Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мотивы и сюжеты





1. «Дигенис и Евдокия»– аналогию см. В античном искусстве – «Давид и Мелодия». От античной композиции византийского мастера отличает определенный элемент средневековой условности, пришедший на смену неоклассицизму.
2. Поединки всадников.
3. Георгий-воин. В IX – X вв. в обстановке войн с арабами и тюркскими кочевниками усиливается культ святых воинов. Особенно популярен был св. мученник Георгий, по традиции почитаемый как доблестный покровитель воинства и самого императора. С X в. господствует иконографический тип Георгия-воина, вытеснивший тип Георгия-мученика. Существует несколько вариантов:
а) святой в доспехах, стоит во весь рост, опираясь на копье и щит;
б) сидит с мечом в руках;
в) едет на коне;
г) поражает дракона.
Наиболее распространенными были изображения Георгия в виде пешего воина либо всадника.
4. Поединки пеших воинов. Мотив единоборства двух воинов был распространен в константинопольских ларцах X – XII вв., украшенных накладками из слоновой кости.
5. Победитель льва. В средневековой иконографии распространены сцены борьбы со львом Геракла, Самсона и Давида. Христианские толкователи видели в них символические прообразы торжества Христа над силами князя тьмы.
6. Полет Александра Македонского. В Византиии фигура Александра Македонского была лишена церковной окраски. В Средние века в искусстве был особенно популярен эпизод (фантастический) полета Александра Македонского на небо. Существовало два варианта:
а) Александр возносится на небо, сидя на огромной птице;
б) два грифона возносят царя.
Первый вариант вознесения очень редок (монеты, бронзовая пластина на византийском ларце из слоновой кости XII в.). Он неизвестен на Западе. Мотив полета героя на гигантской птице отразился в живописи художественном ремесле мусульманской Персии. Гаруда несет на груди маленькую фигурку человека. Птица распластана в геральдической позе.
7. Придворное празднество. Пир царя или вельможи в окружении слуг и музыкантов – традиционная тема в придворном искусстве Востока (керамика, торевшика, миниатюры).
8. Музыка, танцоры, акробаты. Изображается двор византийского императора.
9. Мотивы звериного стиля. В XI– XII вв. в искусстве европейских стран получили небывалое рампространение «зверинные» мотивы. В это время символизм, особенно «зоологический», был очень популярен в мировоззрении эпохи в силу отсутствия естествознания как науки. Для человека XII в. не было существенной разницы между реальной и фантастической фауной, так как ее представители в основном вызывали интерес как воплощение отвлеченных идей. Множественность смысловых оттенков сопровождалась причудливым разнообразием форм (кентавры, сирены и другие мифологические существа).
Реальных и баснословных зверей византийского бестиария отличает «реализм». Как и в античном искусстве, полиморфные существа, созданные из как будто несовместимых анатомических элементов (сирены, кентавры, грифоны), убеждают в своем существовании. Это достигается тем, что каждая из составляющих их частей передана естественно и все части органично соединены. Декоративное оформление фигур зверей и птиц очень умеренное.

 

В отличие от романской теологии (мистика, демонизм), в искусстве Византии и Балкан звери олицетворяли преимущественно положительные по отношению к человеку свойства и имели охранительное, заклинательное значение.
Образы львов, барсов, грифонов, сирен были чужды официальному и церковному искусству, но получили распространение в книжной иллюстрации и художественном ремесле, менее зависимых от традиций, канонов. Идеалом военно-феодальной знати отвечают избранные образы свирепых хищников, которые становились геральдическими эмблемами (шелковые ткани, печати вождей). В искусстве феодальной знати преобладали изображения тех зверей и птиц, которые в литературе олицетворяли силу, ярость, отвагу сражающихся воинов.
Так, лев был гиперболическим образом мощи героя, воплощением идеи сильной власти. Высшие военные чины империи носили одежды с белыми львами. Это была излюбленная геральдическая эмблема феодальных правителей.
Грифон (лев с орлом) – в христианской иконографии – воплощение сатаны. Византийцы унаследовали античное представление о грифоне как неусыпном бдительном страже.
Грифона считали существом высшей сили и боеспособности. В высших кругах военной аристократии грифон олицетворял знатность происхождения и власть.
Излюбленными образами византийского «зверинца» были также барсы (леопарды), волки, лисицы, зайцы и птицы.
Изображения птиц в византийском искусстве количественно преобладали над «зверинными» мотивами. Они были распространены на шелковых тканях, поливной керамике, миниатюрах.
Павлины, как и на Востоке, в визвнтийском искусстве олицетворяли роскошь и царственное достоинство. Как эмблему высших сил павлинов в фас изображали на царских и кесарских одеждах, на тканях, в поливной керамике. Головы павлинов – «райских» культовых птиц – иногда окружают нимбом. В церковной скульптуре – это традиционный символ воскресения и бессмертия.
Для искусства Ближнего Востока и Закавказья павлины, изображенные в фас, нехарактерны.
В византийской орнаментике профильных павлинов группировали по сторонам древа жизни.
Излюбленными были также охотничьи сцены (звериный гон), пришедшие из искусства Ближнего и Среднего Восток, мотивы разнообразных масок, имеющих эмблематическое значение.
Наиболее употребляемые цвета в византийском орнаменте: ярко-зеленый, ярко-красный, фиолетовый, пурпурный.
В свою очередь заимствованные и по-своему переработанные орнаментальные формы других народов, сложившись в своеобразный византийский стиль, оказали влияние на искусство стран Западной Европы и Востока, и в особенности на русское искусство.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 661. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия