Лекция 3. - Примеры риторических идеалов
Логосфера. План лекции. - Определение термина. - Культура и логосфера. - Риторический идеал. - Примеры риторических идеалов.
* * Определение термина. Логосфера и коммуникативное пространство – явления одного поля. Когда мы говорим о коммуникативном пространстве, рассматриваем явления в аспекте общения коммуникантов, применительно к их коммуникативно-дискурсивно-поведенческим характеристикам. При разговоре о логосфере предметом анализа становятся речевые характеристики коммуникантов, особенности их речевого поведения. Можно подойти к определенной общности людей как к существующей на определенном коммуникативном пространстве и как имеющей особенности данной логосферы. При разговоре об особенностях логосферы мы используем теорию А.К. Михальской, изложенную в ее Учебном пособии «Русский Сократ». Термин логосфера предложил в 1975 году французский структуралист Ролан Барт в работе «Война языков». В ней речь идет о проблеме связи логоса, языка и речи, мысли и идеи, с властью и подавлением людьми друг друга, с иерархией социума. И при рассмотрении логоса исследователя интересует связь модели социума с формами речи, принятыми в нем. ____________________________________________________________________ Логосфера – это связь модели социума с формами речи, принятой в нем ____________________________________________________________________ Термин «логосфера» состоит из двух корней: логос (греч.) – слово, речь, рассказ, идея, понятие + сфера (греч.) – шар, область. Итак, «Логосфера – речемыслительная область культуры» – с. 32. Это вся огромная область культуры, наполненная «словами и идеями». В данной теории А.К. Михальской логосфера – термин, употребляемый в более узком смысле – как сам язык, речь, которая имеет значение для данной культуры и составляет ее существеннейшую область. Автор говорит, что логосфера – это «не мешок, набитый беспорядочно засунутым туда содержимым, а скорее принципы организации каждого предмета, который попал в мешок, и принципы организации этих предметов внутри речемыслительной сферы культуры» [Михальская 1996, с. 32]. Это общие принципы, которые объединяют речемыслительную структуру внутри логоса, единый каркас, организующий целое. Для иллюстрации особенностей понятия «логосфера» Р. Барт в начале свой книги приводит следующий пример (из речи мелких собственников Франции 1970-х годов 20 века): «Гуляя однажды в местах, где я вырос, на Юго-Западе Франции, в тихом краю удалившихся на покой старичков, я встретил на протяжении нескольких сот метров три различные таблички на воротах усадеб: “Злая собака”, “Осторожно, собака! ”, “Cторожевая собака”. Как видно, у тамошних жителей очень острое чувство собственности. Интересно, однако, не это, а то, что во всех трех выражениях содержится одно и то же сообщение: НЕ ВХОДИТЕ… Иначе говоря, лингвистика, занимающаяся одними лишь сообщениями, могла бы сказать лишь самые элементарные и тривиальные вещи. Она далеко не исчерпала бы смысл этих выражений, ибо СМЫСЛ ЗАКЛЮЧЕН В ИХ РАЗЛИЧИИ: “Злая собака” звучит агрессивно, “Осторожно, собака! ” – человеколюбиво, “Сторожевая собака” выглядит как простая констатация факта. Таким образом, в одном и том же сообщении читаются три выбора, три вида личной вовлеченности, три образа мыслей или три личины собственности. В первом случае эта система основана на дикой силе (собака злая и хозяин, разумеется, тоже), во втором – на протекционизме (остерегайтесь собаки, усадьба находится под защитой), в третьем – на законности (собака сторожит частное владение, таково мое законное право» - [Барт Р. 1989, с. 34]. В приведенной иллюстрации представлены три личины собственности, три образа жизни, взаимоотношений внутри социума. Выбор из этих трех вариантов определяется образом мысли, жизненными принципами и устоями общества, в котором существуют индивиды. Именно так, по речевому поведению, можно судить о совокупном образе социума, о признаках тех людей, которые существуют в том или ином коммуникативном пространстве и словно «вбирают в себя» его свойства. * * Культура и логосфера. Разные культуры различаются своими логосферами. Сопоставление логосфер учеными дает возможность понять суть социума, его культуры. «Ведь исследование логосферы – во многом ключ к пониманию специфики менталитетов и ментальности народов (менталитет, ментальность – способ мышления личности или общественной группы, присущая им духовность, склад ума, мировосприятие)» [Михальская 1996, с. 35]. А.К. Михальская приводит замечания по поводу особенностей логосферы российской культуры конца 2000 года. Это понятие АГРЕССИВНОСТЬ, ОТСТРАНЕННОСТЬ от окружающих. Следует заметить, что особенности логосферы прослеживаются как в искусстве (кино, литературе и т.д.), так и в проявлениях речевого поведения личностей в различных ситуациях профессиональных, бытовых. Именно такая речевая стихия отражена в многообразных примерах современной культуры (во многом поп-культры), вспомним, например, потрясающее количество телевизионных сериалов с многочисленными сценами насилия и современных киногероев – напористых, агрессивных и непримиримых. Зачастую в них проявляется жестокость, негуманность, пренебрежение по отношению к окружающим. В современной отечественной логосфере вряд ли есть такой выбор из вариантов, который продемонстрировал Р. Барт (три личины собственности). Для современной отечественной логосферы, очевидно, характерна самая агрессивная табличка из тех, что приводятся в книге. На этот счет в работе А.К. Михальскойдается пример. «Новые русские» купили квартиры в одном подъезде и снабдили их такими табличками на английском языке (язык современного бизнеса и преуспевания для многих наших граждан). «Private» – частное владение – выражение отстраненности, противопоставление себя другим, предостережение в том, что чужим нельзя пользоваться. «Keep out» - держись подальше – выражение открытой агрессии. ____________________________________________________________________
|