Хирургия Древнего Египта
Редактор Е. И. Соколова Ответственный редактор И. Б. Чистякова Технический редактор Е. Ф. Коржуева Компьютерная верстка: Р. Ю. Волкова Корректоры Г. В. Абатурова, Е. Н. Зоткина Диапозитивы предоставлены издательством. Изд. № А-40. Подписано в печать 05.07.2002. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 20, 0. Тираж 30000 экз. (1-й завод 1 - 5 100 экз.). Заказ №1859.
Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.002682.05.01 от 18.05.2001. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59. Глава 1 В ЭПОХУ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Хирургия - древнейшая отрасль врачевания - возникла еще в доисторические времена и развивалась в общем русле культуры первоначально в странах древних цивилизаций. Возникновение древних цивилизаций, когда человечество вступило на новую сту- пень общественного развития, относят к IV-III тысячелетиям до н.э. Эволюция культуры, рост ее достижений и появление опреде- ленных научных знаний самым положительным образом сказались на медицине (и хирургии как ее неотъемлемой части): использо- вавшая прежде лишь эмпирический опыт народного врачевания, она получила новые стимулы для своего развития. Полагают, правда, что хирургия как вид медицинской помощи родилась с возникновением первобытного общества. Об этом сви- детельствуют археологические находки. Так, в пещере Шанидар (Ирак) были обнаружены останки взрослого мужчины, который жил примерно 45 000 лет назад: у него правая рука была ампутирована (по-видимому, намеренно) выше локтя. Первобытные люди умели, очевидно, лечить раны и переломы, вправлять вывихи, использовать целебные растения. В последу- ющем начался процесс накопления медицинских знаний и фор- мирование особого круга специалистов, чьей профессиональной обязанностью и основным занятием стало лечение заболеваний и травм.
Хирургия Древнего Египта Прародина цивилизации, как часто называют Древний Египет, подарила человечеству медицину и хирургию, достижениям кото- рых мы не перестаем удивляться и поныне. Египетская медицина считалась в древности наиболее совершенной и пользовалась са- мым широким признанием. Уже в V в. до н.э., по свидетельству греческого историка Геродота, среди древнеегипетских врачей су- ществовала определенная специализация. «Каждый врач, - писал Геродот, - излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачей, одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, чет- вертые желудок, пятые внутренние болезни». Были там, конечно, и врачи-хирурги. |
Возможно, первым хирургом в Древнем Египте был Имхотеп, живший в начале III тысячелетия до н.э., - визирь, верховный жрец, придворный врач и архитектор фараона III династии Джосе- ра. Имхотепа считают автором одного из древнейших медицинских сочинений и в течение тысячелетий называют великим хирургом.
Существуют свидетельства, что уже в первой половине III ты- сячелетия до н.э. у древних египтян были медицинские тексты. В XIX-XX вв. в Египте были найдены древние медицинские па- пирусы - папирус Эберса, папирус Смита, папирус Херста и др. Знакомство с их содержанием, как и сохранившиеся хирургиче- ские инструменты, изображения на памятниках, храмах и гробни- цах, исследование мумий, сохранивших следы трепанации черепа, ампутации конечностей, удалений опухолей, - все это позволяет говорить о довольно высоком уровне хирургии в древнеегипетском государстве, т.е. уже в III-II тысячелетиях до н.э. Особенно цен- ными представляются сведения, содержащиеся в папирусе Смита (считается, что он создан в XVII в. до н.э.). Это ценнейший памят- ник древнеегипетской медицины, по существу, представляющий собой хирургический трактат: он был переведен и издан американ- ским ученым Д. Брестедом только в 1930 г. и сразу стал подлинной научной сенсацией.
«Все описания, имеющиеся в этом медицинском папирусе, - отмечал живший в Египте русский врач Б.В. Булгаков, - резко отличаются от остальных (т.е. описаний в других папирусах. - М.М.) в том смысле, что в нем имеются не только предписания, как лечить, но и описание болезни с пояснением анатомической картины». Анатомия человека была довольно хорошо (по мер-
кам древности) известна врачевателям Древнего Египта благодаря тому, что в стране пирамид многие столетия существовала тра- диция бальзамирования (мумификации) трупов. Это помогало в распознавании и лечении болезней, особенно тех, которые лечили хирургическими способами.
папирусе Смита содержатся описания различных поврежде- ний головы, шеи, груди, позвоночника и др. Все это изложено в форме «наставлений» - предписаний, как следует поступать при различных болезнях и травмах. Каждое такое «наставление» по- священо определенной нозологической форме: приведена симп- томатика, даны указания по диагностике и способу лечения, а также прогностике. Вот, например, в «Наставлении относительно зияющей раны головы, достигшей кости черепа», врачу предлага- лось действовать следующим образом: «Если ты обследуешь чело- века, имеющего зияющую рану головы, достигшую кости черепа, тебе следует положить руку на рану и ощупать ее. В результате ты обнаружишь, что череп больного не поврежден». Дальше сле- довало сформулировать диагноз и возможности лечения: «Тебе следует сказать в отношении этого больного: он имеет зияющую рану головы; эту болезнь я вылечу». При лечении этой раны папи- рус предлагал врачу предпринять разумные и осмысленные меры: «Тебе следует перевязать рану, положив на нее свежее мясо в пер- вый день; при перевязке тебе следует использовать две полоски полотна, затем используй жир, мед и корпию все последующие дни вплоть до полного выздоровления».
По-другому рекомендовалось поступать в «Наставлении отно- сительно зияющей раны головы, достигающей кости черепа и рас- коловшей его». Это было гораздо более серьезное повреждение, и обследовать пострадавшего требовалось куда более тщательно. Хотя диагноз был более серьезным, все-таки в лечении можно было попытаться достигнуть успеха, и поэтому в папирусе вра- чу давался такой совет: «Тебе следует сказать: эту болезнь я буду стараться вылечить». Далее следовали конкретные рекомендации: «Когда ты определишь, что череп больного расколот, тебе не сле- дует делать перевязку. Удобным для больного является положение сидя. Сделай ему из чего-либо твердого, как кирпич, две опоры и наблюдай за ним, пока не пройдет критический момент. Тебе следует втирать жир в район головы, шеи и плеч». Так следовало лечить всех, кто получил травму черепа.
Иначе следовало действовать в случаях, когда травма была еще более тяжелой, например, при зияющей ране головы, про- никшей до кости черепа, размозжившей его и вскрывшей мозг. «Тебе следует сказать, - советовал врачу автор папируса, - это болезнь, которую я не смогу вылечить». Однако, руководствуясь профессиональным долгом (деятельность древнеегипетских врачей протекала в рамках довольно строгой религиозной морали), врач не должен был бросать пострадавшего на произвол судьбы. Ему предписывалось действовать так: «Тебе не следует делать больному перевязку, уложи его в удобное для него положение на все время, пока его повреждение не пройдет». К этому автор папируса де- лал существенное дополнение, точнее, разъяснение со ссылкой на другое медицинское сочинение: «Что касается фразы «размозжив- шей череп», то это означает, что удар по голове был таким силь- ным, что осколки костей проникли глубоко в то, что находится внутри черепа». «Трактат о том, что относится к ранам» дает такое определение: «Это означает, что черепная коробка раскололась на многочисленные кусочки, которые утонули в том, что находится внутри черепной коробки». Упоминаемый здесь «Трактат» - еще одно свидетельство высокого уровня древнеегипетской хирургии: вполне вероятно, что этот трактат, не дошедший до нас, был более полным хирургическим руководством.
Предметом особого внимания в папирусе Смита были раны и травмы, полученные, скорее всего, в результате боевых действий: хирургия и тогда уже была «дитем войны». Среди хирургических методов, которые использовали древнеегипетские хирурги, были и прижигания. Так, в папирусе Смита содержатся обоснованные ре- комендации по диагностике и лечению тех заболеваний, которыми занимается сейчас гнойная хирургия. Безусловный интерес вызы- вает «Наставление относительно опухолей с выраженной головкой на груди», в котором рекомендовалось прижигать эти опухоли. Та- ким образом, хирургу рекомендовался радикальный метод лече- ния. Аналогичной должна была быть тактика врача «относительно нарыва с выраженной головкой». Продуманными были и советы по диагностике и лечению незаживающих язв. Здесь надо было применять холодные «прикладывания» с использованием расти- тельных средств. «Прикладывания» использовались для высуши- вания раны с помощью минералов и жира, а затем применялись припарки с растительными средствами.
При лечении больших и осложненных ран следовало придержи- ваться другой тактики - постоянно наблюдать за состоянием раны и изменять лечение в соответствии с новым диагнозом. Вполне рациональными были меры, которые предлагалось принимать в случае перелома костей. Например, в «Наставлении относительно перелома руки с зияющей раной» врачу рекомендовалось «сделать для больного две шины из полотна и перевязать ее с «имереу» - особым лекарством, состав которого нам неизвестен. Другими сло- вами, следовало осуществить фиксацию костей в месте перелома, а в дальнейшем применять жир, мед и корпию ежедневно. При лечении переломов древнеегипетские врачи использовали приспо- собления типа современных шин, лонгет, лубков. Применялось даже что-то, напоминавшее гипсовые повязки: полоски полотна опускали в алебастр или особые затвердевающие смолы, а потом накладывали на место перелома. В целом ряде рекомендаций под- черкивалось важное значение покоя.
Большое внимание в папирусе Смита уделялось прогностике. Пожалуй, каждая рана или травма оценивались либо как вполне излечимые («тебе следует сказать: эту болезнь я вылечу»), либо как возможно излечимые («эту болезнь я буду стараться вылечить»), либо как инкурабельные («эту болезнь я не смогу вылечить»); к последним древний манускрипт относил повреждение головно- го мозга («размозжение черепа без видимого разрыва кожи») или спинного мозга («вывих шейного позвонка», «раздавливание по- звонка шеи»). Подобная классификация болезней была обще- принятой в древнеегипетской медицине. Например, в одном из древнейших медицинских папирусов, относящемся примерно к III тысячелетию до н.э. и приписываемом самому Имхотепу, содер- жится разбор 48 случаев травм, которые по прогнозу подразделя- лись на излечимые, сомнительные и безнадежные.
Древнеегипетские врачи обладали определенными знаниями анатомии и физиологии человеческого организма. Как видно из употреблявшихся тогда анатомических терминов, им были извест- ны многие органы, в том числе и жизненно важные, такие как мозг, сердце, печень, почки. Эти знания, полученные главным об- разом при вскрытиях трупов, связанных с изготовлением мумий, а также при операциях и других лечебных процедурах, использо- вались при обследовании больного, постановке диагноза, назначе- нии лечения.
Обследованию больного в папирусе Смита уделялось особен- но большое внимание. Древний врач, автор папируса, разъяснял, что «это означает подсчет, подобно подсчету чего-либо с помощью меры... Обследование - это подобно подсчету некоторого количе- ства... Измерение подобно подсчету делает возможным применить подсчет в случае болезни человека, чтобы знать о работе сердца. А каналы или сосуды от сердца идут ко всем членам. Итак, если жрец богини Сохмет (богини - покровительницы врачевания. - М.М.) или любой другой врач положит свои руки или коснется пальцами головы, затылка, любой ноги, он измеряет работу серд- ца, потому что совместно с сердцем пульсирует каждый сосуд всех членов. Говорить «измерение» в отношении раны можно потому, что сосуды от сердца идут до головы, затылка и ног... работа серд- ца позволяет выявить признаки, которые проявляются, понятие «измерение» вводится для того, чтобы знать, что произошло».
Об этом же, по существу, говорится и в другом медицинском сочинении - папирусе Эберса, в котором был сформулирован, в частности, важный принцип - «смысл врачебного секрета за- ключается в знании работы сердца и знании самого сердца». Из всего этого явствует, что древнеегипетской медицине была извест- на важная роль сердца и кровеносных сосудов: древние египтяне придерживались представлений о многофункциональности этого органа. Они приписывали сердцу исключительную роль в жизне- деятельности человека, считая его органом мышления, чувств и средоточием жизненной энергии, а также органом, «связанным с кровообращением».
В папирусе Эберса и в некоторых других, дошедших до нас ме- дицинских сочинениях древних египтян, также содержатся весьма рациональные хирургические предписания. Например, папирус Херста (XVI в. до н.э.) учит, как лечить нарывы, опухоли, язвы, ожо- ги, ушибы и ссадины, а также болезни заднепроходного отверстия, укусы диких животных, заболевания полости рта и т.д. Особенно интересны в нем наставления по лечению переломов костей. В папирусе Эберса говорилось о лечении некоторых хирургиче- ских заболеваний. При ожогах, например, для перевязки ран пред- лагались различные лекарства: в их числе были и рациональные - содержавшие мед, масло, манну, ячмень, воск и др., и, мягко говоря, экзотические, т.е. экскременты овцы и кошки, кошачья шерсть, хрящи каракатицы и др. Кроме того, использовались ма- |
гические заклинания и молитвы. Разнообразные сложные лекар- ства из многих ингредиентов предлагались для лечения язвенных ран и избавления от волдырей.
Наибольший интерес вызывали наставления хирургу по поводу различных опухолей. К опухолям древнеегипетские врачи относи- ли самые различные увеличения размеров или форм органов или тканей, например (по современной терминологии) грыжи, карбун- кулы, аневризмы, гематомы, абсцессы, атеромы и т.д. Соответ- ственно разными были и способы лечения. Так, если врач имел дело с кистоидной опухолью, он должен был, диагносцировав это заболевание («опухоль движется при ощупывании пальцами из стороны в сторону»), произвести операцию, а затем лечить, как обычную рану. Активной тактики предлагалось придерживаться при проведении лечения гнойной опухоли или гематомы. Напри- мер, при гнойной опухоли нужна была радикальная операция. При других опухолях хирург, наоборот, обязан был проводить консер- вативную терапию.
Рекомендуя те или иные оперативные вмешательства, папирус предостерегал хирурга от слишком радикальных действий: «тебе следует сделать операцию, - говорилось в одном из наставлений, - но будь осторожен с сосудами». Для подкрепления своих действий хирургу предлагалось использовать еще одно лечебное средство - заклинание. Впрочем, заклинания больше и чаще рекомендова- лись при лечении внутренних болезней, когда врач не мог все- таки существенно помочь пациенту: хирургические манипуляции оказывались гораздо более эффективными и потому, вероятно, го- раздо реже требовали применения магических заклинаний и жерт- воприношений богам. В те времена, как и теперь, для проведения хирургических опе- раций требовалось иметь довольно солидное «техническое осна- щение». Арсенал древнеегипетских хирургов включал много раз- нообразных хирургических инструментов. Так, в распоряжении врачей были ножи (металлические и кремниевые), ланцеты, пин- цеты, бритвы, ножницы и т.д. В ходу были и металлические пугов- чатые палочки - их применяли при различных прижиганиях. Эти и другие инструменты хорошо известны по находкам в древнееги- петских гробницах, по изображениям на стенах храмов. Историко-медицинские изыскания дают основания утверждать, что диапазон хирургической активности древнеегипетских врачей был достаточно широким. Наши древнейшие предшественники и коллеги делали такие сложные операции, как ампутация конеч- ностей, трепанация черепа (достаточно широкое применение тре- панаций в древнеегипетской хирургии подтверждают недавние исследования - W.M. Pahl, 1993), применяли вмешательства на позвоночнике; во время операций производилась перевязка крово- точащих сосудов. Кроме того, рутинными вмешательствами были операции, производившиеся по религиозному закону, - обрезания крайней плоти, а также кастрация рабов для пополнения евну- хов в гаремах. Несомненной заслугой древнеегипетской медици- ны является разработка и практическое применение операций по устранению катаракты. Об этом говорится, в частности, в папи- русе Эберса, где прямо пишется «об открытии зрения в зрачках позади глаз». |
Совсем недавно (2001) появилось сообщение об уникальной на- ходке египетских археологов. В пустыне под Каиром они обнару- жили захоронение врача-хирурга, который практиковал более 4000 лет назад, во времена V династии фараонов. В захоронении найде- но около 30 медных хирургических инструментов того времени. На стенах гробницы сохранились рисунки, рассказывающие о повсед- невной жизни фараонов. По мнению ученых, находка позволит узнать много нового о развитии медицины в Древнем Египте.
Достижения древнеегипетских хирургов, как и другие плоды развития медицины того времени, стали в дальнейшем известны во многих странах, прежде всего в Древней Греции.
Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1271. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы! |
|
|
|
|
Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...
|
Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...
|