Студопедия — Христианская философия Средневековья
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Христианская философия Средневековья






Принципиально новое отношение к истории формируется в христианстве.

Исторический процесс предстал в христианском вероучении как реализация целей и предначертаний Бога-творца. Люди и человеческие сообщества - народы и государства, выступают в христианской концепции истории как исполнители Божественного Провидения, Промысла. Провидение находит в человеке исполнителя своей воли и своего замысла. В христианском провиденциализме история перестала быть хаотическим нагромождением случайных и необязательных событий, она обрела планомерность, смысл. Сокровенный план Божественного Провидения никогда не может быть ясен человеку до конца, но стремление распознать его - главная задача христианской историографии. Ключом к тайне истории является Библия.

Библейская история человечества имеет начало - сотворение человека, грехопадение, изгнание из Рая, центр - Боговоплощение (рождение Иисуса Христа) и конец - воцарение в мире антихриста, за которым следует Второе Пришествие Христа, Страшный Суд и установление Царства Божьего на земле. Эти узловые события не являются событиями историческими, а представляют собой акты божественного вмешательства в ход времен, вторжениями вечности в исторический процесс.

История человечества распадается таким образом на два периода - до и после Рождества Христова (современное летоисчисление свидетельствует о том, насколько глубоко христианство повлияло на европейское историческое сознание). Дохристианская, ветхозаветная история - это процесс неосознанной подготовки человечества к пришествию в мир Спасителя, она устремлена к этому событию как своей кульминационной точке. Средневековые историки утверждали: Христос явился на землю, когда наступила " полнота времен", когда была готова почва (социально-политические и духовные предпосылки), на которой христианское Откровение могло пустить корни и созреть. Если бы Христос был рожден в другое время, то мир был бы просто не способен его принять. Новозаветная история человечества, ведущая свое начало от Рождества Христова - это история спасения. Христианство указывает путь жизни, следуя которому, праведники обретут жизнь вечную. Христианская эсхатология утверждает трагизм истории: человек не способен собственными силами одолеть зло, и в конце всех времен оно окончательно восторжествует в царстве антихриста. История завершается Царством Божьим. В христианской литературе идея Царства Божьего имеет несколько смыслов.

Христианство привнесло в историческое мышление идею единства человечества. Прежняя дохристианская историография характеризовалась этноцентризмом: историки древнего Китая писали о Поднебесной, греческие и римские - о цивилизованной ойкумене античного мира, относя жизнь варварских народов к периферии исторического существования. Для христианства все люди равны в глазах Бога, для него нет избранного народа, привилегированной расы, людского сообщества, судьбы которого были бы более важны, чем судьбы другого. Все люди и все народы вовлечены в осуществление божественных предначертаний, каждому в них предназначена своя судьба и свою роль.

Христианский взгляд на историю нашел свое классическое выражение в работе АвгустинаБлаженного (354-430) " О Граде Божьем" - первой в европейской культуре работе по философии истории. Написанная под впечатлением от разгрома Рима готами в 410 г., она посвящена осмыслению этого потрясшего современников события. Вечный Рим, завоевавший полмира, город, по улицам которого восемь веков не ступала нога врага, захвачен и разграблен варварами. Каков смысл этого события в перспективе истории? Августин интерпретирует ход мировой истории как непрекращающийся конфликт между двумя принципами существования - любовь к себе (эгоизм), доведенная до презрения к Богу и Любовь к Богу, доведенная до презрения к себе. Эти принципы воплощены в двух социальных порядках - " земном граде" (мире гражданской цивилизации), и " Граде Божьем". Два града - государство и Церковь, существуют в истории бок о бок, смешиваясь, разделяя одни и те же земные блага и бедствия, но они отделены друг от друга бесконечной духовной бездной. По замыслу Бога государство призвано быть защитой общества от разрушительный сил, проистекающих из эгоистической природы человека, его подлинной предназначение - это поддержание мира и порядка. Однако в реальной истории государства представляют собой " разбойничьи шайки", живущие насилием, войной и грабежом. Августин оценивает историю пессимистически - он видит, что царства земного мира погрязли в несправедливости. Весь ход истории есть летопись попыток построения вавилонских башен, которые разрушаются из-за внутренне присущих человеческой природе эгоизма и алчности. Гибель Рима представляется ему закономерной и неизбежной. Однако Бог не оставил своего творения: он передает человечеству через Христа и деяния Святого Духа силу своей любви, которая способна преобразить природу человека. Если центробежная и деструктивная сила эгоизма образует разъединенное общество " града земного", то объединяющая сила божественной любви создает Град Божий - незримое сообщество людей доброй воли, праведников и святых. Церковь - видимое земное воплощение Града Божьего, не тождественна ему, поскольку не все принадлежащие церковному сообществу формально принадлежат ему духовно. Если земные царства рождаются и погибают, то Царство Божие от эпохи к эпохе расширяется, крепнет, приближаясь к полному своему торжеству на земле. В библейской истории человечества Августин выделяет ряд эпох, воспользовавшись аналогией возрастов человеческой жизни. Эти эпохи - младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость и старость человечества, есть этапы созидания Царства Божьего. Рождение Христа знаменует вступление человечества в пору старости. За старостью следует смерть - это апокалиптический финал исторической драмы, торжество Царства Божьего, победа вечности над смертоносным временем.

Учение Августина влияло на историческую мысль в течение всего средневековья, его воздействие сказывается в исторических трудах более поздних веков.

Философия Нового времени.

В эпоху Возрождения и Нового времени утверждается новая парадигма исторического сознания, в которой подлинным творцом истории видится человек, человеческий род. Новое понимание истории формируется одновременно с новым пониманием человека. (См.3.1.)

Философия истории обмирщается: понятия божественного Провидения, Царства Божьего исчезают со страниц философских сочинений. Тем не менее, светская новоевропейская философия унаследовала от христианского средневековья ряд важных принципов: 1) Идею " планомерности" " истории; 2) Представление о направленности исторического процесса к определенной цели, лежащей в будущем; 3) Принцип стадиального членения истории; 4) Мысль о единстве человечества и всемирной истории.

Философская мысль Нового времени выработала идею общественного прогресса - оптимистическое убеждение в том, что в ходе истории жизнь людей меняется в лучшую сторону, общество неуклонно совершенствуется. Эту идею в XVIII в. развивали Ж.Кондорсе, А.Тюрго, И.Гердер, в XIX в. - О.Конт, Г.Гегель, К.Маркс и Ф.Энгельс и другие мыслители. Учение о прогрессе, овладевшее умами образованных европейцев, становится своеобразным вероисповеданием, новой религией. В философии высказывались различные соображения относительно движущих сил прогресса и его критериев, этапов развития человечества, однако в каждой концепции подразумевалось наличие конечной цели истории. Такой целью представлялось некое совершенное состояние человечества - " земной рай", в котором угаснут конфликты и разрешатся все противоречия жизни, где каждый будет счастлив и свободен.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 851. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия