Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВВЕДЕНИЕ. Со времени выхода в свет в 60—70-е годы первых отече­ственных монографических исследований, посвященных совре­менным проблемам социальной психологии





Со времени выхода в свет в 60—70-е годы первых отече­ственных монографических исследований, посвященных совре­менным проблемам социальной психологии, прошло более четверти века[1]. За это время многое изменилось и в жизни стра­ны, и в положении данной науки. Произошли радикальные пе­ремены в системе социальных отношений, в жизнедеятельности всех слоев и групп общества, в состоянии духовно-нравствен­ной атмосферы, в общественном настроении и ценностных ориентациях, доминирующих в социуме, которые пока не получили необходимого научного, в частности социально-психологичес­кого осмысления и объяснения.

Не остался без изменения и статус самой социальной пси­хологии как науки. Сегодня она уже не нуждается в доказа­тельствах своего права на существование. Нет сомнений и в возрастающей значимости как эмпирических исследований в этой области, так и в необходимости социально-психологичес­кого видения всего многообразия повседневно наблюдаемых нами явлений жизни.

Теперь пришло время энергичного развертывания твор­ческих возможностей этой науки и ее включения в решение многих практических вопросов, связанных с психологическим обеспечением готовности общества к эффективному выходу из затянувшегося кризиса, возрождению и обновлению экономи­ческого, правового, политического и духовно-нравственного потенциала социума, его гуманитарной культуры и гумани­тарного образования.

Вместе с тем очевидно и отставание в темпах развития социально-психологической теории и опыта ее практического внедрения от давно назревших и все более острых запросов со­циальной жизни. Одним из показателей этого является недоста­точная пока вовлеченность практических психологов в деятельность различных систем управления (федерального, от­раслевого, территориального) и некоторое снижение в темпах развития фундаментальных исследований.

Это, конечно, не означает отсутствия новых теоретичес­ких и практических подходов и разработок в области социаль­ной психологии. Они существуют и нуждаются в более широком обсуждении. Общетеоретические вопросы социальной психоло­гии отражены в ряде работ, опубликованных за последние 10— 15 лет [3]—[33].

Вместе с тем сохраняется настоятельная необходимость дальнейшего развития социально-психологической мысли. Стремительный поток радикальных изменений, происходящих в жизнедеятельности людей в последние годы, требует серьез­ного осмысления, а нередко и переосмысления многого из того, что было сказано ранее. Одна из первых попыток постановки и обсуждения этих вопросов была предпринята на Междуна­родной научной конференции " Социально-психологические проблемы человека в изменяющемся мире", которая состоя­лась в 1993 г. в Санкт-Петербургском Гуманитарном универ­ситете профсоюзов [34].

Не менее существенно и то, что при относительной ста­бильности общего понятия о предмете и области социальной психологии представление о круге ее вопросов может и должно уточняться и обогащаться.

В настоящем издании рассматриваются вопросы методо­логии и истории становления мировой и отечественной соци­ально-психологической мысли, а также основные проблемы социально-психологической теории (личности, деятельности, общности, общения и состояния).

Наряду с традиционным освещением предмета и облас­ти, системы и методов и других методологических вопросов, которые связаны с характеристикой социальной психологии как науки, здесь предпринята попытка определения и ее статуса в системе человекознания.

Это касается прежде всего тех границ в предметной обла­сти социальной психологии, которые позволили бы видеть как поле совпадения ее интересов со смежными отраслями научно­го знания, так и сферу присущего ей специфического видения изучаемых явлений.

Существенно при этом учитывать то, как постепенно ме­няется статус этой науки по мере развития ее потенциала: от течения мысли и одной из составляющих в лоне других дисцип­лин до методолого-теоретической основы социально-психоло­гического видения человека во всех сферах его социальной жизнедеятельности.

По мере накопления новых эмпирических данных, свя­занных с расширением сферы прикладной социальной психо­логии, еще более возрастает значимость их теоретического осмысления.

Применительно к способу построения социально-психо­логической теории необходимо учитывать все большую ак­туальность:

— разделения функций, с одной стороны, общей теории, а с другой — той ее разновидности, которая носит преимуще­ственно прикладной характер;

— проблемного подхода к рассмотрению изучаемых яв­лений в отличие от преимущественно эмпирического, описа­тельного;

— системного видения всего многообразия граней изуча­емых явлений и вытекающего из этого расширения их круга, попадающего в поле зрения данной науки.

