Этапы исторического развития философии. История философии является совокупностью системно-рационализированных концепций рассмотрения и разрешения наиболее актуальных проблем человечества
История философии является совокупностью системно-рационализированных концепций рассмотрения и разрешения наиболее актуальных проблем человечества, обеспечивающих преемственность эпох и поколений. Критическое отношение к миру и к самому себе, усиленное сомнением, формировало философию как особый способ освоения мира. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции, когда поиски генетического начала мира дополняются поисками субстанции. Воображение вытесняется мышлением. Однако этот процесс был длительным и сложным. Несмотря на значительные успехи древних цивилизаций Месопотамии и Египта, там философия не сложилась из-за отсутствия должного уровня свободы. В Древнем Китае и Древней Индии она возникла в несколько иных формах, чем на Западе.
Становление философского сознания в Древней Индии
В VI в. до н.э. в Индии возникает буддизм. Основателем этого учения был Сиддхартха Гаутама. Согласно традиции, впоследствии он был назван Будда (буквально: просветленный). Центральным пунктом догматики буддизма являются четыре благородные истины. Суть первой состоит в том, что жизнь человека неразрывно связана со страданием. Рождение и смерть, болезнь и старость, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность осуществить желаемое – все это ведет к страданию. Причиной страдания является жажда бытия. Желание индивидуального счастья. Способ преодоления страдания состоит в абсолютном отрешении от всего, от всех и от самого себя. Освобождение от «цепей» и обретение своей кармы (жребия) обеспечивается истинной верой и решимостью, словом и делом, истинной жизнью и стремлением, истинными помыслами и самопознанием. Познавший четыре истины и освободившийся от 10 цепей может достигнуть нравственного совершенства, состояния нирваны, т.е. покоя, прекращения существования. Человек согласно буддизму должен соблюдать нравственную чистоту: охранять все живое, не причинять зла, уважать чужую собственность, быть целомудренным, правдивым, воздержанным в еде и питье, игнорировать светские удовольствия и развлечения, жить в добровольной бедности, освободиться от всего, что приносит боль. Практика в буддизме понимается не как деятельность активного освоения мира, а исключительно как созерцание. Авторитет буддизма, его широкое распространение обусловлено тем, что он был «религией спасения», вселял в души поверивших надежду на то, что страдание можно победить и устранить не в загробном мире, а в этой жизни, если организовать свою жизнь в соответствии с канонами буддизма.
|