Программные установки монархических партий
Основные установки, которым неуклонно следовали монархические организации, характеризовались следующим образом: самодержавие, православие, народность, единство и нераздельность Российской империи, борьба с революционным и либеральным течениями. Защита самодержавных устоев всегда была важнейшим направлением деятельности правых. Понимая под самодержавием независимую и неограниченную монархическую власть, считая ее залогом могущества Российской империи, они стремились усилить тоталитарное начало. Врагами неограниченного самодержавия они считали социал-демократов, социал-революционеров, а также кадетов и октябристов. Последние, по их утверждениям, были наиболее опасными, так как имели деньги, печать, «умственные силы» интеллигенции, значительное число депутатских мест в Думе и поэтому могли влиять на общественное мнение. При этом чаще всего назывались: член Госдумы, лидер кадетов П. Н. Милюков; член Госдумы, лидер октябристов А. И. Гучков; крупный землевладелец, председатель Госдумы М. В. Родзянко, руководители Городского и Земского союзов М. В. Челноков и Г. Е. Львов и другие. Именно они, как считали правые, вели к падению самодержавия, а страну – к гибели. Что же касается социал-демократов и эсеров, то их замыслы казались правым неосуществимыми в связи с приверженностью большей части крестьян монархическим идеям. Черносотенцы подчеркивали особую роль православной церкви в политической структуре государства. Исходя из доктрины православия, они подразумевали его первенство по сравнению с другими религиями на территории коренной России, подчеркивали значение религиозно-нравственного совершенствования, а не экономических и политических преобразований. Признавая наличие других религий в Российской империи и провозглашая право неправославных исповедовать свою веру, программа Союза русского народа и других черносотенных организаций требовала не заниматься ее пропагандой и распространением. Что же касается русской народности, то под этим правые партии подразумевали все славянское население России, не рассматривая белорусов и украинцев как самостоятельные народы, отказывая в праве на существование их языку и культуре, считая их языки диалектами русского. Идеологи правых рассматривали Беларусь как часть Западной России, нераздельно связанную с «единой и неделимой» Россией, и отсюда делали вывод: белорусы, как одна из славянских ветвей, органично входящая в состав «единого русского народа», должны окончательно слиться с ним и стать его неделимой частью. Одной из причин столь пристального внимания консерваторов к национальному вопросу было то, что революционные потрясения 1905 г., охватившие всю многонациональную Россию, и активное участие в движении населения западных и южных окраин могли привести к развалу империи. «Единая и неделимая» – этот лозунг был одним из краеугольных камней программных положений правых. Так, «Союз русского народа» считал своим «священным и непреложным долгом всеми силами содействовать тому, чтобы завоеванные кровью предков земли навсегда остались неотъемлемой частью Русского государства и чтобы все попытки к расчленению России решительно и безусловно были устранены». Особое место в программных документах правых партий и организаций отводилось еврейскому вопросу. Идеология черносотенцев была пронизана антисемитизмом. Они утверждали, что евреи, представляя собой сплоченную этническую общность, поставили своей целью достижение «всемирного владычества» и первой жертвой грядущего порабощения выбрана Россия. По их мнению, революция в России (1905–1907 гг.) «дело рук почти исключительно евреев и ведется на еврейские деньги». Черносотенцы добивались, чтобы их представители в Государственной думе поставили вопрос о создании еврейского государства и содействии выселению евреев в Палестину, «каких бы материальных жертв такое выселение ни потребовало от русского народа». Правые предлагали лишить евреев всех прав, закрыть им доступ в учебные заведения, где учатся дети христиан, на государственную и общественную службу, запретить им открывать собственные школы, иметь книжные магазины, типографии, быть редакторами и издателями периодической печати, не допускать евреев в армию. Лидеры правых утверждали, что их антисемистские высказывания и требования вызывались как бы «оборонительной реакцией». Общепринятым в среде черносотенцев был тезис о загнивании Запада и неприемлемости для России буржуазных ценностей. Капитализм считался органически чуждой для России хозяйственной системой, европейская цивилизация объявлялась несовершенной, а демократия считалась самым ужасным злом, которое породили западные страны. Перейдем теперь к характеристике позиций монархических партий в экономической области. Основой экономического благосостояния России правые считали аграрное производство, опасаясь западного пути развития экономики и промышленности, который на их взгляд, мог привести к обеднению населения, пролетаризации. Указывалось на необходимость расширения кредита, улучшения культуры земледелия, переселенческого дела, продажи по пониженным ценам казенных земель и лишь в отдельных случаях – на выкуп частнособственнических земель. Что касается развития промышленности, то в ней правые видели средство усиления государственной и военной мощи, модернизации сельского хозяйства, и прежде всего – крупнопомещичьего. Оставаясь на позициях неприкосновения частной собственности, монархисты требовали, чтобы буржуазия помогла малоимущим и, более того, предлагали, чтобы правительство «поставило» крупный капитал под контроль государства. Проявляя озабоченность положением рабочих, правые организации предлагали создавать потребительские общества и общества взаимопомощи, артели рабочих, проводить кустарные выставки, поддерживать утративших трудоспособность и т. д. Деятельность монархических партий в области образования была связана с повышением культурно-образовательного уровня народа, требованием бесплатного всеобщего образования, главным образом, земледельческого и ремесленного, искоренения революционных настроений среди молодежи, воспитания ее в духе православных христианских начал: любви к царю, Отечеству и преданности долгу. Таким образом, программные установки правых партий и организаций являлись своеобразной реакцией на бурные и резкие перемены в политической и экономической жизни страны, на развитие массового революционного движения. Главным для них было сохранение и упрочение традиций российской государственности, самодержавной власти, всей системы социально-политических институтов прошлого, сохранение за монархом права политического выбора.
|