Методические рекомендации к теме. В первом вопросе необходимо знать, что познание – это разновидность духовной деятельности, способ освоения мира
В первом вопросе необходимо знать, что познание – это разновидность духовной деятельности, способ освоения мира, форма реализации возможностей человека, ее теоретических и духовно-практических ориентацией, одно из важнейших направлений самореализации личности. Познание проявляется в способности человеком исследовать и изучить действительность, воспринимать и применять знания, выражать их в конкретных знаковых системах. В философии учение о познании называется гносеологией. Существует две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм. Сторонники гностицизма оптимистично смотрят на настоящее и будущее познания (мир познаваем, а человек обладает безграничными возможностями познания). Агностики не верят либо в возможности человека познавать мир, либо допускают ограниченную возможность познания. Следует уяснить, что современная теория познания изучает: Ø возможность и структуру самопознания материи (формы, ступени, уровни), объективно детерминированную структурой познаваемой реальности; Ø структуру соотношения объективного и субъективного в мысленных отражениях действительности (истина, заблуждение); Ø характер мысленных отражений с точки зрения их детерминации, проверяемости и ценностной определенности. Необходимо уяснить сущность категорий «субъект» и «объект» познания, их диалектику. При рассмотрении второго вопроса обратите внимание на два уровня познания – чувственное и рациональное, раскройте роль чувственно – сенситивных форм отражения действительности (ощущения, восприятия, представления) и абстрактно – рассудочных форм (понятия, суждения, умозаключения), а так же определите роль иррациональных способностей человека в познании действительности (интуиция). В третьем вопросе основным понятием является «истина», рассмотрение которой следует осуществлять сквозь призму соединения в ней объективности и субъективности, абсолютности и относительности, конкретности. Философия формирует целую градацию уровней, которые характеризуют ступени совпадений знания и действительности: ложь, ошибочная мысль, ошибка, искажение, заблуждение – с одной стороны, и – соответствие, копия, правда, истина – с другой. Существует школа продуктивных критериев, которые в разной степени точности отделяют истину от заблуждения: ясность и очевидность, красота и гармоничность, стройность и логичность построения концепции, доказательность положений, которые выдвигаются. Наряду с продуктивными существуют и непродуктивные критерии, которыми руководствуются в ненаучных видах познания: авторитет, вера и др.
|