В.Г.Плеханов и группа «Освобождение труда»
В 1880-х гг. сложились объективные и субъективные условия для усвоения марксистской идеологии представителями русского народно-освободительного движения. Революционно настроенная интеллигенция порвавшая с народничеством, обращается к марксизму. В 1883 г. в Швейцарии Г.В.Плехановым и его товарищами по группе «Черный передел» была создана группа «Освобождение труда», главной целью которой являлась пропаганда марксизма в России. Участники группы перевели на русский язык «Манифест коммунистической партии», «Наемный труд и капитал», «Развитие социализма от утопии к науке», «Анти-Дюринг» и другие работы Маркса и Энгельса. Многие переводы сопровождались приложениями, написанными Плехановым, Засулич, Аксельродом и помогавшими российским читателям лучше разобраться в содержании этих работ. Издания группы «Освобождение труда» выходили в различных сериях. Так, в «Библиотеке современного социализма» за пять лет было опубликовано пятнадцать работ, а также работы самого Плеханова и других деятелей рабочего движения. В конце 1884 г. начала издаваться «Рабочая библиотека», рассчитанная на рабочих-марксистов. Члены группы стремились ознакомить революционеров России с наиболее важными сочинениями Маркса и Энгельса, разоблачавшими теорию и тактику народников. Для связи с российским революционным движением группа «Освобождение труда» отправляла на родину своих представителей. С другой стороны, первые марксистские кружки России сами стремились налаживать отношения с женевским центром русской социал-демократии. Перевозка нелегальной литературы осуществлялась через Вильно, Минск, Ригу, Одессу. Плехановская группа была связана с московским революционным студенческим кружком «Общество переводчиков и издателей». Группа Плеханова не ограничивалась лишь изданием произведений Маркса и Энгельса. В произведениях самого Плеханова давалось теоретическое обоснование российской социал-демократии. В 1883 г. вышла его работа «Социализм и политическая борьба». В ней Плеханов подверг критике все направления народничества, от лавристов до народовольцев. В частности, он доказывал несостоятельность анархистского противопоставления социализма политике. Политическая борьба, разъяснял Плеханов, есть орудие экономических преобразований в обществе, а государство после победы народной революции будет играть важную созидательную роль. Плеханов отвергал ошибочное противопоставление России Западу, а будущее российской революции связывал с рабочим классом и его политической партией. Анализ общественных отношений в стране позволил Плеханову сделать вывод о неизбежности буржуазно-демократической революции в России, опровергающий мнение народников о грядущей социалистической крестьянской революции. Борясь с народнической идеализацией крестьянских масс, Плеханов несколько преувеличил их политическую незрелость. В 1885 г. Плеханов выпустил книгу «Наши разногласия», где более системно и обстоятельно изложил свою критику политических и тактических взглядов революционного народничества. Он показал, что капиталистические отношения проникли во все хозяйственные сферы России, и что налицо все условия для дальнейшего развития крупного капиталистического производства. В сельском хозяйстве динамичное развитие товарно-денежных отношений значительно ускорило процесс разложения крестьянской общины, а потому, подчеркивал Плеханов, «о самобытном развитии России не может быть и речи». В «Наших разногласиях» Плеханов более категорично, чем ранее, заявил о необходимости создания в России марксистской социалистической рабочей партии. Таким образом, его труды готовили почву для российского социал-демократического движения. Члены группы «Освобождение труда» регулярно публиковались в международной социал-демократической печати, поддерживали творческие связи с видными социал-демократическими деятелями Великобритании, Франции, Германии и других стран Западной Европы, принимали участие в работе конгрессов II Интернационала.
|