С последним связано, в частности, и представленное здесь на рассмотрение авторское видение феномена деятельности и как социально-психологического явления, и как проблемы (пси­хологическая готовность и психологическая включенность в де­ятельность).

Очевидна и в дальнейшем перспектива уточнения и обо­гащения представлений о предмете социальной психологии за счет включения в нее новых явлений и проблем.

Это вытекает из процесса расширения поля взаимных ин­тересов дисциплин, пограничных с социальной психологией. Происходит это как за счет дифференциации и развития прикладной социальной психологии, так и в результате обраще­ния к социально-психологической теории, ее понятийному ап­парату тех исследований, которые осуществляются в пределах смежных с ней дисциплин.

Все это делает весьма прозрачными границы между со­циальной психологией и другими науками о человеке и сопро­вождается взаимными и все более массовыми переходами их демаркационных линий исследователями с обеих сторон (к сча­стью, пока без перерастания этих переходов в сколько-нибудь серьезные " пограничные конфликты").

Примером может служить ситуация, связанная с изучени­ем феноменологии общения.

На старте возрождения отечественной социальной пси­хологии в 1960-е годы феномен общения представлялся объектом исключительно социально-психологических инте­ресов и исследований.

Однако уже к 80 и тем более 90-м годам появилось нема­ло работ, в которых общение исследовалось с позиций и в рам­ках традиций общей психологии. Это привело к необходимости чисто терминологически различать такие понятия, как психо­логия общения и социальная психология общения, при том оче­видном факте, что и просто психология общения не может быть никакой другой, кроме как столь же социальной.

Феномен общения уже сейчас вызывает растущий интерес в других, в прошлом далеких от него, сферах научного исследо­вания. Это отражается в таких понятиях, как " экономическое общение", " научное общение", " политическое общение", " духов­ное общение" и т. д.

И тогда возникает закономерный вопрос: в чем же специ­фика социально-психологического видения и изучения общения в отличие от подходов к нему социологов, экономистов, поли­тологов или философов?

В самом сжатом виде ответ на него будет связан с призна­нием права и притязаний социальной психологии преимуществен­но на развитие общей теории общения в отличие от ее многообразных модификаций, порожденных спецификой всех других областей знания и носящих или прикладной характер, или, если говорить о философии и социологии, имеющих свои грани­цы на пути углубления в этот предмет.

Но это не освобождает от разграничения отношений с об­щей психологией или тем более философией, представители ко­торых в не меньшей степени имеют основание претендовать на развитие достаточно общих представлений о данном явлении.

Ответом на эту задачу может стать поиск не только и даже не столько границ, разделяющих сферы интересов к одно­му и тому же явлению, сколько различий в способе профессио­нального мышления, сложившегося в рамках той или иной научной дисциплины.

Очевидно, например, наличие разницы между характером социологического и философского мышления, а соответствен­но общепсихологического и социально-психологического.

Это делает актуальным постановку проблемы характе­ра, типа, стиля мышления как главного инструмента построе­ния социально-психологической теории.

Из этого же следует целесообразность введения в струк­туру методологии социальной психологии как науки понятия социально-психологического мышления с определением его содержательного наполнения, его смысловой и функциональ­ной нагрузки.

Не менее актуальной методологической проблемой явля­ется и вопрос о природе самого социально-психологического знания. Он до сих пор во многих отношениях остается откры­тым как применительно к характеристике генезиса и процесса становления социальной психологии в качестве мировой науки, так и относительно национальной специфики в ее развитии, ис­торических особенностей становления и судьбы, в частности отечественной социально-психологической мысли.

Более эффективное решение данных вопросов, на наш взгляд, может быть связано с переходом от представлений об одномерности, однозначности и однокачественности к призна­нию многомерности, многозначности и многокачественности изучаемых процессов и явлений.

Именно с этой точки зрения здесь предпринята попытка рассмотрения природы, и мирового процесса становления со­циально-психологического знания, и истории отечественной со­циально-психологической мысли, и особенностей постановки и решения ею или в рамках ее традиций проблем личности и дея­тельности, общности, общения и состояния.

 

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1626. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия