Т истины
И - есть понятия К практика суждения А умозаключения
Темы рефератов
1. Современные ценности познавательной деятельности. 2. Ценность истины. 3. Современная наука и гуманизм. 4. Диалектика субъекта и объекта в познании. 5. Роль творчества в процессе познания. 6. Интуиция как познавательная способность человека. 7. Рациональное и иррациональное в познании. 8. Релятивизм и догматизм о характере истины. 9. Соотношение знания и веры. 10. Основные черты философского скептицизма. 11. Агностицизм и его представители.
Проблемно – поисковые вопросы и задания 1. Ответьте на вопрос, который в свое время поставил Платон: С чего начинается познание: из познанного или непознанного? 2. Что мы познаем: единичное или общее? Одинаковы ли пути их познания? Если мы познаем общее, то как это общее знание можно применить к единичному предмету, когда каждый из них неповторим? 3. Для чего в познавательной деятельности необходимо понятие истины? 4. Каково различие между «истиной веры» и «истиной знания»? Чем отличается вера от убеждения? 5. Какие из перечисленных ниже афоризмов выражают агностицизм: а) чем больше познаешь, тем меньше знаешь; б) пути Господни неисповедимы (Библия); в) я знаю то, что ничего не знаю; г) нельзя объять необъятное; д) чужая душа – потемки? 6. Можно ли говорить об объективности истины вне человека и человечества? Дайте аргументированный ответ. 7. Как соотносятся понятия «заблуждение» и «истина»? Дайте философский комментарий. 8. «Принято думать, что между крайними точками знания лежит истина. Никоим образом: между ними лежит проблема» (И.В. Гёте). Какова ваша точка зрения? Аргументируйте свой ответ. 9. Является ли интуиция и представление формами отражения объективной реальности, или они только субъективные процессы, которые ведут к адекватному отражению действительности? 10.Какие из приведенных высказываний об интуиции истины, а какие - нет? К каким философским направлениям их можно отнести? а) интуиция – особый род познания истины, не опирающийся на практику и законы логики. б) интуиция – способ познания, позволяющий непосредственно постигать истину без предварительного логического рассуждения. в) интуиция – внезапная догадка, «озарение». 11.В чем состоит диалектическая взаимосвязь логики и интуиции, объяснения и понимания в процессе познания? 12.Каково различие между понятиями «практика» и «производство»? 13.В чем состоит единство, отличие и взаимосвязь философии и методологии науки?
Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. История познания и диалектика. – М., 1991. 2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1999. 3. Гусинский Н. Э., Турчаникова Ю.И. Введение в философию образования. – М., 2003. 4. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1994. 5. Лешкевич Т. Г., Мирская Л.А. Философия науки: интерпретация забытой традиции. – Ростов-на-Дону, 2000. 6. Миголатьев А.А. Философия. Адаптированный учебник. – М., 2003. 7. Философия /Под. ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 2003. 8. Философский словарь /Под. ред. И.Т. Фролова.– М., 2001. 9. Эволюция. Язык. Познание. – М., 2000.
Основные гносеологические концепции
Основу человеческого по- Основу человеческого по- знания составляют чувства знания составляет разум (чувственный опыт)
Основу человеческого по- Человеческое познание основано знания составляет интуиция. на действии чувств, разума и интуиции.
Семинарское занятие № 13
|