, здесь и решается крестьянский вопрос;

- введение гражданских свобод и демократического правления.

Выдвинутая Герценом концепция «русского социализма» в конечном счете сводилась к формуле: «Человек будущего в России – мужик, точно так же как во Франции работник». Эта концепция станет впоследствии теоретической основой народничества – самого мощного социально-политического движения в России после отмены крепостного права.

Взгляды А.И.Герцена и В.Г.Белинского во многом разделяли петрашевцы – члены крупнейшего тайного кружка, основанного в 1845 г. М.В.Буташевичем-Петрашевским (1821 – 1866). На собраниях кружка бывали М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, А.Н.Плещеев и др.

Большинство петрашевцев были сторонниками утопического социализма. Деятельность кружка особенно активизировалась во время европейских революций 1848 г. Петрашевцы выпустили несколько сочинений революционно-агитационного характера. В апреле 1849 г. кружок был разгромлен властями.

Деятельность петрашевцев способствовала распространению в России революционных идей и утопического социализма.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 2664. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия