Античная философия. .
Устойчивый философский интерес к историческим судьбам человечества сформировался довольно поздно. Так, античная философия демонстрирует полное равнодушие к исторической проблематике. Даже энциклопедист Аристотель, писавший, кажется, обо всем, и живший в пору великих исторических событий (вспомним о войнах его ученика Александра Македонского на Востоке), не посвятил истории ни одного сочинения. Античная цивилизация, в отличие цивилизаций Древнего Востока, была чрезвычайно динамичной, насыщенной политическими катаклизмами и культурными новациями, древние эллины - мобильным, предприимчивым и любознательным народом. Переменчивость жизни способствовала становлению исторического сознания: не случайно в Греции в V в. до н.э. зародилась историческая наука, у истоков которой стояли Геродот и Фукидид. Почему же философы оставляли историю историкам, не удостаивая ее своим вниманием? Причина - в характерном для античности понимании задач философского познания. Философская мысль призвана постигать вечное и неизменное сущее. Таковы математические объекты, законы логики, законы соразмерного и прекрасного Космоса. Истинное знание (а философу надлежит стремиться к истине) вечно и неизменно, оно сохраняет свою силу не только здесь и теперь, а всегда и везде. Но ведь исторические события разворачиваются в пространстве и времени, они принадлежат к меняющемуся миру, где все вещи - и люди, и государства, возникают и прекращают свое существование. Изменчивое непознаваемо - это общее убеждение античных мудрецов. О преходящем и мимолетном можно составить мнение - приблизительное и относительное полузнание. Этим и занимаются историки. Если для историка Геродота события важны сами по себе и познаваемы сами по себе на основании свидетельств очевидцев и преданий, то философы отказываются считать историю наукой, ибо не может быть науки о преходящих вещах. История обладает не теоретической ценностью, а ценностью практической, поскольку ее уроки могут быть полезны для людей. Каковы же эти уроки? История свидетельствует о тщетности и недолговечности человеческих дел перед лицом Судьбы. Греческий историк Полибий, размышляя по поводу разгрома Карфагена римлянами, выражает уверенность: та же судьба постигнет когда-нибудь и Рим, так же, как некогда она постигла Трою, поскольку судьба " никогда не заключает договора с жизнью, но всегда нарушает наши расчеты новыми ударами и заставляет признать свою силу, разрушая наши надежды". Вот почему мудрый государственный муж или полководец в минуты своего триумфа помнят возможных ударах судьбы. Великие государства умирают так же, как и люди, как и все живые существа, хотя и живут несколько дольше. Слово " история" в греческом языке является отглагольной формой и означает просто известие, сообщение. Историки античности сообщают истории о случившемся, но не оценивают их в перспективе будущего, в свете какой-либо высшей цели. Понятие об осмысленно развивающейся всемирной истории, где настоящее обусловлено прошлым, а будущее - настоящим, в античном сознании отсутствует.
|