Студопедия — Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации






Характерный признак Средневековой цивилизации Запада господство мировой религии, христианства. Идеология в ее религиозной форме впервые стала доминирующим фактором в обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было времени, когда бы значение религии, церкви было столь велико. Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, философия, наука, искусство. Средневековье христианизировало Европу, и этот процесс во многом определил характер всей европейской цивилизации. Христианство проникло в Европу вскоре после своего возникновения. Вначале распространение этой религии ограничивалось районами Средиземноморья и Альп, а также Ирландией и отчасти Британскими островами. К XIII в. христианство охватило всю Европу, однако в Средневековье оно не было единым. В III-V вв. наметилось разделение на две ветви: католическую (всеобщая, всемирная) и православную (истинная). Постепенно этот раскол принял необратимый характер и завершился в 1054 г. окончательным разделением христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную). Вслед за этим вся Европа разделилась по конфессиональному признаку. Страны Юго-Западной, Северной и Центральной Европы последовали за Римом, страны Юго-Восточной и Восточной Европы за Константинополем.

В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V в. наименование папы римского (от греч. паппас отец, отче). Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая. Римские папы считали себя преемниками апостола Петра. Земли, находившиеся в руках папы, становились вотчиной Святого Петра. В VIII в. образовалось Папское государство, в которое входили земли Римской области и Равеннского экзархата. Церковь на средневековом Западе была государством в государстве. Она получала в дар от императоров и знати земельные владения. К XV в. духовенство владело 1/3 обрабатываемой земли. Еще Карл Великий узаконил церковную десятину. Христианская догматика (основные положения вероучения) разрабатывались на вселенских соборах. Система просвещения в средневековой Европе фактически находилась в руках церкви. В VI в. появился первый монастырь, основанный Св. Бенедиктом, который разработал и первый монастырский устав. От монахов требовали выполнение обетов бедности, безбрачия, послушания. Постепенно монастыри становятся центрами просвещения. В монастырских и церковных школах изучались молитвы и тексты Священного Писания на латинском языке. В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Для церкви одним из важнейших вопросов был вопрос об отношении к мирской власти. В 413 г. христианский теолог и церковный деятель Аврелий Августин, епископ города Гиппон, написал сочинение О граде Божьем, в котором были сформулированы основные принципы взаимоотношений церкви и мирской власти, церкви и государства. История человечества, согласно Августину, - это борьба праведников (Град Божий) и грешников (Град Земной). В земной жизни оба града существуют вместе, но церковь близка к Граду Божьему, земная власть стоит ниже церкви. Следовательно, светская власть должна подчиняться церкви. Реально же на всем протяжении Средневековья взаимоотношения церкви и государства представляли собой чаще всего противоборство и конфликты. Папы активно вмешивались в мирские дела, подчас даже в личную жизнь монархов. Представители духовенства порой напоминали ловких интриганов. Создавая серьезный противовес государству, церковь вынуждала его идти на компромиссы. Благодаря церкви создавалась обстановка диалога в политической жизни, церковь способствовала формированию особого европейского типа государственной власти.

Весьма волновал служителей церкви и вопрос об отношении к процессу познания, о том, что важнее вера или знание, истина. Фома Аквинский (1225/1226 1274), чье учение специальной энцикликой папы Льва XIII признано официальной философией католицизма, писал о гармонии веры и разума, считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога, но в случае конфликта истин разума и истин откровения отдавал предпочтение истинам откровения. В XIII в. появилась теория двух истин французского философа, профессора Парижского университета Сигера Барбантского (ок. 1235 ок. 1282), прозванного современниками Великим. Признавая существование Бога как первопричины, он отстаивал идею о едином универсальном разуме, общем для всего человечества. Истины богословские и истины научные, считал он, могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Они равно имеют право на существование. Сигер Барбантский был предан суду инквизиции и убит во время следствия. Эти духовные искания влияли на направление формирования массового сознания средневекового человека, способствовали развитию зачатков рационализма, и в конечном итоге создавали предпосылки для формирования в Европе нового типа человека свободного, инициативного, деятельного, предприимчивого.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 550. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия