Во главе Византийской империи стоял император-автократор (самодержец), именуемый по-гречески василевс (царь). Василевс обладал почти неограниченной властью, мог издавать и изменять законы, но никогда не ставил себя выше закона, отличаясь этим от тиранов. Император руководил армией, определял внешнюю и внутреннюю политику империи, хотя не являлся собственником всех земель, его владения были огромны. Резиденцией императора был Константинополь, откуда осуществлялось управление империей. В подчинении василевса был мощный, но громоздкий государственный аппарат, состоящий из многочисленных судебных, военных и налоговых ведомств. Сенат (греч. синклит) выступал как совещательный орган при императоре. Чиновниками и синклитиками (сенаторами) становились не только выходцы из родовой знати. До самых высоких чинов дослуживались и простолюдины, отличившиеся талантом и образованием. Люди низкого происхождения оказывались даже на императорском троне. Это не смущало византийцев, ибо они, как и римляне, считали, что все граждане империи от рождения равны между собой, а родовитость частное дело каждого. Империя как форма государственного устройства представлялась византийцам в качестве наиболее приемлемой и совершенной формы государственности. Идею империи византийцы унаследовали от Рима. Император выступал как господин, правитель, но не собственник государства как на Востоке.
Идею империи укрепляло христианство, придавая ей священный характер. В IV в. один из сподвижников Константина Великого Евсевий Кесарийский создал политическую теорию, которая служила религиозным обоснованием византийской государственности. Согласно этой теории, светская и духовная власть в Византии слиты воедино, образуя симфонию (созвучие, гармонию). Император был не только светским правителем, но и главой церкви. Обожествлялась сама императорская власть, и распоряжения конкретных императоров рассматривались как божественные. И хотя император не обожествлялся (он считался смертным человеком), но по отношению к подданным василевс был подобием Отца Небесного, а неприкосновенной считалась сама императорская власть. Она не передавалась по наследству и, хотя личность императора считалась священной, неугодных императоров часто смещали. В Византии правило 109 императоров, и лишь 34 из них умерли своей смертью. Михаила III зарезали на пиру в его загородной резиденции, Никифора II убили в собственной спальне, Иоанна I отравили, Романа III утопили в ванне. Только за сто лет с начала царствования Василия II (976 г.) до начала правления Алексея I Комнина (1081 г.) было около 50 заговоров и мятежей.
Важным положением в теории Евсевия Кесарийского было обоснование смысла и величия не только византийской государственности, но и Византийского государства. По Евсевию, история человечества начинается с Библейского Адама, потомки которого заселяют землю, дают начало целым народам, создают царства. Но вся эта история лишь подготовка к последнему, христианскому периоду, который начался с появлением Иисуса Христа. Теперь смыслом истории становится постепенное распространение христианства на все племена и народы на Земле, подготовка их ко второму пришествию Христа. Византия оплот христианства, она находится под Божественным покровительством и ведет к спасению все другие народы. Имперская идея помогла Византии сохранить целостность, мировую державу. Однако, имперская идея, византийская авторитарность, ориентированная на сохранение традиций и обычаев, сковывали общество. Феодалы так и не стали сословием. Положение аристократии оставалось неустойчивым. Заговоры и интриги были неотъемлемой частью жизни императорского двора.