Тексты: У. Джемс, 3. Фрейд, Э. Фромм, В. Франкл .237
Глава V. Секуляризация 255 Секуляризация как исторический феномен. Свобода совести 255 Теория секуляризации.261 Проявления и последствия секуляризации в современном обществе 269 Тексты: Д. Белл, П. Сорокин, Д. Бонхеффер273 Глава VI. Религия в современном мире..284 Усиливается или падает влияние религии? 284 Религия и политика..287 Религия и наука.292 Современная мифология294 Свобода совести..300 Тексты: Р. Белла.306 Приложения Религии в современном мире..309 Религии и религиозные организации в современной России..310 Из законодательных актов Российского государства (Российская империя; СССР; Российская Федерация), регламентирующих права вероисповеданий и свободы совести.331 Международно-правовые акты, посвященные правам человека, свободе совести, религии и убеждений..339 Указатель 344 Введение. РЕЛИГИЯ И НАУКА О РЕЛИГИИ Основные подходы к объяснению религия — теологический, философский, научный. Почему религия называется религией? Религия как предмет научного исследования[1].
Слово “религия” встречается очень часто в обыденной речи, и в научных текстах, в публицистике ив художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана. Это — совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога, этот мир и самого человека сотворившего и давшего ему в “откровении” знание, которое должно принимать на веру, не требуя доказательств (поэтому религию называют часто просто верой); религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. Это, затем, совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношении и т. д. Это также совокупность норм, правил, поведения, которым должен следовать человек как требованиям, предъявляемым ему богом. И, наконец, это объединения религиозных людей в те или иные организации, такие, как церковь или секта, монашеский орден, особые группы профессиональных служителей культа. Признаки, фиксирующие лежащие на поверхности проявления религиозной жизни, образуют то, что называется феноменом религии. Не довольствуясь выявлением и описанием признаков религии, человеческая мысль с давних пор стремится объяснить феномен религии, понять его природу и значение, понять, что составляет его сущность.
|