Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Нового времени. В философии Нового времени (ХVII в.) сформировалась определенная оппозиция сенсуалистически-эмпирического и рационалистического направлений





 

В философии Нового времени (ХVII в.) сформировалась определенная оппозиция сенсуалистически-эмпирического и рационалистического направлений.

Френсис Бэкон (1561-1626) – родоначальник традиции эмпиризма в Англии – главное внимание обращает на изучение природы, на выработку нового взгляда на науку и ее классификацию, цели и методы исследования. Для этого прежде всего нужно выявить причины, задерживающие умственный прогресс. К ним Бэкон относит разного «идолы», т.е. предрассудки, которым подвержен человеческий ум. К ним принадлежат: присущая всем людям ограниченность ума и органов чувств («идолы рода»), индивидуальные недостатки людей («идолы пещеры»), влияние особенностей социальной жизни на человека («идолы рынка»), склонность к вере в авторитеты («идолы театра»).

Реально существуют лишь отдельные предметы и их отношения. Поэтому в основу научного познания должно быть положено изучение отдельных объективно существующих вещей на основе целенаправленного, организованного опыта, на базе чувственных данных, затем нужно использовать правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в природу исследуемых явлений. Таким методом является индукция.

Рене Декарт (1596-1650) в отличие от Бэкона разрабатывает рационалистическую методологию. Декарт возражает против преувеличенных оценок роли чувственного опыта в познании. Путь к истине начинается с интуитивно ясных простых понятий и идет ко все более сложным. Интуиция и дедукция – основные компоненты метода Декарта. При этом у Декарта сближаются интуиция и врожденные идеи, которые не зависят от чувственного опыта. Декарт вводит принцип радикального сомнения по отношению к человеческому познанию, что должно исключить возможность поспешных суждений. Систематическое изложение философии должно начаться с некоторого интуитивно ясного представления. Таковым является – cogito («я мыслю»). В этом уверен каждый. От факта мышления мы приходим к выводу cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую»). Следующий шаг – у нас есть представления о вещах вне нас. Но это может быть и иллюзией. Здесь Декарт апеллирует к Богу, который не способен на обман, он гарант истинности нашего познания. Затем Декарт выстраивает дуалистическую систему, в которой разделяет две качественно различные субстанции – природу и людей. Для первой субстанции характерна протяженность, для второй – мышление.

Сенсуалистическая линия была продолжена Гоббсом и Локком. Томас Гоббс (1588-1679) полагал. Что процесс познания начинается с чувственного опыта, в человеческом уме нет ни одного понятия, которое не было бы порождено первоначально в органах ощущения. Он создает новую социально-политическую концепцию, в которой говорится о двух состояниях человеческого общества – естественном и государственном. В естественном состоянии человек живет своими чувствами, желаниями, страстями. Отсюда возникает война всех против всех. Но затем страх за свою жизнь приводит людей к осознанию необходимости перехода от естественного состояния к гражданскому, государственному. Путем общественного договора создается государственная власть.

Джон Локк (1632-1704) подверг критике концепцию врожденных идей. Он исходил из следующих положений:

- Нет врожденных идей, все знания в опыте и из опыта.

- Душа человека при рождении есть tabula rasa – чистая доска.

- Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях, чувствах.

Локк показывал, как идет движение от простых идей к сложным.

Первую попытку осуществить защиту религии от материализма сделал английский философ Джордж Беркли (1685-1753). Он приходит к фундаментальной идее субъективного идеализма, отождествляя свойства внешних предметов с ощущениями этих свойств. Так как в опыте мы имеем дело только с единичными вещами, то общие идеи, в том числе и идея материи, лишены объективного смысла. Отдельные вещи существуют лишь как комбинации отдельных ощущений.

Исходным пунктом в философии Дэвида Юма (1711-1776) является признание непосредственной данности нам ощущений и эмоциональных переживаний. Люди, в силу прирожденного инстинкта, готовы верить своим чувствам, верить в существование вещей. Однако, по мнению Юма, это инстинктивное убеждение не поддается рациональному обоснованию. Для Юма сомнительно существование как материальной, так и духовной субстанции в качестве причины восприятия. Мы не знаем ничего, кроме того, что воспринимаем. Наш мир – это совокупность наших ощущений, а что за их пределами – неизвестно.

Во второй четверти ХVШ в. во Франции сформировалось Просвещение – антифеодальное общественно - политической движение. Просветители были убеждены в том, что действия людей проистекают из заблуждений, и поэтому знание и просвещение играют особую, решающую роль в социальном развитии. Они также высокого оценивали здравый смысл, умение человека самостоятельно мыслить, принимать решения. Сторонники Просвещения (Франсуа_Мари Аруэ Вольтер, Шарль Луи Монтескье, ЖанЖак Руссо, Дени Дидро и др.) возвышали роль разума по отношению к вере, выступали против церкви, абсолютизма, за свободу научного и философского мышления, художественного творчества. Деятели Просвещения склонялись к деизму – они принимали идею о божественном творении мира, но этом роль божества заканчивалась – созданный мир самостоятельно существует и изменяется.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 603. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия